Журнал «Агроинвестор»
В прошлом году обеспеченность садов российским посадочным материалом достигла 74%, подсчитал Минсельхоз, в 2023-м показатель должен достигнуть уже 80%. Задача вполне реальная, уверены участники рынка. В ряде регионов местные питомники уже сейчас могут полностью покрыть нужды садоводческих предприятий. Однако предложение растет и со стороны иностранных поставщиков, и хозяйства не всегда делают выбор в пользу отечественного материала
За последнее десятилетие в России заложено около 140 тыс. га новых плодово-ягодных садов и питомников, более 60% этих насаждений приходится на сады интенсивного типа. По расчетам специалистов, ежегодная потребность садоводов России в посадочном материале составляет не менее 24 млн саженцев. Согласно данным Минсельхоза, в 2022 году доля российских саженцев на внутреннем рынке составила 74%, а в текущем она должна увеличиться до 80%, рассчитывает ведомство.
В 2019 году на отечественный посадочный материал (преимущественно яблонь), используемый при закладке новых интенсивных садов, приходилось 62%, в 2022-м — уже около 75%, подтверждает вице-президент Плодоовощного союза Виталий Храмушин. Практически полностью на российские саженцы перешли Саратовская, Волгоградская, Ростовская области, Карачаево-Черкесская Республика, Татарстан и Башкортостан. «Однако в ряде других регионов также активно используется иностранная продукция — в частности, в Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Калининградской областях, — обращает внимание эксперт. — Это, как правило, связано с необходимостью получения саженцев определенных сортов и с особыми свойствами, которых в России может не быть или нет в необходимом количестве или качестве». Снижение импортозависимости и стимулирование садоводов переходить на российский посадочный материал — стратегически правильное решение, полагает он.
Корни проблем