Журнал «Агроинвестор»
Резкие климатические изменения заставляют страны всего мира разрабатывать программы по стабилизации экологической обстановки. Россия не исключение. Одну из главных ролей в данном вопросе должна играть система мониторинга потока парниковых газов. Ее становление в стране идет с 2021 года в рамках проекта по созданию карбоновых полигонов. О том, что они собой представляют и в чем плюсы участия аграриев в их работе, расскажут авторы данной статьи
По данным итогового доклада международной группы экспертов по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC), антропогенно-обусловленный рост глобальной температуры составил по состоянию на 2022 год 1,09 °С по сравнению с доиндустриальным периодом (1850-1900 годы). Увеличение средней температуры в мире за период с 2010 по 2020-й достигло 0,25 °С, что является абсолютным максимумом за весь период инструментальных измерений. Наиболее высокие темпы повышения температуры отмечаются над поверхностью суши в умеренных и полярных широтах. Одновременно с ее ростом отмечается и изменение режима атмосферных осадков, а также увеличение повторяемости и интенсивности экстремальных погодных явлений, таких как волны жары, почвенные засухи, ураганы, ливневые осадки, нередко приводящие к катастрофическим наводнениям. Очевидно, что все подобные экстремальные явления оказывают крайне неблагоприятное влияние на условия жизни населения, могут повлечь за собой деградацию почв и нарушение структуры и функционирования растительных сообществ, привести к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, вплоть до гибели посевов.
Большинство экспертов по изменению климата связывают наблюдаемые в последние десятилетия резкие климатические изменения с увеличением содержания парниковых (климатически активных) газов — диоксида углерода, метана, закиси азота, фреонов и других — в атмосфере, вызванным стремительным повышением объема выбросов парниковых газов от антропогенных источников. Согласно данным палеоклиматических исследований, современный уровень содержания диоксида углерода в атмосфере достиг максимальных значений за последние 800 тыс. лет.