Принцесса на бобах. Эксперты прогнозируют рост российского рынка сои

В 2008 году соя занимала всего 8 тыс. га в Центральном Черноземье. Сейчас — в 100 раз больше
В 2008 году соя занимала всего 8 тыс. га в Центральном Черноземье. Сейчас — в 100 раз больше
Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Потребность животноводства в белке приводит к стремительному росту посевных площадей сои. При этом активно выращивают эту культуру не только на Дальнем Востоке, но и в Центральном Черноземье, где интерес аграриев подкрепляется высокой маржинальностью и хорошим урожаем. Между тем соя считается культурой капризной, и далеко не каждому она сулит реальную выгоду

О тонкостях возделывания одной из самых перспективных культур десятилетия корреспондентам журнала «» рассказали эксперты и участники рынка.


В России возделыванием сои пока преимущественно занимаются на Дальнем Востоке, но уже в ближайшем будущем пальму первенства у него отобьет Центральный Федеральный Округ, в частности Черноземье, где наблюдается стабильный прирост площадей и лучшая среди регионов РФ урожайность. Если в ЦЧР соя, по данным компании «», в 2008 году занимала всего 8 тыс. га, то сегодня — в 100 раз больше. Изменение посевных площадей спровоцировало соответствующее изменение спроса на семена и сорта. Так, сейчас сельхозпроизводители остро нуждаются в качественных районированных сортах.

«Когда мы начинали заниматься соей в Воронежской области, сортов было очень мало, — вспоминает Сабир Кадыров, профессор кафедры растениеводства, кормопроизводства и агротехнологий Воронежского ГАУ. — Причем все они были низкобелковыми — максимальное содержание белка 34-35 %. Увеличить белок технологическими методами можно совсем незначительно, поэтому если у сельхозпредприятия в приоритете белок, то следует выбирать сорт с высокими показателями по протеину. Важнейшие характеристики сорта — продолжительность вегетационного периода, устойчивость к заболеваниям и урожайность». Не менее важна и высота прикрепления нижнего боба, потому что сою убирают при низком срезе, а если сортовые параметры не учтены, 10-15 % будет оставаться неубранными, предупреждает эксперт. Растрескиваемость стручков тоже влияет на потери при уборке, поэтому ее также стоит учитывать при выборе сорта. Сабир Кадыров отмечает, что основные производители-оригинаторы сои, с которыми работают ученые и аграрии в Воронежской области, — это «Прогрейн», Белгородский ГАУ и компания «Соя-Север».

Многие аграрии в Центральном Черноземье хотят вырастить сою в качестве хорошего предшественника для озимой пшеницы, продолжает Сабир Кадыров. Следовательно, им важно, чтобы соя успела вызреть до начала сева озимых, и на этом моменте часто начинаются проблемы. «К примеру, в 2017 году соя созрела во второй половине сентября, — рассказывает эксперт. — Естественно, ни о каких озимых на этом поле речь уже идти не могла. Поэтому всегда нужно внимательно выбирать сорта и помнить, что нельзя одновременно получить высокое качество, высокую урожайность и скороспелость. Так не бывает: чем более скороспелый сорт, тем ниже его урожайность и ниже качество. Всегда позднеспелые сорта будут более урожайными, ведь фотосинтез никто не отменял».

По мировому стандарту содержание белка в сое должно быть на уровне 38 %. Но с продвижением культуры с юга на север количество белка в бобах снижается, а содержание масла увеличивается, отмечает Сабир Кадыров. «В Центральном Черноземье соя большинства сортов показывает 32-36 % белка, — приводит данные эксперт. — На Дальнем Востоке — 37 %, и 36-38 % — на Юге. При этом отечественная селекция, к сожалению, не совсем подходит. На мой взгляд, оптимальна канадская селекция. Здесь речь идет еще и происхождении сорта: российские сорта хоть и скороспелые, но низкобелковые, а канадские — наоборот».

