Акции немецкого химического концерна Bayer в течение августа упали на 16% на фоне судебного решения о вреде гербицида Roundup. По итогам торгов в пятницу бумаги подешевели на 1,4% до 80,38 евро против 95,51 евро в начале месяца. Минимум был зафиксирован 16 августа — 75,86 евро. Как сообщал Bloomberg, рыночная капитализация концерна снизилась на 16 млрд евро.
Такая динамика — результат того, что 11 августа окружной суд в Сан-Франциско обязал компанию Monsanto, ранее приобретенную концерном Bayer, выплатить $289 млн садовнику Диуэну Джонсону. Тот утверждал, что работа с Roundup привела к возникновению у него рака в летальной стадии. Садовник пользовался гербицидом долгие годы и несколько раз по неосторожности проливал химикат на себя. Присяжные признали, что рак мог вызвать глифосат — действующее вещество гербицида, и сочли действия компании по сокрытию этого факта злонамеренными. Monsanto в свою очередь настаивала, что многочисленные экспертные исследования не подтверждают угрозу глифосата для здоровья человека. Позднее глава Bayer Вернер Бауман рассказал, что по состоянию на конец июля в США против Monsanto поступило примерно 8 тыс. исков, в которых компания обвиняется в намеренном утаивании информации о концерогенности Roundup. Кроме того, как сообщила газета Independent, после объявления приговора по иску садовника Вьетнам потребовал от Monsanto компенсации за применение гербицидов во время войны в 1960—1970-х годах. Бауман, в свою очередь, заявил, что компания будет защищать глифосат, и иски не изменят стратегию развития Bayer.
Последствия для Bayer
Директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов объясняет решение американского суда влиянием человеческого фактора. «История очень эмоциональная: истец действительно умирает, у него остаются несколько детей. Плюс все это происходит в Калифорнии — штате, который крайне негативно настроен против корпорации», — прокомментировал он «Агроинвестору». К тому же против компании поданы тысячи похожих исков, и рано или поздно должен был кто-то выиграть хотя бы в силу их огромного числа.
Тем не менее, вопрос с выплатой компенсации по решению суда пока не закрыт, замечает Сизов. Monsanto подала апелляцию, решение по которой может рассматриваться долго, хотя юристы истца с раком в терминальной стадии, вероятно, будут всячески пытаться ускорить процесс. И пока не будет вынесено решение, корпорация не станет платить истцу, поясняет эксперт. При этом он полагает, что компания, вероятно, должна выиграть апелляцию. По его словам, глифосат десятилетиями исследовался по всему миру, и тесты подтверждали безопасность гербицида. Если же корпорация проиграет апелляцию, то против нее будет подано еще больше исков, включая кассовые, что станет огромной проблемой для компании. «Сделка Bayer и Monsanto пока на 100% не закрыта. Сейчас все ждут, как будет развиваться ситуация вокруг апелляции, и если Monsanto проиграет, возможно, Bayer может попытаться и отказаться от нее», — не исключает Сизов.
В США судебная система носит прецедентный характер, следовательно, при вынесении одного положительного решения может быть инициировано множество процессов с требованиями о взыскании вреда, полученного при использовании глифосата, отмечает адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Зиннур Зиннятуллин. «Однако в каждом случае необходимо доказать причинение вреда, проводя экспертизы и исследования относительно влияния данного химиката на организм заявителя требований», — подчеркивает он.
Однако для Bayer инцидент может стать началом долгого судебного разбирательства, констатирует аналитик инвесткомпании «Фридом финанс» Ален Сабитов. «В целом на долю глифосатных гербицидов в структуре выручки компании приходится не больше 10%, что не окажет существенного влияния непосредственно на бизнес Bayer, но репутационные риски остаются высокими», — акцентирует он.
Глифосат в России
Глифосат — один из самых распространенных гербицидов в мире. По словам исполнительного директора Российского союза производителей химических средств защиты растений Владимира Алгинина, он применяется во многих странах, в том числе в России. «Сейчас надзорные органы всех государств, где он используется, ведут дополнительные исследования на возможное негативное влияние гербицида на здоровье человека. На сегодняшний же день подтверждения его опасности нет», — заверяет он.
