Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии заявило о введении с 1 января 2017 года национального стандарта ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации».
Цель ГОСТа — установление единого регламента сертификации производства органической продукции. Документ соответствует основным европейским стандартам производства, маркировки, переработки, контроля качества и сбыта органической продукции, а также базовым принципам Международной федерации органического сельского хозяйства (IFOAM). Инициатором разработки ГОСТа выступил комитет Государственной думы по аграрным вопросам.
До конца лета документ будет опубликован и разослан участникам рынка для ознакомления.
Вопрос доверия к органическим продуктам со стороны потребителя — это краеугольный камень всего органического рынка, говорят специалисты. «Во многих телепередачах людям начали объяснять, что существуют продукты, которые нельзя ни в коем случае употреблять, потому что они опасны для здоровья. В результате российские потребители стали относиться нигилистически к любым красивым словам, упаковкам и маркировкам», — рассказал журналу «Агротехника и технологии» (см. статью «Назад в будущее», №3, 2014 г.) Илья Калеткин, президент холдинга «Аривера» (производство и продажа органической продукции растениеводства и животноводства) и председатель правления Национального органического союза (НОС). — Общее настроение среднестатистического покупателя можно описать словами: «Все врут! Никому не верю!» И в этом случае именно беспристрастная информация в масс-медиа о существовании органически сертифицированной продукции, призвана вернуть покупателям уверенность в существовании по-настоящему полезных продуктов».
В Европе, где экологически чистые продукты присутствуют на полках уже четверть века, закон об органике и общеевропейские стандарты сертификации были приняты не так давно. «Как вы понимаете, в Европе потребители не менее щепетильны, чем в России. Однако маркировке «БИО продукты» потребители действительно доверяют», — замечает Калеткин.
Доверие, по его мнению, в том числе, появляется благодаря жесткой системе контроля. Поэтому ее функции должны быть четко прописаны в законе. «С моей точки зрения, сертификация биопродукции не должна осуществляться государственными структурами, — говорит Калеткин. — Сертификацию следует поручить проводить исключительно независимым коммерческим структурам, единственным видом деятельности которых была бы именно сертификация процессов производства продуктов на соответствие стандартам закона об органическом рынке. А уже за этими агенствами государство в партнерстве с общественными организациями, объединяющими производителей и потребителей БИО-продукции, должно осуществлять надзор». По мнению специалиста, бизнес этих организаций должен напрямую зависеть от их репутации. Безусловно, такой подход сделает сертификацию недешевой, рассуждает он, но иного варианта нет, ведь если сертификация будет проводиться государственными структурами, доверять ей (из-за возможной коррупции) будут меньше, да и дешевле в отсутствии конкуренции она точно не будет.