Однако универсальных рекомендаций по выбору сортов нет, всегда необходимо отталкиваться от данных конкретного хозяйства или даже проводить испытания различных сортов на своих полях. Своим опытом использования семян разной селекции поделился генеральный директор компании «Залесское молоко» (Калининградская область) Роман Уютов. «Размышляя о том, стоит ли нам выращивать сою, я все никак не мог понять, что нужно этой культуре, — вспоминает он. — По сумме температур наш регион для сои подходит. Культуре необходима влага — у нас в среднем по году 600-700 мм осадков выпадает, этого достаточно». В 2016 году компания на пробу посеяла 50 га сои австрийской селекции, результат получили очень хороший. Также на испытании в «Залесском молоке» в 2017 году было два белорусских сорта, а затем — два австрийских в 2018-м, все раннеспелые. Самые главные критерии выбора культуры, по словам генерального директора компании, — это сумма температур и достаточное количество осадков. Посев сои в «Залесском молоке» начинают сразу после кукурузы — через пару дней, когда почва прогревается до 10 градусов.

Апробацией различных семян сои занимаются и в агрохолдинге «», где Центр новаций и исследований ежегодно проводит сотни испытаний. В результате такого строгого отбора на поле попадают только лучшие сорта сои. «Решающее значение для нас имеют три критерия, — поясняет Томас Доренвендт, директор группы растениеводства компании. — Во-первых, это содержание белка. Нам нужно не меньше 33 % протеина. Семена, которые выдают худшие результаты, в производство никогда не попадут. Второй критерий — это урожайность. Третий, самый важный критерий — это продолжительность вегетационного периода. Сейчас мы как раз увеличиваем долю сортов с относительно высоким вегетационным сроком — они более урожайные». Если еще два года назад в агрохолдинге было почти 50 % ультраранних сортов, то сейчас их около 20 %. В «» отдают предпочтение сортам средней спелости и поздним.

«Осложняет выращивание сои одна проблема: в России очень долгая процедура сертификации новых сортов, — сетует Доренвендт. — И это при том, что они достаточно быстро устаревают. Например, в Канаде средний срок эксплуатации сорта 2-3 года, а в России мы только стремимся к тому, чтобы он уменьшился хотя бы до четырех лет. В производстве сои очень важно возделывать самые современные сорта, потому что они берут лучшее от предыдущих и дают новые преимущества. Кстати, обычно каждый новый сорт урожайнее предыдущих минимум на 1 %».

Масличный взлет

«Масличные — самый быстрорастущий сегмент полевых культур за последние три десятилетия в России и в мире. По-прежнему наблюдается прирост и в объемах производства, и в занятых под этими культурами площадях. За последние 10 лет посевные площади под масличными достигли 236 млн га, показав рост на 21%. При этом прирост посевных площадей сои составил 52%, в результате чего в 2017 году под этой культурой было занято 126 млн га. Причина такого скачка проста — потребность в дешевом растительном протеине. Если же сравнивать количество посевных площадей сои в 2017 году с далеким 1996-м, то рост, по данным регрессионного анализа, составил 338%. В валовом сборе масличных культур текущего сезона соя занимает солидную четверть, т. е. при площадях 2,9 млн га это 4,1 млн т. Однако не всем культурам так повезло, как сое: в период 1990—2017 гг. произошли кардинальные изменения в структуре посевных площадей: больше всего пострадали рожь, посевные площади которой рухнули почти на 80%, и овес, площади которого сократились на 70%.


Азотные удобрения или инокуляция?

По мнению Мартина Шонауэра, эксперта компании Saatbau Linz, инокуляция — важнейший фактор, влияющий на успешность возделывания сои. «Это основа для образования белка и основа урожайности, — утверждает он. — Этап технологии важнейший, незаменимый, но одновременно с этим и самый трудный. Если вы впервые заходите с соей на поля, инокуляция должна быть очень интенсивной, чтобы был прирост клубеньков. Если соя выращивается на поле, где она уже была раньше, инокуляция даст прибавку урожая, поскольку увеличивается количество клубеньков». Если инокуляция состоялась, и вы видите, что на растении 20-30 клубеньков, значит, вы уже работаете с хорошей перспективой на будущее, поясняет специалист. Клубенькам необходим кислород, поэтому нужно следить, чтобы на поверхности почвы не образовывалась корка. Также следует помнить, что слишком большое количество азота в почве замедляет развитие клубеньковых бактерий, они становятся ленивыми или вовсе перестают образовываться, подчеркивает Мартин Шонауэр.

