Упущенная выгода. Технологии трансформации потерь в прибыль

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Российские аграрии вкладывают немалые средства в увеличение урожайности, выходя на новый уровень операционных затрат на удобрения, семена, СЗР, зарплаты, амортизацию. На первый взгляд много зерна — это благо. Но большой урожай может стать причиной нарушения баланса спроса и предложения, привести к снижению цен как на внутреннем, так и на мировых рынках. В конкурентном мире для устойчивого роста бизнеса важны не только объём производства, но и операционная эффективность. Необходим комплексный взгляд на аграрный бизнес через призму рентабельности.

Участники первого международного бизнес-саммита «АгроЭволюция» и международной агрологистической конференции «Залежи маржи», который провела компания «Лилиани» 18-19 мая в Ереване, обсуждали проверенные способы превращения потерь в прибыль.

За последнее время влияние на бизнес привычных проблем усилилось, отмечают эксперты. Погодные условия, инфляция, курсы валют, регуляторные риски, ввод новых санкций неминуемо приводят к росту себестоимости и снижению прибыли.

«Дешёвые ресурсы закончились, — констатирует Армен Налбандян, генеральный директор компании «». — Сегодня мы наблюдаем резкий рост стоимости кредитов, возможное сокращение или сворачивание программ субсидирования; рост инфляции за последние 2-3 года составил десятки процентов. Импортная техника, комплектующие и материалы существенно выросли в цене из-за валютного курса, санкций и проблем логистики. Прибавьте к этому дефицит кадров и удорожание человеческих ресурсов».

Чтобы преуспеть в конкурентной среде, нужен полноценный переход на новый технологический уклад, говорит эксперт. Необходимо не «латание дыр», а пересмотр бизнеса в соответствии с новыми вызовами и выбор стратегической концепции развития.

На примере одного из хозяйств, у которого под зерновые культуры выделено 6 тыс. га земли, Армен Налбандян рассчитал суммарные потери прибыли при существующем в большинстве агропредприятий технологическом укладе. Так, по его данным, потери урожая из-за неправильного использования потенциала земли составляют 210 млн рублей. К этому он прибавляет потери доходов на хранении зерна при традиционных технологиях хранения (зернотока, элеваторы), что составляет 45 млн рублей, а также потери от увеличенных операционных затрат на 73 млн рублей.

«В результате общие годовые потери на всех этапах могут достигать 328 млн рублей. Изменив технологии, можно удержать эти суммы, и получить дополнительно до 55 тыс. руб. дохода с каждого гектара», — заключает генеральный директор «».

Для достижения максимального эффекта он рекомендует применять несколько взаимосвязанных технологий: трёхзвенную уборку с ранним стартом, без простоев  комбайнов и автомашин (увеличение наработки комбайнов до 80%, а автомашин — в 2-3 раза), трёхзвенный круглосуточный сев, который может увеличивать суточный объём засеянных площадей в 3 раза, подкормка тукосмесями (увеличение урожайности до 50% при одновременном снижении затрат на удобрения и технику), хранение зерна в полимерных рукавах, формирование товарных партий (возможность управлять доходностью через управление качеством путём миксования зерна) и прямую отгрузку покупателям ж/д вагонами, без услуг сторонних организаций.

«Перечисленные подходы позволяют существенно сократить инвестиции в технику и получить прорывной рост производительности», — утверждает Налбандян.


В частности, по словам Армена Налбандяна, технология хранения зерна в рукавах позволяет снижать себестоимость зерна и трансформировать привычные потери в прибыль. Так, рекордные урожаи приводят к перенасыщению российского рынка, одновременно обостряя проблему нехватки мощностей для хранения, и многие или теряют качество зерна, не обеспечив необходимые требования к хранению, или продают зерно в период уборки по низким ценам. В обоих случаях результат один — снижение выручки и маржи, многие оказываются в зоне убыточности.   

Технологию хранения зерна в рукавах можно на всех основаниях называть «безразмерный элеватор», ведь такой подход позволяет размещать склад под открытым небом прямо на поле, причём, он может быть любого размера, который требуется хозяйству для закладывания зерна на хранение.

