Журнал «Агротехника и технологии»
Возможности современной пищевой упаковки и упаковочных материалов в сочетании с эффективными технологиями позволяют существенно увеличить степень защиты продукта, продлить сроки хранения, выделить его на магазинной полке и обеспечить удобство выкладки, а также повысить привлекательность в глазах потребителя, сделав процесс потребления простым, а приготовление — быстрым
Об инновациях в сфере упаковки пищевых продуктов журналу «Агротехника и технологии» рассказали участники рынка.
В пищевой промышленности интерес к инновациям в упаковке значителен. Конкуренция на рынке крайне высока, и производителям необходимо постоянно искать новые решения для привлечения внимания потребителей, отстройки от конкурентов, увеличения продаж и доли рынка, объясняет Анна Балашова, руководитель отдела маркетинга компании «СИГ Комбиблок» (российское представительство SIG Combibloc, мирового лидера в области системных поставок картонной упаковки и асептических машин розлива для жидких пищевых продуктов).
По словам Виктора Семкина, генерального директора агрокомбината «Московский» (Москва; производство и реализация овощной продукции и зелени), российский рынок пищевой упаковки на сегодняшний день достаточно развит и стабилен. Рост спроса на упаковочные материалы способствует поиску новых решений: расширяются возможности выделения товара на полках магазина, ведутся разработки интересных упаковочных конструкций, прогрессируют полиграфические возможности нанесения печати на гофропродукцию и полимерную продукцию. Кроме того, подчеркивает он, появилась возможность нанесения печати на пищевые ПВХ пленки, чего ранее не было.
Его поддерживает Катерина Максименко, начальник отдела маркетинга компании «НаноКомпозит» (Республика Беларусь; производство экологичных упаковочных материалов). Основные изменения зачастую связаны с дизайном — растет потребность в упаковке с качественной печатью до 10 цветов, появился интерес к пленкам (БОПП) с жемчужным (перламутровым) внешним эффектом, говорит она. Соответственно, производители продуктов питания акцентируют внимание на дизайне (например, упрощенный и минималистичный), цветовом решении (ярких и дерзких цветах или, наоборот, мягких и спокойных), персональном посыле к своему покупателю через упаковку.
Это, как объясняет Максименко, последствия высокой конкуренции и потребности выделиться с продукцией на полках в магазинах, стать заметным и узнаваемым по результатам рекламных кампаний. Вместе с тем, добавляет она, современный тренд потребления на ходу формирует все большую популярность порционных форматов упаковки.
«В нашем сегменте (упаковка мяса, рыбы и сыра в вакуум и газ) происходит рост популярности штучной продукции — уменьшается количество батонов колбасы и увеличивается количество мелких порций (нарезанная на слайсере продукция)», — подтверждает Татьяна Грамлих, генеральный директор Проектно-конструкторского бюро «Бегарат» (комплексные решения для производства и упаковки продуктов из мяса и другого пищевого сырья). А для традиционных штучных упакованных продуктов, например, сосисок, характерна тенденция к уменьшению размера порции: меньше вес одной сосиски — меньше вложений в упаковку и меньше цена упаковки на полке, отмечает Грамлих.
На смену традиционным форматам приходят решения, которые позволяют дольше сохранять свежесть, вкус, структуру продукта, а также сокращают время, затрачиваемое покупателем на приготовление. Немаловажным является и вопрос компактности, возможность экономить складское пространство и повышать эффективность логистики товара, развивает тему Дарья Лащенко, директор по маркетингу Группы компаний «Дамате» (выращивание и переработка индейки, переработка молока и производство молочной продукции).
Большое влияние на внедрение новых технологий, по ее словам, оказывают требования современного формата торговли: сроки хранения, позволяющие доставлять свежую продукцию на значительные расстояния, и, конечно, удобство для конечного потребителя. «Сегодня мы должны не только произвести индейку, но и порезать на порционные куски стандартного веса, упаковать и проинформировать, как правильно и разнообразно можно ее приготовить», — поясняет Дарья Лащенко.
