Соевый дисбаланс. Возможности переработки сои превосходят объемы ее производства

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Российские мощности по переработке сои в полтора раза превышают объемы производства сырья, несмотря на то, что ежегодно агрокультура бьет рекорды сбора. В дальнейшем разница будет только увеличиваться, поскольку новые мощности вводятся быстрее, чем расширяются посевы и осваиваются технологии выращивания

Российский рынок переработки сои развивался постепенно и умеренно до октября 2007 года, когда группа «» запустила свой первый МЭЗ в Калининградской области, и это произвело взрывной эффект. Со временем мощности холдинга выросли втрое. Кроме того, увеличивались объемы переработки на Юге, в Черноземье и на Дальнем Востоке. Например, в 2012 году » запустила крупный завод по переработке сои в Белгородской области. «Если пять лет назад мы перерабатывали около 2 млн т соевых бобов, то в прошлом сезоне уже 4,1-4,2 млн т, — сравнивает гендиректор аналитической компании «» Владимир Петриченко. — 2016/17 сельхозгод даст дополнительный рост — как минимум, в Амурской области будут введены в эксплуатацию мощности на более чем 110 тыс. т сырья».

Мощности заметно выросли

За последние десять лет производство сои увеличилось более чем в три раза, достигнув 2,7 млн т в прошлом году. Однако имеющиеся в стране мощности позволяют перерабатывать свыше 4 млн т. Спрос на продукцию переработки соевых бобов с каждым годом растет, чтобы его удовлетворить, около 2 млн т сырья приходится импортировать.

По итогам сезона-2015/16 емкость российского рынка сои составила 4,8-4,9 млн т, из них на переработку ушло примерно 4 млн т, 500 тыс. т отправили на экспорт, 300 тыс. т пришлось на семена, потери и пр., перечисляет эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка () Даниил Хотько. По его словам, производство сои в стране растет вслед за потребностями животноводческого сектора.

По оценке заведующей отделом производства пищевых растительных белков и биотехнологии ВНИИ жиров Марии Доморощенковой, если все планируемые проекты строительства новых комплексов по переработке сои будут успешно реализованы, то мощности только специализированных маслоэкстракционных заводов к 2020 году могут достигнуть 22,4 тыс. т в сутки, или 7,3 млн т в год. При этом в целом потенциал переработки будет составлять около 10,3 млн т в год.

Сектор первичной переработки сои в России можно условно разделить на три сегмента. Первый представлен несколькими крупными индустриальными предприятиями, которые производят соевый шрот и масло методом экстракции. В стране всего шесть компаний, которые постоянно занимаются переработкой сои, утверждает Хотько. Самая крупная из них — «». В завершившемся сезоне холдинг переработал 2,3 млн т, причем почти все сырье было импортировано из Южной Америки — Аргентины, Парагвая, при этом значительная часть — это ГМО-соя. По данным «», в 2015/16 сельхозгоду группа закупила за рубежом 2,08 млн т бобов.

Еще один крупный переработчик — «Алексеевский соевый комбинат» (Белгородская область), работающий на сырье из центральных регионов, частично — с юга и востока страны. В Восточной Сибири действует «Юг Сибири», у которого есть заводы в Бийске, Барнауле и Омске совокупной мощностью 450 тыс. т, из которых около 180 тыс. т в сезоне-2015/16 было отведено под сою. Предприятия закупают сырье по всей стране, в том числе в ДФО и на Юге. Дальневосточные соевые бобы перерабатывают «» и «Приморская соя» («»). «Есть еще несколько заводов, которые при необходимости могут переключаться на сою, например „Либойл“ („“) в Липецкой области, который обычно работает на рапсе, — добавляет Хотько. — Иногда переработкой агрокультуры занимаются крупнейшие игроки на рынке подсолнечника — „“ и „“».

Второй, менее продвинутый сегмент переработки — это производство соевого масла и жмыха экструзионно-прессовым способом. Такие предприятия работают на юге России: «Центр-Соя», «НТК», есть несколько игроков на Дальнем Востоке, например предприятия «Агросоякомплект».