Только в России несколько десятков торговых марок средств защиты растений, содержащих этот компонент, рассказывает гендиректор «Щелково-Агрохим» Салис Каракотов. «Сейчас принято решение ограничить его применение на личных подсобных участках. В большом сельском хозяйстве обсуждается вопрос уменьшения дозы глифосата для десикации зерновых культур. В то же время месяц назад токсикологическая служба, регистрировавшая этот препарат, поручила специалистам Института гигиены, токсикологии пестицидов и химической безопасности провести в течение нескольких лет мониторинг этого вещества. Уже заключены договоры между институтом и производителями препаратов на его основе», — знает Каракотов. При этом он признает, что в профессиональном сельском хозяйстве сейчас без гербицидов на основе глифосата не обойтись. «Вся система нулевого земледелия, а также минимальной обработки почвы — без вспашки — нуждается в нем. Заменить его нечем. Поэтому на ранней фазе для подготовки почвы он все же будет применяться», — поясняет Каракотов.
Что касается вероятности подачи в России исков в отношении использования глифосата, то она очень мала, полагает Зиннятуллин. «Исходя из практики судебных решений о компенсации морального и физического вреда, компенсационные выплаты не превышают сумму в 1 млн руб. С учетом тяжести доказывания вредного воздействия на организм человека различных препаратов, а также в силу дороговизны проводимых исследований, я считаю, что судебные споры по данным основаниям если и будут заявлены, то в малом количестве», — оценивает юрист.
Влияние на агрохимическую отрасль
После решения американского суда в мире повсеместно стали вводиться ограничения на применение глифосата, говорит Каракотов. Одновременно с акциями Bayer упали в цене бумаги и других агрохимических гигантов. Так, котировки DowDuPont в период с 9 по 15 августа снизились на 5% до $65,81, BASF - на 4,4% до 77,19 евро. Однако затем, как и в случае с Bayer, акции показали восстановительный рост — на 6,5% и 3,2% соответственно по состоянию на вечер 31 августа.
Из-за ситуации с Monsanto финансовых и репутационных рисков для других компаний нет, думает Сабитов. «В целом индустрия средств защиты растений получила положительный толчок после серии слияний и поглощений, так как оптимизировались затраты, что положительно отразилось на маржинальности», — напоминает он.
Аналитик «Открытие Брокер Тимур Нигматуллин считает влияние скандала и судебных исков на бизнес сильно переоцененным. «Скорее всего, в конечном итоге выплаты будут не очень велики в масштабах бизнеса и, что особенно важно, растянутся на десятилетия», — предположил он. Он привел в пример ситуацию вокруг компании Johnson & Johnson. Первый иск по поводу заболевания раком из-за примесей в тальке был подан к ней еще в 2013 году. «Сейчас поступило около 9 тыс. исков, но акции компании с 2013 выросли в два раза. К том же компания платит самые щедрые в своей истории дивиденды», — сказал Нигматуллин.
Что касается Bayer, то сейчас концерн оценивается рынком в 1,9 балансовой стоимости (p/b). «Для сравнения: на пике кризиса 2009-го минимум показателя составлял 1,52. При этом тогда бизнес был гораздо меньше и хуже диверсифицирован. Я полагаю, что после спекулятивных распродаж и сокращения влияния прочих разовых факторов (курсовых разниц
Сизов, в свою очередь, напоминает, что у Monsanto есть еще одна серьезная проблема кроме ситуации с глифосатом. Природозащитные организации пытаются в суде оспорить разрешение Американского агентства по защите окружающей среды (Environmental Protection Agency, EPA) на использование нового продукта компании — гербицида, основанного на действующем веществе дикамба. «Это новый важный для Monsanto продукт, и сейчас оживилась судебная тяжба, цель которой — отозвать разрешение на его использование. И если это произойдет, то компания понесет серьезные финансовые потери», — отмечает Сизов.