«Особенность технологии — анаэробное хранение. Герметизация рукавов обеспечивает создание внутренней среды, где нет воздухообмена со средой внешней, за счёт чего происходит поглощение кислорода зерном и выработка углекислого газа, что приводит к замедлению процессов жизнедеятельности самого зерна и микроорганизмов в толще слоя. В результате зерно консервируется, что даёт возможность долгосрочного и качественного хранения в открытом поле», — объясняет Армен Налбандян, уточняя, что рукава защищают зерно от снега, дождя, ультрафиолетового излучения и перепадов температур.


Также он отмечает, что длина рукава составляет 60 или 75 метров, что позволяет вмещать 200 или 250 т зерна пшеницы. Толщина рукавной плёнки — 220-230 микронов, вполне достаточна для надёжного хранения. «Сейчас мы импортируем трёх или пятислойные рукава. Однако со следующего года запустим свой завод в Липецкой области, который будет производить более качественные семислойные рукава на сверхсовременной производственной базе», — добавляет Налбандян.

Генеральный директор «» подчёркивает, что рукавная технология позволяет хранить зерно с высокой влажностью. Благодаря этой технологии в России ежегодно хранят 10 млн тонн.

«С рукавной технологией вы получаете тройную выгоду: можете сдвинуть уборку, начать её на несколько дней раньше, при более высокой влажности (и сократить потери зерна); можете закладывать влажное зерно на хранение и не тратить деньги на перевозку на элеватор и сушку, а в дальнейшем, при продаже, можете миксовать влажное и пересушенное зерно (если оно у вас есть) и формировать товарную партию стандартной влажности», — рассказывает Армен Налбандян.

Исключить простои техники

Рассказывая о методе трёхзвенной уборки урожая и загрузке посевных комплексов, Армен Налбандян обратил внимание, что значительно ускорить уборку можно за счёт исключения простоев комбайнов, которые происходят во время выгрузки. Если между комбайном и зерновозом поставить третье звено — бункер-перегрузчик — уборочная техника сможет выгружаться на ходу. Только за счёт применения метода трёхзвенной уборки появляется возможность поднять производительность комбайнов примерно на 40%, а автомашин — в 2-3 раза, подсчитал Налбандян. Кроме того, продолжает он, хозяйство обходится меньшим количеством техники там, где при двухзвенной уборке требуется ещё несколько комбайнов. В результате сокращаются инвестиции в парк техники, при этом уборка проходит в кратчайшие сроки.

«Посевную можно было бы провести в более сжатые сроки, если бы сеялки не тратили по 30­­­-60 минут на процесс загрузки. С бункерами-перегрузчиками загружать посевной комплекс можно всего за 3-4 минуты, а если проводить сев круглосуточно, то производительность посевного комплекса увеличится в три раза», — делится многолетним опытом Армен Налбандян.

Одним из тех, кто успешно применяет трёхзвенную уборку, является Андрей Каширин, генеральный директор хозяйства «Шумилинское» (Ростовская область). С учётом парка своих комбайнов, хозяйство приобрело десять бункеров-перегрузчиков, в расчёте 1 бункер-перегрузчик на 3 комбайна, исключив простои и сократив общий автопарк техники. В хозяйстве технология стала настолько незаменимой, что в этом году был приобретён еще один бункер-перегрузчик, что называется «на запас», как своего рода запасное колесо. Любой незапланированный простой бункера даже на час (к примеру, поломка подшипника или спускание колеса) для них означает снижение производительности уборочного звена на 30-40%. Расчёт показал, что разумнее инвестировать в запасной бункер, чем потерять темп уборки и рисковать снижением урожайности.

Андрей Каширин также отметил высокую точность весовых систем «Лилиани», с помощью которых они получили полную прозрачность веса собранного урожая, начиная с момента выгрузки зерна из комбайнов и заканчивая доставкой на зерноток. А это — возможность не только учёта и контроля зерна, но и мотивации персонала. Исключается определение комбайнёрами выработки «на глаз», что позволяет не допустить конфликты с персоналом.