Однако, по мнению Татьяны Грамлих, требования производителей продуктов питания к упаковке сейчас все же отходят на второй план. Гораздо важнее требования сетей и дистрибьюторов. «Конечный потребитель хочет иметь упаковку, которая занимает мало места и в достаточной степени демонстрирует товар. На эти пожелания и ориентируются сетевые магазины, — говорит она. — Кроме того, упаковка должна гарантировать сохранность товара на протяжении всего срока годности, ведь потребитель к этому привык и даже не задумывается на эту тему».
Как рассказал Виктор Семкин, с каждым годом растет возможность выбора поставщиков упаковки, различных услуг по оптимизации процессов упаковки и транспортировки как штучного, так и группового товара. Крупные поставщики стараются перенимать опыт зарубежных компаний, расширяют ассортимент, увеличивают производственные мощности, стремятся представить новые виды и технологии упаковки, которые позволяют решать такие задачи, как биобезопасность; надежность; возможность вторичной переработки; простота изготовления, хранения, перевозки; высокие эстетические свойства; снижение материалоемкости и стоимости.
В последние годы наблюдается рост интереса к асептической упаковке: она позволяет снижать логистические затраты, а также развивать как дистрибуцию по всей России, так и экспорт в другие страны.
Нацелены на удобство
В последние годы широкое распространение получила технология приготовления кулинарных изделий непосредственно в упаковке, отмечает преподаватель Высшей школы биотехнологии и пищевой технологии Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого, советник Торгово-промышленной палаты Алексей Корж. «Например, новая концепция Mylar Cook американо-японского концерна Joint Ventures Dupont Teijin Films отвечает одновременно двум современным трендам: удобной упаковке и удобству приготовления продукта, — рассказывает эксперт. — Она предусматривает использование фольги глубокой вытяжки в качестве упаковки подготовленного для тепловой обработки мясного продукта и его последующее приготовление в этой упаковке».
С его точки зрения, компания Sealpac является одной из немногих, кто уделяет повышенное внимание разработке инновационных упаковочных решений на постоянной основе. В качестве примера Алексей Корж приводит упаковочную систему для свежего мяса TenderPac, которая позволяет выпускать упаковку с двумя отсеками. В одном находится сам продукт, а в другом, невидимом для покупателя, — адсорбирующий композит, который впитывает вытекающий мясной сок, возникающий в процессе созревания и хранения мяса. При открытии данной упаковки мясной сок не вытекает, и продукт на прилавке выглядит презентабельно, объясняет Алексей Корж.
А для экономии места на полке магазина при продаже мясной нарезки, по его словам, отлично подойдет инновационная упаковочная система компании Wipack. Она представляет собой упаковку колбасной нарезки в твердую биомодифицированную фольгу со слоем на базе полиэстера, которая для удобства торговой выкладки выполнена в формате книжки.
В настоящее время одним из востребованных способов продления сроков хранения мясных продуктов и кулинарных изделий является внедрение барьерных технологий. «Мы используем барьерные пленки и лотки с применением защитной атмосферы, — делится Дарья Лащенко. — Их основное преимущество — это возможность сохранять мясо свежим до 10-14 суток без применения каких-либо консервантов. Сегодня это прежде всего вопрос удобства для покупателя: не нужно замораживать мясо, упаковка герметична и позволяет сохранять все натуральные свойства продукта».
Рынок асептической картонной упаковки будет расти в ближайшие пять лет по 1-1,5% в год.
Анна Балашова из компании «СИГ Комбиблок» замечает, что рынок пищевой упаковки очень разнообразен, глобально его можно разделить на два сегмента по типу упаковки: асептическая и неасептическая. По ее словам, развитие асептических технологий позволяет производить продукт с минимальными потерями витаминно-минерального комплекса и сохранять его длительное время без добавления консервантов и каких-либо искусственных примесей. И это большой плюс для производителей натуральных и полезных продуктов питания, использующих асептику, например, Danone, PepsiCo, Coca-Cola.