«Соя — очень капризная культура, — добавляет Сабир Кадыров. — И небольшая доза азотных удобрений для нее необходима. Однако многие вносят большие дозы, что, по моему мнению, является преступлением». Из азотных удобрений лучше применять те, которые меньше содержат нитратную форму азота, рекомендует эксперт, поскольку нитраты подавляют клубеньковые бактерии. Конечно, если азота в почве немного, сое приходится тратить больше собственной энергии на фиксацию азота своими силами в процессе выращивания клубеньков. А ведь задача агронома заключается именно в том, чтобы создать у себя на полях такие соевые «фабрики азотных удобрений». В начале вегетации азот-фиксация идет слабо, достигает максимума во время цветения и плодообразования, затем активность снижается к моменту созревания, поясняет Сабир Кадыров. В случае успешной симбиотической активности соя не будет в этот период нуждаться в азоте, а если клубеньки не работают или их нет, растение из азотонакопителя превращается в азотопотребителя. Поэтому инокуляция как элемент технологии является обязательной, убежден он.

Однако в вопросах инокуляции необходимо отталкиваться от реалий конкретного региона. В компании «Залесское молоко» в 2012 году сделали полный агрохимический анализ всех полей и рассчитали программу восстановления плодородия на 6 лет. В самое ближайшее время компания планирует повторный химанализ, чтобы проверить эффективность работы. «Во время поездок по России и Европе я узнавал о минеральном питании сои, получал противоположные предложения, — делится Роман Уютов. — Например, в Центральной России азот дают непосредственно перед посевом. А в Европе так делать не рекомендуют, потому что он ингибирует рост клубеньковых бактерий. Агрономы из Центральной России и Дальнего Востока не согласятся с такой позицией и будут правы, потому что в Европе совсем другие реалии, а в России и Америке ризобактерий уже столько, что можно не заниматься инокуляцией — соя и так будет хорошо расти и развиваться. В регионах, где сою выращивают давно, особенно на Дальнем Востоке, главный ингибирующий фактор — влага. По опыту возделывания сои в Калининградской области могу сказать, что половину необходимого азота соя может себе сама собрать, если у нее образуются клубеньковые бактерии. Оставшуюся половину нужно давать в середине вегетации, когда идет накопление белка. Так мы и делаем: при севе даем азотно-фосфорные удобрения, а основной азот вносим в фазу бутонизации», — поделился опытом генеральный директор компании.

Симбиотические тонкости

«Для растения выбор между азотофиксацией и ассимиляцией нитрата из внесенных в почву удобрений очевиден в пользу ассимиляции. Связано это с тем, что для обеспечения процесса образования одной молекулы NH4+ из молекулярного азота требуется по меньшей мере шесть молекул НАДН, а на ассимиляцию из почвы — лишь четыре восстановительных эквивалента НАД(Ф)Н, что на порядок меньше. Процесс будет идти по пути меньшего сопротивления. Клубеньки образуются лишь в случае дефицита нитрата в почве. При его достаточном уровне их образование может идти, но функцию свою они выполнять не будут. Наилучший способ применения инокулянтов и протравителей — это заблаговременное протравливание семян сои фунгицидными протравителями не менее чем за 2 недели, затем непосредственно перед посевом; нанесение инокулянтов на зерно или, при наличии должного оборудования, непосредственно при севе. Важно понимать, что контролируемое заражение ризобиями происходит только с момента образование корневых волосков. Значит, наша система представляет собой цепочку бактерия—почва —вегетирующее растение, а не бактерия—семя. Что очень важно, ведь если готовить совместный рабочий раствор фунгицид + инокулянт, достаточно быстро происходит сокращение титра ризобий. В данной технологии можно предложить использовать флудиоксанил или стробилурины, но это неэффективное использование ризобий. Лучший способ был изложен выше».


