Европейские производители средств защиты растений (СЗР) не согласились с выводами Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которая признала наличие демпингового импорта гербицидов, ввозимых из Евросоюза на территорию Таможенного союза. По оценке Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), предлагаемое комиссией введение дополнительных таможенных пошлин значительно снизит конкуренцию на российском рынке и ограничит доступ аграриев к современным средствам защиты растений. В свою очередь российские производители опасаются, что такая мера приведет к повышению цен на СЗР в России на 30-50%.
В октябре ЕЭК опубликовала предварительные результаты расследования по поставкам средств защиты растений, в котором признала наличие демпингового импорта гербицидов из Евросоюза, и материального ущерба для стран ЕАЭС. Как говорится в докладе, за период с 2013 по 2016 год объем ввоза гербицидов из Евросоюза на территорию ТС ежегодно увеличивался: в 2014 году он вырос на 4,3% на фоне падения потребления на 2,7%, в 2015-м — на 7,5% при темпах роста рынка в 3,7%, в 2016-м — на 9% при увеличении объема потребления на 21,2%. «Положительная динамика объема импорта товара из ЕС при динамично растущем рынке союза позволила сохранить ему долю на рынке в 2016 году на уровне 2013 года, в то время как отрасль экономики ЕАЭС долю рынка потеряла», — говорится в докладе. При этом цены производителей из ЕС были ниже, чем у производителей аналогичных гербицидов в Таможенном союзе, утверждает ЕЭК. По ее подсчетам, средневзвешенное ценовое занижение с 2013 по 2016 год составило 9,3%. «В период расследования (в 2016 году) предприятия отрасли экономики ЕАЭС пытались восстановить конкурентные позиции на рынке союза, утраченные в 2015 году, и под воздействием увеличивающихся объемов демпингового импорта снизили цены товара В то же время ценовое занижение в разрезе разновидностей товара в 2016 году оставалось значительным. В среднем оно составило по взаимозаменяемым группам гербицидов 16,5% и 19,2% по идентичным группам гербицидов в расчете на 1 га обрабатываемой площади», — отмечает ЕЭК.
В результате в 2013—2016 годах рост демпингового импорта составил 22,2%, в то время как реализация гербицидов, произведенных внутри Таможенного союза, увеличилась лишь на 7,5%, говорится в предварительных итогах расследования. Кроме того, в 2016 году значительно возрос объем продажи товара по договору на переработку давальческого сырья по заказу компаний из ЕС — на 83,3%. «Учитывая, что данный товар реализовывался представительствами концернов Bayer, BASF и Syngenta, увеличение их реализации на рынке союза также оказывало отрицательное влияние на состояние отрасли экономики ЕАЭС наряду с демпинговым импортом, усиливая его негативное влияние», — отмечает ЕЭК. В результате прибыль отечественных производителей снизилась на 4,5% в 2016 году, рентабельность продаж — на 4,4 п.п., а товарные запасы прибавили 69,5% к уровню 2015 года, заключают авторы доклада. По итогам расследования ЕЭК предложила ввести временные антидемпинговые пошлины на гербициды, ввозимые из Евросоюза в размере 27,47% для группы Syngenta, 29,85% — для Monsanto, 28,74% — для BASF, 33,9% — для Dupont, 52,23% — для Bayer и ряда других производителей.
Директор ООО «Сингента» Джонатан Браун назвал выдвинутые против компании обвинения необоснованными. «Мы не применяем никаких демпинговых мер и не нанесли никакого материального вреда российским компаниям», — заявил Браун в четверг на ХVII конференции «Агрохолдинги России — 2017», организованной проектом «Агроинвестор». Оснований для введения антидемпинговой пошлины нет, уточнил он «Агроинвестору». «Чтобы компенсировать снижение курса рубля, Syngenta в 2014—2016 годах в отдельных случаях на 100% увеличила рублевые цены на свои продукты. Наши технологии и услуги позволяют нам проводить политику премиального ценообразования во всех сегментах рынка, и мы доказали это в ходе расследования», — сказал он. При этом он заметил, что отчет по итогам расследования свидетельствует, что в 2013—2016 годах у российских производителей — «Щелково Агрохим» и фирмы «Август» не было материального ущерба. «Согласно отчету, АО «Щелково Агрохим» и ЗАО фирма «Август» увеличили свою рентабельность на 80%, в полной мере использовав повышение цен, на которое «Сингента» и другие компании пошли для компенсации девальвации рубля», — утверждает Браун.