«Упаковка должна обеспечивать сохранность не только вкусовых, но и качественных характеристик продукции, — убежден представитель пресс-службы компании «Валио» (российское подразделение финского концерна Valio, ведущего производителя молочных продуктов в Финляндии). — Например, достаточно долгий срок хранения йогуртов, которые не содержат «Е» добавок и консервантов в своем составе, обуславливается в том числе высокотехнологичной асептической непрозрачной упаковкой, позволяющей продукту сохранять свои полезные свойства и вкус на протяжении месяца с момента изготовления».
В целом в Valio уделяют большое внимание удобству потребления продукции, продолжает представитель компании. Поэтому на рынок выводятся продукты в небольших упаковках и с большим сроком годности — до 90 дней. Все это стало возможным благодаря современным технологиям производства и асептической упаковке. Кроме того, в компании строго контролируют безопасность упаковочных материалов. Например, для плавленых сыров, которые фасуются горячими, используется упаковка, произведенная из полипропилена, не выделяющего вредных веществ при воздействии высоких температур.
В компании SIG Combibloc отмечают, что интерес к асептической картонной упаковке возрастает, особенно со стороны производителей молочной продукции. «Во время экономического кризиса 2014-2016 гг. темпы роста продаж асептической упаковки замедлились, так как оборудование по розливу продуктов и сама упаковка существенно дороже неасептических аналогов, — поясняет Анна Балашова. — Однако сейчас идет оживление рынка, покупательская активность восстанавливается, и производители все больше заинтересованы в асептических решениях, ведь они позволяют снижать логистические затраты, а также развивать как дистрибуцию по всей России, так и экспорт в другие страны». Согласно оценкам SIG Combibloc, рынок асептической картонной упаковки будет расти в ближайшие пять лет по 1-1,5 % в год.
Из-за значительного изменения образа жизни современного человека меняется общий тип потребления продуктов. «Наша жизнь стала значительно быстрее, и уже нет времени на полноценные завтраки, обеды и ужины. Поэтому заметным трендом стал рост потребления продуктов “на ходу”», — рассказывает Анна Балашова. В связи с этим, по ее словам, активно развиваются категории «здоровых перекусов и снеков». И упаковочные решения также меняются в сторону порционных форматов (150-500 мл) и более удобных вариантов как по форме упаковки, так и по типу открывания.
Кроме того, замечает Балашова, все больше потребителей выбирают персонализированные продукты, которые будут четко удовлетворять их потребности не только по составу, функциональным свойствам и качеству изделия, но и по дизайну и типу упаковки.
Значительный рост на протяжении нескольких лет показывает гибкая упаковка, отмечает еще одну тенденцию рынка Анна Балашова, добавляя, что она позволяет заменять тяжелые и дорогие металлические и стеклянные банки на легкие и доступные по цене решения. В то же время, делает оговорку специалист, гибкая упаковка плохо подходит для розлива жидких пищевых продуктов, поэтому в этой категории комбинированная картонная упаковка является непревзойденным лидером.
В последние годы гибкая полимерная упаковка действительно пользуется большим спросом, подтверждает Катерина Максименко из компании «НаноКомпозит». Предпочтение, по ее наблюдениям, отдается полиэтиленовым и полипропиленовым пленкам, а также комбинированным материалам на основе ПЭ, БОПП, бумаги, фольги и пр. «Это связано с ценовой доступностью данной категории, возможностью оперативно закупить ее у местных производителей, — объясняет Максименко. — Немаловажен и тот факт, что гибкая рулонная упаковка более легкая и компактная, а это позволяет сократить расходы на транспортировку как самой упаковки, так и продукции».
Агрокомбинат «Московский» для своей продукции использует различные виды тары и упаковки: гофрокартон, эко-вставки и полипропиленовые пакеты для салатов и зелени, подложки из вспененного полистирола, пленки ПВХ, БОПП, стретч, термоэтикетки и пластиковые штучные упаковки. «Для фасовки овощей основным упаковочным материалом являются подложки из вспененного полистирола и полимерная упаковка, — рассказывает Виктор Семкин. — Ассортимент данных типов упаковки широк, они удобны в использовании, совместимы с широкой категорией пищевых товаров, подходят для различных вариантов автоматизации рабочего процесса, а также имеют минимальную стоимость, что способствует снижению себестоимости фасовки».