Перспективы сои

В холдинге «» считают, что производство сои в России ждет стремительный рост. «Судите сами, — поясняет представитель компании, — сейчас в Центральном Черноземье под сою отдано 7 % посевных площадей. В Северной Дакоте этот показатель составляет 35 %. Кроме того, только Россия и Казахстан могут предложить переработчикам большие объемы негенномодифицированной сои, за которую, кстати, покупатели дают премии». То есть российским сельхозпроизводителям нужно не только замещать импорт, но и наращивать экспорт, убеждены в «». В компании считают, что российские производители этим непременно воспользуются. «Еще один фактор роста — тема экологии, — продолжает Томас Доренвендт. — Все чаще ведутся дискуссии о замене животного белка растительным. Условный житель развитых стран закрывает свою потребность в протеине мясом минимум на 50 %. Но производство мяса требует много воды. Если брать одно и то же количество белка, то его производство в растениеводстве потребует в десять раз меньше воды. При современных темпах роста населения планеты это весьма актуально».

Согласен с коллегой и Сабир Кадыров из Воронежского ГАУ. По его мнению, соя будет востребована, как и остальные масличные, поскольку возрастает спрос на рапсовое и соевое масло в качестве биотоплива. «Цена не будет падать, поэтому сою можно уверенно сеять», — утверждает эксперт.

По данным аналитиков, Россия ежегодно производит 3,6 млн т сои, а еще 2 млн т мы вынуждены завозить, чтобы загрузить имеющиеся в стране перерабатывающие мощности, которые, к слову, легко могут справиться с таким объемом. Следовательно, было бы логично попытаться закрыть потребности перерабатывающих компаний в сырье за счет наращивания отечественного производства сои. Кроме того, в России есть потенциал по переработке сои. К тому же эта культура, по отношению к подсолнечнику и рапсу, находится в комфортном положении с точки зрения конъюнктуры — по данным «Прозерно», в планах Минсельхоза может быть увеличение посевных площадей в целом по России на 4 %.

В целом же развитие соевого рынка сопровождается улучшением культуры земледелия, совершенствованием обучения специалистов, регистрацией новых сортов, применением качественных протравителей, инокулянтов, фунгицидов. «Чего действительно не хватает отечественному рынку, так это предприятий по глубокой переработке сои, производящих такие продукты, как соевое молоко, текстурированный соевый белок, соевые изоляты, соевый лецитин и др., — считает Сергей Гончаров из «Сингенты». — Страна отстает по категориям соевых напитков, мясных аналогов, сухих завтраков и так называемых энергетических продуктов. Одновременно с этим растет потенциал потребления соевых белков в хлебопекарной отрасли, продуктах функционального питания и фармацевтике». И, что самое главное, инвесторы готовы вкладывать деньги в этот сектор уже сегодня.

Задача для селекционеров

Рост посевных площадей сои привел к увеличению спроса на семена и сорта. Сергей Гончаров, полевой эксперт компании «Сингента», убежден, что для повышения эффективности селекции требуется расширенное воспроизводство. «То есть доход от производимых продуктов должен превышать затраты, чтобы новые сорта занимали большую долю рынка, — поясняет он. — А поскольку селекционные центры в стране в основном государственные, то и реагируют на возросший спрос на семена они в соответствии с имеющимися ресурсами — человеческими, финансовыми, временными».

За редким исключением над разработкой новых сортов сегодня работают все те же коллективы и институты, что и четверть века тому назад. Государство не балует их избыточным финансированием, труд селекционера не в большом почете, а система подготовки кадров для АПК еще не пережила периода безудержных экспериментов, сетует специалист. Тем не менее селекционная деятельность на территории России ведется. К отечественным лидерам на рынке сортимента сои относятся ВНИИ сои, ВНИИ масличных культур и Приморский НИИСХ. Начали появляться частные селекционные программы, такие как СОКО.

«Соя, как и другие культуры с быстро растущими посевными площадями, стала объектом экспансии международных семенных компаний, в основе деятельности которых лежит расширенное воспроизводство, — признает Сергей Гончаров. — Они занимают уже около трети семенного рынка сои. В первую очередь это канадские семенные компании, поскольку именно в этой стране селекция данной культуры, вероятно, на наиболее высоком уровне в мире».

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»