С недавнего времени стало популярным и третье направление — производство полножирной сои (аналог соевого шрота с меньшим содержанием белка) животноводческими сельхозпредприятиями. «Этим занимаются „“, „Белая Птица“, „“, — знает Хотько. — У компаний есть перерабатывающие мощности на их комбикормовых заводах».

Большая часть продукции переработки сои идет на кормовые цели, хотя в последние годы развивается и пищевой сектор, рассказывает президент Валерий Афанасьев. Только соевого шрота ежегодно потребляется около 3 млн т. Несмотря на то, что в структуре перерабатываемых на отечественных заводах маслосемян продолжает доминировать подсолнечник, а жмыхи и шроты из него занимают наибольшую долю в общем объеме этой продукции, все большее значение приобретают соевые жмыхи и шроты, выпуск которых активно растет, добавляет Доморощенкова. «Если общее производство жмыхов и шротов в России за последнее десятилетие увеличилось почти в три раза и по итогам 2015 года составило около 6,45 млн т, то объем продукции из сои за это время возрос более чем в 18 раз до 2,5 млн т», — уточняет она.

Производство соевого масла в сезоне-2015/16 года, по данным «», составило 755 тыс. т, что на 34% выше показателя предыдущего сельхозгода. По словам Владимира Петриченко, это направление ежегодно прибавляет по 20-30%. «Но в России это масло непопулярно, в основном оно уходит за рубеж: в прошлом сезоне вывезли примерно 437 тыс. т, — добавляет Даниил Хотько. — То, что остается у нас, отправляется в промышленную переработку, в комбикорма, иногда — на пищевые цели».

Сектор глубокой переработки не развит

Глубокая переработка сои — то есть производство концентратов — новый тренд в отрасли, считает председатель совета директоров компании «» («») Евгений Кабанов. Выпуск концентратов в мире увеличивается на 10-15% в год, заметно опережая рост объемов производства шрота. «Глубокая переработка актуальна для комбикормовой промышленности. Высокая конкуренция в животноводстве заставляет искать способы более дешевого и быстрого производства мяса, — рассуждает он. — Соевые концентраты крайне питательны и дороги, поэтому есть смысл давать их молодняку: фундамент, заложенный на ранней стадии развития животного или птицы, гарантирует быстрый рост и большую отдачу для бизнеса».

На начало октября лишь у трех российских предприятий — «Содружества», Иркутского МЖК и «Амурагроцентра» — были мощности для производства высокобелкового соевого шрота с низкой степенью термоденатурации белков — белого лепестка, рассказывает Доморощенкова. Этот продукт можно использовать в качестве сырья для выпуска соевых изолятов, концентратов, обезжиренной соевой муки и текстурированных соевых белков. Из-за недостаточного развития глубокой переработки сои в России и низкого уровня потребления обезжиренной соевой муки мощности по производству белого лепестка не в полной мере востребованы рынком, комментирует она. «Пока только „“ занимается глубокой переработкой сои с применением технологии водно-спиртовой экстракции, получая концентраты соевого белка для использования их в кормах и на пищевые цели», — знает она.

Производство соевого протеинового концентрата (SPC) на одном из предприятий «Содружества» идет уже третий год, говорит исполнительный директор компании Сергей Соколовский. SPC используют в стартерных кормах для сельхозживотных, птицы и в кормах для рыбы. Из 50 тыс. т концентрата, который выпускает группа, большая часть экспортируется.

В Амурской области сейчас возводится первая очередь завода по производству соевых изолятов (10 тыс. т в год с перспективой увеличения до 20 тыс. т), напоминает Соколовский. Это будет первое в России предприятие по глубокой переработке сои для пищевой промышленности, сейчас страна импортирует большие объемы и изолятов, и концентратов, акцентирует он. Подобные производства есть в Израиле, США и Китае. Причем последний потеснил остальных игроков, используя самые современные технологии производства. По мнению Соколовского, России будет тяжело конкурировать с китайскими продуктами глубокой переработки сои из-за отсутствия высококачественного сырья, современных технологий и сравнительно небольших объемов выпуска продукции.