Рассказывая о том, какую технику компания применяет при загрузке и выгрузке зерна, заместитель генерального директора по производству «Август-Муслюм» Айдар Латыпов отмечает, что, во-первых, здесь необходим упаковщик. «Мы пользуемся зерноупаковочными машинами МЗУ компании «Лилиани». За смену машина упаковывает 1000-1200 тонн зерна», — подсчитывает он.

Во-вторых, продолжает Латыпов, компания применяет бункеры-перегрузчики «Лилиани». При этом он подчёркивает, что «Август-Муслюм» работает по системе земледелия No-till и не допускает заезда тяжёлой автомобильной техники на поля: зерно из комбайнов выгружается в бункеры-перегрузчики, доставляется на край поля и за 10 минут перегружается 40 тонн продукции в автотранспорт. Кстати, добавляет он, бункеры-перегрузчики оснащены встроенными автоматическими весами. Объём урожая можно определить прямо на поле, что является ещё одним преимуществом технологий трёхзвенной уборки и комплексно с ней — хранения в рукавах.

Для разгрузки рукавов, по словам Айдара Латыпова, «Август-Муслюм» применяет распаковщик рукавов — зерноразгрузочную машину МЗР, с помощью которой за 10 минут из рукавов выгружается около 20 тонн зерна. «Вся техника отечественного производства, а это значит, что нет никаких проблем с запчастями и поставками машин», — подчёркивает он.


Один из клиентов «» в Оренбургской области — Бэкпай Джуламанов (ПСК «Приуральский»), чьё выступление было ретранслировано на конференции в Ереване, рассказал, что по технологиям «» путём биоконсервации хранит в рукавах кукурузу с влажностью 44%, сорго (под детское питание) с влажностью 25%, а подсолнечник — с влажностью 30%.

Ещё одно преимущество, на которое указывает эксперт, заключается в том, что в рукаве не происходит сортировка и перемешивание больших партий, как на элеваторах.

«Мы можем контролировать динамику поведения заложенного в рукава зерна. Так, в ходе послеуборочного дозревания содержание клейковины может увеличиваться примерно на 2%, и есть возможность этот показатель отследить», — отмечает он.


Как рассказал гендиректор компании, при формировании товарных партий используется двухсекционный бункер-перегрузчик «» (российский производитель), с помощью которого можно управлять качеством зерна путём миксования по классности и влажности. Такое миксование позволяет обходиться без зерносушилок и увеличивает рыночную цену собранного урожая. А поскольку пересушенное зерно, перемешиваясь с влажным, вбирает влагу до ГОСТовских показателей, оно восстанавливает потери веса, т. е. выручки. Таким образом агрохозяйство дополнительно зарабатывает на послеуборочном дозревании и на влажности.

«Жизненный цикл производства и продажи зерна, как правило, составляет один год. Рукава обеспечивают качественное сохранение и на год, и на два — в рамках ГОСТовской влажности. При инвестициях на тонну «склада» всего 400 рублей и себестоимости хранения 350 рублей эта технология решает вопрос сохранности и сухого, и влажного зерна», — обращает внимание Армен Налбандян.

Для справки он приводит следующие цифры: в России объём зерна, ежегодно закладываемого в рукава, составляет около 10 млн тонн. Ежегодный рост спроса на эту технологию — примерно на 1 млн тонн. При этом доля зерна, закладываемого в рукава, увеличивается не только в небольших хозяйствах, но и в агрохолдингах. В частности, этой технологией, по словам Налбандяна, успешно пользуется компания «», ежегодно закладывая в рукава, по его данным, 600-700 тыс. т, а также «», «», «», «Август-Агро», «Ростагро», «», , «», ГК «Светлый», «», «Сибагро» и многие другие.

 «Хранение зерна в пластиковых рукавах способно увеличить прибыль примерно на 2,5-4 тыс. руб. с каждой тонны, сократить инвестиции в зерносклады и обеспечить стопроцентную независимость от элеваторов и перевозчиков», — заключает Армен Налбандян.

В свою очередь, заместитель генерального директора по производству «Август-Муслюм» (входит в группу предприятий «Август-Агро», Татарстан) Айдар Латыпов рассказал о том, как агрофирма начала применять технологию хранения зерна в рукавах в 2019 году.


