Свеклосахарная отрасль теряет до 20% урожая

Для решения проблемы нужно инвестировать в технологии хранения сырья
Для решения проблемы нужно инвестировать в технологии хранения сырья
Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Когда сборы сахарной свеклы стали превышать 30 млн т, отрасль столкнулась с проблемой высоких потерь. Снизить их долю, а также уменьшить себестоимость производства, сократить сроки уборочной кампании и удлинить период переработки можно, внедряя технологии длительного хранения корнеплодов. Инвестиции не превысят 200 руб. на тонну сырья и могут окупиться менее чем за два сезона

В 2011 году был собран рекордный урожай сахарной свеклы — 47,6 млн т. Рекордными тогда стали и потери. По подсчетам Института конъюнктуры аграрного рынка (), они составили почти 14% от общего зачетного веса сырья, еще около 3,5% собранных корнеплодов погибло при хранении. И это не считая того, что 6% посевов свеклы остались неубранными. По словам директора Игоря Апасова, с начала 2000-х было несколько лет, когда потери достигали высоких значений. «В 2006, 2008, 2011, 2012 годах только официальные потери свеклы при хранении на свеклоприемных пунктах отдельных сахарных заводов колебались от 14% до 20% от общего объема заготовок», — говорит он.

Раньше свеклу тоже хранили

Технологии длительного хранения сахарной свеклы не так новы. «В советские годы сахарная промышленность работала с сырьем, которое поступало на переработку именно из пунктов хранения, а не с колес, — рассказывает Апасов. — Как говорил министр легкой и пищевой промышленности СССР Анастас Микоян, у нас для уборки сахарной свеклы есть 40 дней, 20 из которых могут быть дождливыми». Но переработать урожай за 20, 40 или даже 60 дней невозможно, поскольку резко снижается степень использования, а значит, и эффективность производственных мощностей.

К концу советской эпохи объем производимого сырья в стране резко сократился, переработчикам стало его не хватать. В середине 1990-х заводы работали всего по 30-40 дней, знает эксперт. «Тогда нужда в технологиях хранения отпала, но они вновь стали актуальны, когда аграрии начали устойчиво выращивать более 30 млн т сахарной свеклы ежегодно, — отмечает он. — До этого мы могли относительно успешно вести переработку „с колес“ в сочетании с незначительным запасом сырья в полевых малогабаритных кагатах». Переработчики только в последние годы начали понимать необходимость внедрения технологий длительного хранения. В первую очередь это связано с тем, что крупные сахарные холдинги стали больше обеспечивать себя сырьем самостоятельно (50-60% от общего объема переработки), чем закупать его на стороне. Технологии длительного хранения нужно реанимировать, но уже на современном уровне, уверен Апасов: их экономика абсолютно оправданна.

В 1990-х годах, когда урожаи свеклы уменьшились в разы, проблема длительного хранения отпала сама собой, соглашается ведущий эксперт Евгений Иванов. А после 2011-го этот вопрос вновь стал актуальным, вслед за ростом сборов. Проблема обостряется тем, что свекла иностранной селекции в принципе плохо хранится, добавляет он. Кроме того, во многих свеклосахарных регионах страны (кроме Юга) благоприятный период для сбора не слишком длительный. «Оптимальное временное погодное окно совсем небольшое, и если растягивать уборочную кампанию, то можно вообще не успеть собрать урожай, — отмечает эксперт. — В этом случае тоже выручают технологии хранения сырья: собрал урожай в сжатые сроки и спокойно перерабатывай».

По словам менеджера по развитию продаж Ивана Аюбашева, технология длительного хранения свеклы на сегодняшний день применяется только в США. «В мире больше нет стран, которые успешно внедрили и используют данные методы хранения, — уверяет он. — В США сезон переработки длится в среднем 250 дней, в Европе — 100 дней». Для достижения максимального результата в свеклосахарном производстве нужно высокоэффективно работать в трех фазах — сбор, хранение и переработка. В каждой из них существует несколько этапов. «Только такая схема позволяет получать хорошие результаты, — настаивает он. — При активном хранении потерь почти нет, а сахаристость остается на том же уровне, что и при сборе урожая».