Еще один проект по производству ферментированного соевого концентрата планируется запустить к концу этого года в Белгородской области. Компания «ТекноФид» строит завод на 12 тыс. т продукции в год стоимостью 300 млн руб.

Сырья не хватает

Одна из основных проблем соевого рынка — нехватка сырья. «Ситуация, конечно, очень интересная: на Дальнем Востоке недостаточно перерабатывающих мощностей, поэтому до полумиллиона тонн соевых бобов вывозится за рубеж, в самой же западной части страны, где работает „“, — наоборот, ввозятся значительные объемы», — обращает внимание Владимир Петриченко.

По мнению Соколовского, имеет значение не только наличие сои для переработки, но и ее качество. Как правило, российское сырье по многим параметрам не дотягивает до нужного уровня. Главное преимущество соевых бобов из Парагвая, Бразилии, США — более высокое содержание протеина и хорошая масличность. Например, соя, выращенная в Парагвае, содержит более 35% сырого протеина (как правило, 35,6-36,4%), а показатель масличности превышает 21,5% (21,5-22,5%). У российских бобов, произведенных в ЦФО, протеин на уровне 29-33%, масличность — 18,5-19%, сравнивает топ-менеджер. Из сои такого качества невозможно сделать высокопротеиновый соевый шрот, который необходим для современных кроссов птицы и пород свиней. «На Дальнем Востоке качество бобов немного лучше: протеин до 34,8% и масличность 20%, но логистические затраты по доставке сырья из ДФО в центральную часть страны делают цену на него неконкурентной», — добавляет Соколовский.

Низкая культура земледелия не позволяет отечественным аграриям получать хорошие урожаи, продолжает он. Так, средний сбор с гектара в Парагвае и Бразилии превышает 30 ц, на Дальнем Востоке — не более 13 ц, в ЦФО — 15-17 ц. «Причины — в отсутствии районированных семян, нарушении технологии выращивания и особенностях климатических условий», — комментирует он. Президент Российского соевого союза Александр Санакин с этим не согласен: в стране есть хозяйства, получающие урожайность от 22 ц/га до 50 ц/га и содержание протеина на АСВ от 37% до 45%, знает он. Кроме того, наша страна обладает лучшими в Евразии и мире агроклиматическими и почвенными ресурсами для выращивания не ГМО-сои. Потенциал производства агрокультуры в стране он оценивает в 30-50 млн т. В среднесрочной перспективе сбор может увеличиться еще на 0,7-1 млн т, считает начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко.

По мнению Санакина, Центральный округ обладает оптимальными ресурсами для получения высоких урожаев сои, особенно хорошо для ее возделывания подходят регионы Черноземья: Курская, Липецкая, Воронежская, Белгородская области. За последние 10 лет производство сои в ЦФО выросло на 550% и составляет 867 тыс. т в год, это более 30% от общероссийского объема. По этому показателю округ пока находится на втором месте в стране после Дальнего Востока, где ежегодно получают до 1,5 млн т. Но в ближайшие три-пять лет Центр станет лидером по производству не ГМО-сои в России, полагает эксперт.

Пока же потенциал перерабатывающих мощностей в России превышает объем производства соевых бобов. Из-за этого в отдельные сезоны многие небольшие прессовые предприятия мощностью до 200 т/сутки практически останавливаются. Только новые современные МЭЗы производительностью не менее 1,5 тыс. т/сутки будут способны выдержать конкуренцию за сырье и работать в условиях сокращения crush-маржи, резюмирует Доморощенкова.

Конъюнктура рынка благоприятна

Переработчики и аграрии чувствуют себя на рынке в целом неплохо. «» перерабатывает 96 тыс. т сои в год в соевое масло и жмых. «Мы ориентированы на выпуск кормов для крупного рогатого скота, получаемые компоненты идут и на их производство, — рассказывает Кабанов. — Главный наш продукт — защищенный соевый белок, который напрямую включается в рационы животных».