Для транспортировки товара в сети используется гофрокартон. По признанию Семкина, в отличие от пластмассовой тары, которая применялась на предприятии ранее, он обладает рядом преимуществ: невысокая стоимость, возможность оперативной корректировки конструкции под логистические требования склада, широкий выбор видов печати, большой выбор поставщиков с качественной гофротарой, экологичность и простота в переработке и утилизации.
Гофроупаковка является биоразлагаемым продуктом, при этом ее цена практически во всех случаях ниже пластиковых аналогов.
Цена экологичности
Производство и использование гофротары не только обеспечивает соблюдение экологических норм, но и способствует коммерческой выгоде. Гофроупаковка является биоразлагаемым продуктом, при этом ее цена практически во всех случаях ниже пластиковых аналогов, поясняет Виктор Семкин.
Специалист рассказал, что агрокомбинат «Московский» рассматривает варианты использования эко-упаковки для штучного товара. Однако несмотря на то, что ее производители стараются сделать акцент на экологичности, эко-упаковка для штучного товара до сих пор значительно превышает в стоимости аналоги из других материалов, что снижает ее привлекательность. «Поэтому упаковка штучного товара в эко-упаковку целесообразна только при фасовке премиальных и эксклюзивных продуктов», — считает Семкин.
В последние годы в связи с ростом цен на нефть и интенсивным загрязнением окружающей среды наблюдается интерес и потребность в экологичных материалах и упаковке, отмечает Катерина Максименко. Особенно, по ее словам, это заметно на зарубежных рынках после объявленной властями КНР кампании по борьбе за экологию (в страну запретили ввозить 24 распространенных вида отходов) и подписания Еврокомиссией директивы по борьбе с отходами (планируется до 2023 года перейти на биоразлагаемую/компостируемую упаковку или упаковку с возможностью повторной переработки).
«В России и странах бывшего Советского Союза эта тема пока так масштабно не захватила сознание потребителей и производителей упаковки, — признает Максименко, — но приятно видеть, что отдельные компании озабочены вопросом экологии и начали производить биоразлагаемые материалы».
Национальные и международные экологические нормы вынуждают многих производителей использовать при производстве перерабатываемые материалы, требуют новых технологических и маркетинговых решений в упаковочной индустрии, что приводит к усилению конкуренции между производителями упаковки, соглашается Виктор Семкин, добавляя, что это положительно сказывается на их клиентах — расширяется выбор поставщиков упаковочных материалов и их ассортимент.
«НаноКомпозит» также старается следовать всемирным тенденциям развития рынка упаковки. Их разработчиками была создана минеральная пленка «Умная бумага», которая не наносит вреда окружающей среде и является полностью биоразлагаемой. Кроме того, линия экологичных продуктов завода была расширена материалами «Нанофольга» и «Умная кашированная фольга». «Упаковка, безусловно, может совмещать коммерческую выгоду и заботу об экологии. Экологичная упаковка не обязательно будет дорогой», — уверена Катерина Максименко.
Так, по мнению потребителей, минеральная пленка «Умная бумага» не только дешевле кашированной фольги, пергамента, БОППа, но и превосходит их по своим характеристикам. «Умную бумагу» используют, в частности, такие российские предприятия, как «Молвест», «Курское молоко», «Крымский молочник», молочный комбинат «Воронежский», «Молочное подворье», Шебекинский маслодельный завод и др.
Анна Балашова также придерживается мнения, что современные решения могут совмещать коммерческую выгоду и заботу об экологии. «Например, большая часть картонной упаковки прошла FSC (Forest Stewardship Council) сертификацию. Данный знак гарантирует, что картон или другая продукция из древесины были произведены с учетом стандартов ответственного лесопользования. А при правильном управлении лесом площадь озеленения увеличивается, несмотря на регулярную вырубку деревьев», — подчеркивает специалист.