В России сейчас предпринимаются первые попытки внедрить один из этапов этой цепочки: компании строят вентилируемые кагаты. Но технологии могут быть многоуровневыми. Начинать необходимо с подбора гибридов, обладающих хорошей лежкостью, внедрения современных технологий выращивания свеклы, мониторинга фитосанитарного состояния посевов, оптимального способа применения минеральных удобрений и СЗР. Хранить свеклу с вентилированием можно как на грунте, так и на площадках с твердым покрытием; без укрытия кагатов либо с применением укрывных материалов различного типа; в специализированных хранилищах; с глубоким замораживанием и т. д.

Каждый следующий уровень все более технологичен и позволяет дольше перерабатывать сырье. «Удлиняя сроки работы сахарных заводов, мы гораздо эффективнее используем их мощности: появляется возможность более быстрой амортизации, обновления, — поясняет он — На первый взгляд, звучит просто, но это позволяет существенно улучшить экономику всего свеклосахарного комплекса».

При хранении свеклы даже без современных ноу-хау есть множество рекомендаций, разработанных еще в советские годы, которых переработчики не всегда придерживаются, добавляет Иванов. «Нужно соблюдать хотя бы минимум правил: свекла должна быть без зелени, чистая, перед уборкой и закладкой на хранение ее рекомендуется обрабатывать специальными фунгицидами. Также важно снизить количество перевалок, кагаты необходимо делать правильных размеров, ориентировать относительно преобладающих ветров и определенным образом готовить к закладыванию свеклы; подъезды к ним должны быть с твердым покрытием, — перечисляет он. — Более продвинутые заводы стали строить вентилируемые кагаты. Включение вентиляции в периоды самых низких температур (ночью или утром) позволяет максимально охладить кагат и увеличить срок хранения». Использование многофункциональных укрывных материалов с антимикробным эффектом, светоотражающей способностью и т. д. дополнительно позволит снизить влияние погодных факторов и поддерживать необходимые условия хранения свеклы.

Некоторые предприятия инвестируют в технологию полного цикла, знает эксперт. Например, «» (входит в холдинг « Групп») стал выращивать свеклу по американской технологии с шириной междурядий не 45 см, а 56 см. Двухфазный сбор ведется комбайнами Amity, которые не просто срезают ботву, но и сбивают все остатки зелени резиновыми бичами, что позволяет получить более чистые корнеплоды.

По мнению Апасова, других способов работать с сырьем и увеличивать сезон переработки не существует. «Решить эту проблему за счет повышения мощностей предприятий — по такому пути идет Европа — у нас невозможно из-за климатических условий, — уверен он. — Европа может убирать свеклу на легких почвах до января включительно, мы себе такого позволить не можем». Длительное хранение — единственное решение, которое позволит отрасли эффективно работать, иначе при существующих объемах производства сырья потери будут слишком высокими.

Технологию активно внедряют

Распространение технологий длительного хранения будет привязано к географии производства. В частности, перспективной выглядит заморозка сахарной свеклы в октябре-ноябре и переработка корнеплодов зимой-весной, считает Иванов. Но такая схема будет актуальной только для регионов страны к северу и востоку от Тамбова, обращает внимание эксперт. На Кубани о заморозке и других способах длительного хранения говорить нет смысла, вторит ему Апасов, а вот в восточных регионах, где производят достаточно свеклы, эти схемы работоспособны. Именно поэтому один из первых экспериментов по внедрению нескольких этапов производства и хранения сахарной свеклы появился в Татарстане.

Инновационную американскую технологию возделывания и хранения сахарной свеклы компания «» начала внедрять в прошлом году. «Мы долго изучали эту схему и ее преимущества, главный плюс — возможность использовать довольно суровые климатические условия нашей зоны в своих интересах, — рассказывает гендиректор агрохолдинга Светлана Барсукова. — Урожай сахарной свеклы в северных регионах меньше, чем в южных, но зато сахаристость может быть выше. Мы пересмотрели подход к технологии выращивания свеклы и ее хранения и сделали акцент на увеличении именно этого показателя».