Липецкий выращивает около 1 тыс. га сои. Со следующего года компания планирует освоить и ее переработку: запустит линию по производству соевого жмыха, делится планами гендиректор предприятия Александр Чил-Акопов. «Будем производить соевое масло и жмых для нужд собственного животноводства, — рассказывает он. — Это намного выгоднее, чем закупать их на рынке». Из тонны бобов можно получить примерно 800 кг жмыха и 130 кг соевого масла. В прошлом году сырье стоило 23-26 тыс. руб./т, жмых — 37-39 тыс. руб./т, а масло — 50-54 тыс. руб./т, сравнивает он.

Производственная линия, аналогичная той, которую хочет установить , уже несколько лет работает в «Мираторге», знает Чил-Акопов. Окупить проект с учетом существующей в компании инфраструктуры руководитель рассчитывает за два года. Мощность линии составит до 10 тыс. т в год. «Именно столько мы потребляем, на рынок выходить пока не планируем, будем производить масло и жмых только для собственных нужд, — комментирует Чил-Акопов. — При необходимости и наличии спроса со стороны других сельхозпредприятий сможем увеличить объем производства в два-пять раз». Кроме того, линию можно будет модернизировать для глубокой переработки сои, если будет спрос на такую продукцию, однако заниматься этим прямо сейчас Чил-Акопов не считает необходимым.

Большую перспективу в производстве соевых бобов видит замдиректора по развитию компании «Терра Де Люкс» (Тамбовская область) Андрей Буханцов. Сейчас агрокультурой в компании занято 3 тыс. га. «Мы планируем расширять посевы, в частности семенные участки», — говорит он. Средняя урожайность на предприятии составляет около 30 ц/га, показатель сырого протеина доходит до 36%. «Спрос на сою превышает предложение: если в прошлом году мы вели переговоры о реализации урожая с двумя компаниями, то в этом — уже с пятью», — делится Буханцов.

Группа «», которая перерабатывает сою на своем заводе «Приморская соя», намерена наращивать производство потребительской продукции и углублять переработку. Сейчас мощность предприятия составляет около 500 т бобов в сутки. Продукты переработки — шрот, масло и майонез. Первый компания продает в России, потребительские продукты реализует как внутри страны, так и поставляет в Китай и Корею. «Сырье закупаем в Приморье, и его достаточно при эффективной работе, — отмечает гендиректор «» Максим Басов. — Однако из-за ошибок в закупках в прошлом сезоне завод был вынужден простаивать в течение пяти месяцев. В целом же для получения прибыли ситуация на рынке вполне удачная».

Дарья Снитко

Соевые продукты в российском животноводстве очень востребованы. На горизонте ближайших пяти лет спрос на соевый шрот только за счет прироста выпуска продукции животноводства может увеличиться на 10% за счет увеличения потребления кормов при расширении стада. Если будет расти доля соевого шрота в кормовых рационах, то прибавка достигнет 30%. Объем использования соевого шрота и концентратов зависит от экономической доступности этих компонентов кормов в сравнении с их заменителями и аналогами.

Преимущества перед пшеницей

По своим показателям соя намного эффективнее пшеницы. Например, в кормопроизводстве за счет энергии белка и масла 1 т сои заменяет 10 т фуражной пшеницы. Агрокультура качественно изменяет севообороты, повышает почвенное плодородие, насыщает землю азотом, очищает ее от вредителей и болезней. После сои урожайность пшеницы на том же поле прибавляет 17-25%, также в ней увеличивается содержание белка, рассказывает Александр Санакин. Затраты на выращивание сои значительно ниже, чем на возделывание пшеницы, подсолнечника и сахарной свеклы, а ее рентабельность достигла наивысших отметок. Также агрокультура неприхотлива к условиям выращивания, и ее транспортировка обходится дешевле. В пищевой перерабатывающей промышленности добавочная стоимость сои за счет мультипликационного эффекта в пять раз больше, чем продовольственной пшеницы.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»