Журнал «Агротехника и технологии»
При выборе СЗР перед сельхозтоваропроизводителями стоит дилемма: как сделать выбор в пользу эффективных препаратов, потратив при этом разумные деньги; заплатить за бренд или сэкономить
В секретах сохранения урожая и тонкостях выбора эффективных препаратов для защиты растений на непростом рынке СЗР разбирались корреспонденты журнала «Агротехника и технологии».
Принимая решение в пользу экономии и заменяя оригинальный продукт дженериком, аграрий, как минимум, может нанести себе ущерб, получив невысокий урожай и значительное снижение его качества. «Многие аграрии считают, что использование качественного дженерика, приобретенного у проверенного поставщика, хозяйству почти ничем не угрожает, — рассуждает Татьяна Порфирьева, территориальный менеджер направления СЗР компании Corteva Agriscience, сельскохозяйственного подразделения DowDuPont. — Разве что действие препарата будет жестче по сравнению с оригиналом». Но на деле все может оказаться гораздо печальнее. Ведь никто не знает, что добавляют к основному действующему веществу (ДВ) производители дженериков. Однако добавки к ДВ могут оказать большое влияние на его эффективность, скорость и продолжительность действия.
Опасная экономия
Но еще более серьезную ошибку сельхозтоваропроизводитель допускает, когда делает выбор в пользу поддельных препаратов. Важно знать, что значительная часть применяемых в России СЗР не проверена на токсическую опасность для почв и сельхозпродуктов, напоминает Татьяна Порфирьева. К чему может привести применение поддельных препаратов, понятно без лишних подробностей: от потери урожая до угрозы жизни потребителя.
С тем, что выбор непроверенных поставщиков, у которых отсутствует репутация на рынке, — одна из первых и основных ошибок аграриев согласен и Дмитрий Белов, начальник отдела развития продуктов компании «Август». «Здесь речь идет не о молодых компаниях, — поясняет специалист, — которые зачастую могут иметь хорошее досье по препаратам и подтверждающие биологическую эффективность отчеты, данные полевых испытаний и продукцию достойного качества. Речь о компаниях, которые занимаются перевалкой препаратов из других стран». Их главная задача — найти поставщика с самой низкой ценой и установить на препарат достаточную по их аппетитам и операционным затратам вилку в цене. Далее они стучатся во все двери с основным преимуществом: «у нас дешевле, у нас отсрочка», объясняет схему работы таких фирм Дмитрий Белов. В итоге конечный потребитель — аграрий — получает препараты нестабильного качества (поставщики зачастую разные), отсутствие технологического сопровождения и гарантий. Самое курьезное то, что действующего вещества в этих препаратах может быть предостаточно, а вот препаративная форма, которая иногда является основополагающей в себестоимости пестицида, может быть настолько примитивной, что не позволяет реализовать потенциал ДВ и на 60% от заявленной эффективности, предупреждает специалист компании «Август». Кроме того, есть зафиксированные факты с загрязнением одних действующих веществ другими. «Так, к примеру, безопасный для севооборотов с сахарной свеклой препарат на основе трибенурон-метила имел в своем составе метсульфурон-метил, который негативно влияет на сахарную свеклу, — рассказывает Дмитрий Белов. — А в одном из фунгицидов при его анализе вместо заявленного в составе эпоксиконазола и тиофанат-метила был обнаружен только тебуконазол. Не самый худший вариант, однако сельхозпроизводитель был, мягко говоря, введен в заблуждение». По мнению специалиста, если сельхозпредприятие хочет оптимизировать затраты или рассмотреть более бюджетные схемы защиты, не надо пытаться купить то же самое, что предлагают проверенная компания, у непроверенных по более низкой цене. Гораздо эффективнее запросить у проверенного поставщика более оптимизированное предложение, которое позволит один год «переболеть» частью урожая, но не поставит на кон весь урожай и не будет угрожать отдаленными последствиями.
«Некоторые хозяйства, к сожалению, используют пестициды с серого рынка и даже контрафакт, — сетует Андрей Созонов, руководитель отдела технической поддержки продаж компании «Басф». — Не стоит забывать, что ответственность за применение СЗР лежит также на плечах сельхозтоваропроизводителя: нужно избавляться от пустых канистр, используя бесплатный сервис от региональных компаний-операторов по сбору тары, чтобы и свести к минимуму риск контрафакта, и позаботиться о чистоте окружающего нас мира».