Более того, реализуется все больше проектов по производству пластика из растительного сырья. Другими важными аспектами, по мнению Балашовой, являются сокращение потерь материалов и потребления энергии при производстве упаковки, а также использование инновационного оборудования и технологий, обеспечивающих минимизацию воздействия на окружающую среду. «И, конечно, упаковка должна быть перерабатываема на 100 %, что позволит использовать все полезные элементы, извлеченные из нее, несколько раз в самых различных сферах деятельности. А это несет несомненную выгоду», — заключает Балашова.
Национальные и международные экологические нормы вынуждают многих производителей использовать при производстве перерабатываемые материалы, требуют новых технологических и маркетинговых решений в упаковочной индустрии.
Совместить коммерческую выгоду и заботу об экологии реально и в упаковке мясопродуктов, полагает Татьяна Грамлих. Она считает, что самым экологичным является локальное производство продуктов и, как следствие, отказ от транспортировки на дальние расстояния и максимально длительных сроков хранения как основного приоритета. «Однако этот вариант идет вразрез с интересами сетевой торговли, которая диктует требования производителям», — отмечает эксперт.
Тем не менее, продолжает она, можно снизить экологическую нагрузку как минимум за счет прямого уменьшения объема мусора. Для этого необходимо выбирать упаковку, для производства которой требуется меньше материала, говорит Грамлих. «Например, к таким вариантам относится более дешевая упаковка в вакууме вместо упаковки в жесткую пленку в газе. Это снижает стоимость упаковочных материалов в цене продукта и одновременно уменьшает количество мусора, который необходимо утилизировать», — подчеркивает преимущества решения специалист. По ее словам, в данном направлении сегодня работают европейские производители. Однако это не так просто: маркетингу, который разрабатывает новые упаковки, необходимо перестроиться. А в России, увы, подобных тенденций пока не наблюдается.
Дарья Лащенко не вполне разделяет точку зрения коллег. «Мы проводили ряд потребительских исследований, где поднимали тему экологичности упаковки, — рассказывает она. — Молодая аудитория в большей степени находит актуальным вопрос вторичной переработки, но данный фактор хоть и обращает на себя внимание, однако по-прежнему не является определяющим при выборе». У экологичной упаковки есть потенциал развития, если она не повлияет на стоимость продукта, утверждает Лащенко.
Тем не менее защита окружающей среды, забота о своем здоровье, постепенный переход на биоразлагаемую упаковку и ужесточение экологических требований свидетельствует о том, что будущее все-таки за экологически безопасными упаковочными материалами, заключает Виктор Семкин.
Удобство, штучный формат, возможность приготовления непосредственно в упаковке, информативность и безопасность — вот что будет определять вектор развития отрасли в ближайшей перспективе, добавляет Дарья Лащенко из ГК «Дамате».
«Будущее за инновационными упаковочными решениями, упрощающими жизнь потребителя, удобными в готовке и потреблении, а также обеспечивающими максимальную сохранность продукта», — поддерживают в компании «Валио».
Рынок ужесточает требования
Татьяна Грамлих, генеральный директор Проектно-конструкторского бюро «Бегарат»
«От производителей упаковочной техники с каждым годом требуется все большая производительность и мобильность. Производителям продуктов приходится упаковывать больший ассортимент на одном и том же оборудовании, нагрузка на него растет, появляются и другие требования: универсальность, скорость перестройки с одного продукта на другой.
Все больше требуется модульных решений — машины и линии работают много лет, и покупатель оборудования хочет иметь возможность за срок службы многократно перестраивать линии: добавлять устройства, например, этикетировщики, или полностью менять форматы упаковки. Даже небольшие производители продуктов, имеющие только одну упаковочную линию, могут иметь разные каналы сбыта, для которых требуется принципиально разная упаковка.
Отдельная тема — автоматизация укладки в упаковку и упаковок в коробки. Уровень автоматизации конечных операций в мясной промышленности значительно ниже, чем, например, в кондитерской и молочной. Так как намечается экстраорбитальный рост количества упаковок в штуках, то автоматизация становится неизбежной, что повлечет за собой унификацию самих упаковок, как видов, так и форматов».