Гендиректор Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф признает, что увеличение физических объемов импорта гербицидов из Евросоюза действительно наблюдалось, однако это было связано с растущим потреблением и происходило не в ущерб промышленности EAЭС. «Общее производство гербицидов в ЕАЭС в анализируемый период (2013-2016 годы) увеличилось на 28%», — указывает Шауфф. При этом он заметил, что результаты расследования «подтверждают наличие четко выраженной корреляции по времени между ростом объемов импорта дешевых гербицидов из Китая (по ценам более чем в два раза ниже импорта из ЕС) и потерей доли рынка» российскими компаниями.
Компания BASF, в свою очередь, лишь выразила надежду, что комиссия ЕЭК все же придет к объективному выводу. «Антидемпинговое расследование в отношении гербицидов, происходящих из Европейского союза, еще не завершено и окончательных выводов ЕЭК пока не сделала. BASF сотрудничает с ЕЭК с самого начала расследования, ценовая политика компании никогда не была направлена на недобросовестные конкурентные практики», — сообщила «Агроинвестору» пресс-служба компании.
Аграрии ждут роста цен
В случае введения антидемпинговых пошли в размере 30-50%, цены на СЗР в России повысятся на такую же величину независимо от страны происхождения, спрогнозировал коммерческий директор сельхознаправления «Русагро» Константин Солодовников на слушаниях в Общественной палате. «С учетом доли СЗР в себестоимости продукции повышение цен даже на 30% приведет к снижению общего уровня рентабельности многих сельхозпроизводителей на 3-7% в зависимости от культуры», — цитирует Солодовникова пресс-служба Общественной палаты. Таким образом, по его подсчетам, по многим агрокультурам сельхозпроизводители лишатся до трети чистой прибыли. «Наша компания закупает больше половины СЗР у российских производителей, но при борьбе с определенными вредителями нам необходим доступ к более широкому ассортименту», — сообщил он.
Подобные инициативы несут высокие риски для аграриев в условиях высокой себестоимости производства и неустойчивой господдержки, добавляет исполнительный директор «Союзмолоко» Артем Белов. «На сегодняшний день у нас нет лишних денег, у нас доходность не растет, а падает», — констатировал Белов (цитата по пресс-релизу Общественной палаты).
Согласно прогнозу Шауффа, антидемпинговые меры значительно снизят конкуренцию на рынке Таможенного союза и ограничат доступ сельхозпроизводителей к современным СЗР и инновационным технологиям. «Производство некоторых видов гербицидов в ЕАЭС отсутствует. Увеличение цен на гербициды негативно скажется на ведении бизнеса сельхозпроизводителями ЕАЭС и будет препятствовать развитию и инновациям в сельском хозяйстве», — полагает он.
Потенциального роста цен и ограничения выбора СЗР для российских аграриев в случае введения антидемпинговой пошлины ожидает и Джонатан Браун. «Это окажет значительное негативное влияние на наших клиентов — сельхозпроизводителей по всей России, как больших, так и малых, в тот момент, когда цены на сырьевые товары находятся на нижней границе, а рентабельность и денежный поток сокращаются», — добавил он. При этом Syngenta заявила о намерении локализовать производство гербицидов в России до 80% от объема продаж к 2019 году, а всего портфеля СЗР — до 80% к 2021 году.
В 2016 году, по данным ЕЭК, на территории Таможенного союза было произведено 69,9 тыс. т гербицидов, 69% из этого объема было выпущено в России, 17% — в Белоруссии, 14% — в Казахстане. Импорт гербицидов в Таможенный союз в прошлом году составил 63,2 тыс. т. Странами-участниками Таможенного союза являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.