«Нужно понимать, что цена на эффективную продукцию не может быть очень низкой, — дополняет коллег Ирина Буря, ведущий научный консультант Краснодарского представительства компании «Щелково Агрохим». — Ведь стоимость качественных ингредиентов, используемых при производстве СЗР, очень высока». Немаловажным фактором является качество препарата, так как он состоит не только из ДВ. В составе должны быть вспомогательные компоненты, повышающие его эффективность и, что немаловажно, безопасность для культуры: ростостимуляторы, адьюванты, биоактиваторы, перечисляет специалист. Кроме того, необходимо обращать внимание на комбинации действующих веществ в составе. Действуя по принципу синергии, они должны дополнять, а не дублировать друг друга в отношении ряда проблем, то есть сочетаться между собой и иметь различные механизмы действия. Ирина Буря отмечает, что важным фактором для повышения эффективности СЗР является препаративная форма — способ доставки активного действующего вещества в растение. Современные формуляции, например, микроэмульсии, концентраты коллоидных растворов, масляные дисперсии, масляные концентраты эмульсии, имеют размер частиц в десятки раз меньше в сравнении с давно используемыми препаративными формами, например, КС. Это позволяет им гораздо быстрее проникать во вредный объект и блокировать проблему.
При выборе пестицида главное — знать биологию вредного объекта, с которым предстоит бороться. Опыт агрария — лучший советник в выборе пестицида. Но без собственных полевых исследований — никуда. Примененный вне рекомендованной фазы развития культурного растения гербицид может привести к полной гибели культуры
Параметры выбора
Главное, что нужно знать при выборе пестицида, — биология вредного объекта, с которым предстоит бороться, считает Юрий Дымов, менеджер по зерновым культурам и кукурузе компании «Агро Эксперт Груп». Это даст понимание правильных сроков обработки, поясняет он. Также надо знать жизненный цикл сельскохозяйственной культуры с точки зрения критических фаз закладки урожая — именно в это время культура должна быть защищена от патогенов и сорняков. Не последнее по важности знание — свойства применяемых пестицидов, а именно спектр действия, период защиты, рекомендуемые сроки применения. «Если все эти параметры будут известны и проанализированы агрономом, то шансы на получение необходимого эффекта от средств защиты растений возрастают, — утверждает специалист. — Безусловно, опыт агрария — лучший советник в выборе пестицида. Но на рынок постоянно выходят новые, интересные продукты. И чтобы пополнять свой опыт и знать, что подойдет хозяйству, необходимо постоянно экспериментировать». Юрий Дымов рекомендует выделять определенные, пусть и небольшие, площади для проведения сравнительных испытаний. Полностью избежать рисков, связанных с применением СЗР, невозможно, сожалеет сотрудник «Агро Эксперт Груп», но их можно минимизировать. Для этого необходимо ориентироваться не только на цену, но и на репутацию поставщика средств защиты растений. Чтобы не разочаровываться в пестицидах, агроному надо четко знать, с чем он борется в поле, а также биологические свойства планируемого к покупке пестицида. Увы, довольно часто связка «вредный объект — пестицид» выбирается неправильно. Однако это вовсе не означает, что продукт плохой, он просто предназначен для другого, либо применен не вовремя, отмечает Юрий Дымов.
Еще одним важным критерием, по мнению Дмитрия Белова, является целеполагание. «Какой урожай планируется? Какие проведены мероприятия? Каковы качество семенного материала, репродукция и характеристики устойчивости и восприимчивости используемых сортов, какие нормы и составы удобрений внесены и предполагаются, какой прогноз Россельхозцентра по развитию и распространению сорняков, вредителей и болезней в регионе? — перечисляет наводящие вопросы специалист. — Важно также учитывать структуру севооборота, чтобы быть готовым к ограничениям по севообороту и планировать его на будущее». На основе всех этих данных и формируется заявка на препараты. Несмотря на то, что пестициды не самая большая статья расхода в себестоимости сельхозпродукции, нужно учитывать конъюнктуру рынка и потенциальный урожай. Ведь, например, себестоимость выращивания 30-ти и 50 ц пшеницы в разных регионах может быть абсолютно одинаковая, а все дополнительные вложения обеспечат дополнительный урожай, но график рентабельности вновь пойдет вверх только после отметки 68 ц, а все что ниже — работа ради работы, подчеркивает Белов.