«На тот момент мы были одними из первых в Татарстане, кто внедрил этот опыт. Причина тому довольно проста: необходимо было оперативно обеспечить сохранность выращенного урожая. На старте компании «Август-Агро» в Татарстане площадь земель стремительно увеличивалась, а развитие складской и зерносушильной инфраструктуры требует времени и значительных вложений. Хранение в рукавах — это отличная альтернатива, и теперь мы ежегодно применяем эту технологию», — объяснил он.

По мнению Айдара Латыпова, она имеет множество преимуществ. По его словам, аграрии могут не спешить с продажей зерна с поля, когда цена падает совсем низко, и оставить выращенный урожай у себя в ожидании лучших времен.  Хранить зерно в рукавах можно в течение 5-6 месяцев. При этом рукава избавляют от необходимости платить за услуги сторонних элеваторов. По расчётам «Август-Муслюм», себестоимость хранения в рукавах на сегодняшний день составляет от 400 руб./т продукции, в зависимости от стоимости самого рукава и расценок на оплату труда рабочих.

Как отмечает Айдар Латыпов, не менее важно то, что упрощается логистика, так как рукава раскладываются прямо в поле. В горячую уборочную страду это высвобождает транспорт, экономит время и средства предприятия на перевозке.

«Другими словами, рукава — это быстрое, надёжное и очень просто организуемое хранение урожая», — убеждён он.

Как рассказал Александр Глебов, собственник агрохозяйства «Озерки» (Саратовская область), нехватка складов напольного хранения вследствие увеличения урожая пять лет назад заставила компанию попробовать технологию хранения зерна в рукавах. «Хотя вначале настрой был скептический, результат нас полностью устроил», — сообщил он.

В качестве преимуществ по сравнению со складами Глебов называет быстрое размещение рукавов в любом месте, где это необходимо, возможность хранения влажного зерна, а также точную сортировку, расфасовку более мелкими партиями и быстрое изъятие зерна после хранения. Кроме того, продолжает он, не требуется обработка «химией» против вредителей.

Особого внимания, по мнению Александра Глебова, заслуживает возможность выстроить максимально удобную логистику, не перегружая автопарк в период уборочной страды и исключив расходы на бессмысленные перемещения техники.


Но для многих аграриев, полагает он, главный плюс технологии — отсутствие капитальных затрат на строительство зернохранилища.

«Недостаток же технологии связан с тем, что хранение происходит фактически на земле, поэтому закладывать зерно в рукава можно только в хорошую погоду. В дождь при сырой почве это сделать не получится — приходится дожидаться, когда она высохнет», — предупреждает Александр Глебов.

Проблемой, по опыту собственника хозяйства «Озерки», также может стать появление грызунов и порча рукавов птицами. Так, в прошлом году, по его словам, компания заложила в рукава 40 тыс. тонн зерна, при этом потери составили около 5-7 тонн. «Зерно подъедают мыши, и мы пробуем разные решения», — говорит он.

Сабир Кадыров, доктор с/х наук, профессор, генеральный директор агрохолдинга «Сельхозинвест» (Липецкая область) рекомендует для борьбы с грызунами размещать рукава на твёрдой поверхности и засыпать извёсткой.

По словам эксперта, его компания эффективно сочетает три способа хранения: напольное, элеваторное и рукавное, куда «Сельхозинвест» поместил в прошлом году 25 тыс. тонн зерновых культур.

Для отпугивания птиц, которые могут стать проблемой, в компании «Август-Муслюм» используют шумовые пушки.

Айдар Латыпов для закладки рукавов рекомендует выбрать ровное место, предпочтительнее на возвышенности, объясняя, что это позволит избежать скопления талых вод в зоне хранения. «Мы стараемся разместить рукава ближе к дороге, что облегчает перевозку и обеспечивает доступность в зимнее время», — делится он.

При этом, как замечает специалист, очень важно следить за объёмом загружаемой продукции: избегать как перегрузки, так и недогрузки рукавов. «Масса загружаемого зерна должна чётко соответствовать правилам эксплуатации. При правильной эксплуатации рукавов недостатков у технологии нет», — утверждает он.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»