Министерство обороны России при введении военного положения сможет мобилизовать предприятия пищевой промышленности вне зависимости от форм собственности. Под действие новых правил попадает широкий спектр организаций, начиная от частных пекарен и заканчивая мясо-молочными холдингами и крупными логистическими компаниями, пишет газета «Известия» со ссылкой на представителя российского военного ведомства, знакомого ситуацией.
Порядок мобилизации предприятий описан в пакете документов «Плана обороны Российской Федерации на 2016-2020 годы». По информации издания, новая система, призванная накормить военнослужащих и мирное население в случае военных конфликтов или стихийных бедствий, уже прошла проверку в ходе учений «Кавказ-2016» в сентябре 2016 года.
«В целом эксперимент по мобилизации предприятий в Крыму, Ингушетии и Ставропольского края прошел успешно, хотя были выявленные некоторые юридические проблемы. По итогам «Кавказа» сама процедура мобилизации и ее откорректированные правила включены в План обороны», — рассказал источник в Минобороны.
Речь не идет об изъятии предприятий у собственников или их национализации, отмечает издание. После отмены военного положения собственникам активов будет выплачена компенсация, форма расчета которой уже согласована.
Система мобилизации промышленного фонда существовала в СССР, однако в отличие от тех времен сейчас практически вся пищевая промышленность, за редким исключением муниципальных пекарен, является частной, говорит председатель отраслевого отделения по хлебопечению, мукомольному и кондитерскому производству «Деловой России», гендиректор ООО МСЕ «Экспохлеб» Юрий Кацнельсон. «Если мобилизовывать частные предприятия, то нужно перевести их на государственные рельсы, поскольку это совершенно иная экономика, снабжение, затраты. На сегодняшний день в стране 700 индустриальных предприятий и 12 тыс. пекарен относятся к малому и среднему бизнесу. Сам бизнес просто не готов содержать мобилизационные мощности, на это нужны большие средства», — сказал Канцельсон.
Руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович полагает, что новый механизм будет применяться лишь в экстраординарных случаях, которые, уверена она, не произойдут.