Для успешной работы хозяйства специалисты по защите растений должны иметь соответствующую квалификацию и опыт, продолжает мысль коллеги Татьяна Порфирьева из Corteva Agriscience. «Если мы говорим о борьбе с вредителями, агроном должен знать, что за вредитель в его посевах, к какому классу он относится, в какой фазе развития находится вредитель на момент обработки, превышает ли его численность ЭПВ; нужна ли пролонгация в действии инсектицида, — рассуждает специалист. — Если же мы говорим о борьбе с сорной растительностью, то необходимо четко понимать, какой видовой состав сорняков присутствует на полях, фазу развития сорной растительности и культурного растения». Примененный вне рекомендованной фазы развития культурного растения гербицид может привести к полной гибели культуры, напоминает Порфирьева. Также могут возникнуть серьезные проблемы, если не подобрать гербицид под конкретные сорняки на поле. Если же говорить о борьбе с заболеваниями сельхозкультур, то агроному необходимо знать, каким заболеванием поражено растение, процент его распространения и интенсивность развития, чтобы иметь возможность правильно выбрать фунгицид по спектру его воздействия на то или иное заболевание. Специалист хозяйства должен регулярно проводить фитосанитарный мониторинг полей, четко придерживаться регламента применения того или иного пестицида для максимального достижения желаемого эффекта, а также уметь грамотно рассчитывать нужную дозировку препарата, заключает Татьяна Порфирьева.
Дело в воде
Андрей Браилко, руководитель группы технических экспертов по полевым культурам компании «Сингента»
«Качество воды, используемой для опрыскивания, — параметр, которому порой не уделяют должного внимания. Очень часто это вода из прудов или каналов, где содержится большое количество взвеси и ила. А ведь это — сорбенты, которые притягивают молекулы действующего вещества средств защиты растений и тем самым снижают эффективность обработки. Для заправки полевых опрыскивателей, как правило, используют воду из доступных источников, потому что подвоз воды — дорогое удовольствие. Аграрии, конечно, понимают возможные последствия, но других вариантов у них попросту нет.
Проблема снижения эффективности препаратов комплексная — здесь взаимосвязано множество факторов. Особое значение это имеет для препаратов с низкой нормой расхода, например, сульфонилмочевины: на 200 л разводится около 6 г препарата, поэтому даже если всего 0,5 или 1 г ДВ выбывает из игры, это уже существенно отражается на качестве обработки. А если при этом используется некачественный распылитель, машина идет на большой скорости, а на улице жарко и рабочий раствор быстро высыхает на поверхности растений — результат может быть плачевный.
Другая опасность — жесткая вода. Соли магния, кальция, алюминия, железа, которые содержатся в воде, при контакте с препаратом могут вызывать выпадение осадка, расслоение и адсорбцию части ДВ. В качестве способа решения можно рекомендовать добавлять в жесткую воду подкисляющие вещества, например, сульфат аммония или специальные препараты. Вода с щелочной средой для обработок химсредствами всегда более опасна, чем нейтральная или слабокислая. Как правило, аграрии уже знают, какая жесткость воды у них в скважинах или источниках: если много лет берут воду для обработок из одного и того же места, с проблемой снижения эффективности СЗР уже столкнулись, сделали анализ и определили уровень рН воды, потому знают, как оптимизировать ее качество. Кстати, лаборатории, которые делают этот анализ, дают соответствующие рекомендации.
Некоторые аграрии, для сохранения эффективности, например гербицида, при ненадлежащем качестве воды просто увеличивают норму расхода препарата. Да, эффективность против целевых объектов в этом случае получается высокой, но повышается риск негативного воздействия на оператора, возрастает нагрузка на окружающую среду, увеличивается вероятность высокого содержания остаточного количества пестицида в продукции. Более ответственные сельхозпроизводители (и таких большинство), не видят большой проблемы в том, чтобы добавить в бак опрыскивателя, например, сульфата аммония, поскольку понимают, что с точки зрения безопасности и эффективности это более оправдано и надежно».