В 2015 году было заложено первое опытное поле в 1,3 тыс. га. Отличие технологии выращивания Amity, которую осваивает «», в том, что размеры междурядья в посевах агрокультуры составляют 56 см, и сорняки в них уничтожаются механическим способом. Гербицидами обрабатывают только рядки растения. «Снизив пестицидную нагрузку, мы уменьшили расходы и получили более чистые поля, — делится Барсукова. — А за счет точечного внесения жидких удобрений и листовых подкормок повысили содержание сахара в корнеплодах». Сбор проводится раздельным способом. «Норма посева сокращается со 110-120 тыс. семян на гектар до 80-90 тыс. семян, при этом корнеплоды получаются крупнее и четкой конусной формы, — рассказывал ранее «» директор по развитию бизнеса компании TerraPro (внедряет американскую технологию в хозяйствах «Агросилы») Майкл Мэйсон. — А раздельный сбор позволяет получать более чистую и нетравмированную свеклу, которая может долго лежать».

Для увеличения сроков хранения свеклы «» модернизировала систему кагатных полей своего завода «», установив систему активной вентиляции. В прошлом году было собрано около 1 млн т корнеплодов в физическом весе, из которых более 380 тыс. т заложили в эти кагаты. С помощью новой технологии срок хранения свеклы удастся увеличить до семи месяцев. Ранее завод работал четыре месяца, потери при этом составляли около 1,71% от общего объема собранного урожая. В 2015 году холдинг начал уборочную кампанию в середине августа, продолжительность работы завода составила 5,5 месяца. «В этом году мы планируем вести переработку в течение 6-6,5 месяцев», — говорит Барсукова.

При активном вентилировании кагатов в них поддерживается необходимый режим температуры и влажности, снижается интенсивность дыхания свеклы, благодаря чему потери сахара, по данным зарубежных исследований, сокращаются в среднем на 57%. Кроме того, замедляются микробиологические процессы, что уменьшает риск гниения или прорастания корнеплодов.

Крупнейший в стране производитель сахара, «», уже несколько лет экспериментирует с проектами длительного хранения свеклы, применяя разные технологии. Чтобы разобраться во всех нюансах, специалисты компании ездили перенимать опыт в США и Европу. «Оптимальный срок сбора урожая не должен превышать 50 дней, а завод, чтобы быть рентабельным, должен работать не менее 110 дней, — сравнивает замгендиректора «Продимекса» Вадим Ерыженский. — В эту временную разницу свекла должна где-то лежать. Без технологии длительного хранения убранной в оптимальные сроки свеклы вести конкурентоспособный бизнес нереально».

Сейчас у холдинга есть несколько вариантов хранения — это как капитальные площадки, расположенные в наилучших логистических параметрах (приближенные к заводам и полям), так и временные сезонные, которые используются несколько раз, а потом передислоцируются. Также действуют свеклопункты при заводах, где создается буферный объем для переработки. По словам Ерыженского, капитальные площадки с твердым покрытием (асфальт или асфальтобетон) оснащены электричеством, вентиляцией, необходимой техникой и оборудованием, удобными подъездами. «Это не просто бетонированная площадка, а целый комплекс, — подчеркивает топ-менеджер. — У нас их уже несколько, вблизи Елань-Коленовского сахарного завода и Ольховатского сахарного комбината (Воронежская область). И мы будем продолжать их строить». Следующая будет возведена рядом с Перелешенским комбинатом компании в том же регионе.

На Балашовском сахарном комбинате (Саратовская область) новые технологии хранения стали внедрять в этом году. «Хотим попробовать вентилируемые кагаты, — говорит гендиректор предприятия Андрей Чернышов. — Уже подготовили одно кагатное поле на 25-30 тыс. т сырья. Посмотрим, как эта схема работает в действительности: если вложения себя оправдают, то будем осваивать эту технологию и дальше». Инвестиции в строительство кагата составили несколько миллионов рублей.

По словам Чернышова, компания переняла опыт холдинга «»: на его Елецком сахарном заводе («Агроснабсахар») кагат с активной вентиляцией и применением системы замораживания свеклы был построен осенью прошлого года. Поскольку предприятие находится в черте города, у него есть дополнительные сложности с хранением свеклы. В сезоне-2015/16 «Агроснабсахар» заморозил более 100 тыс. т сырья, что позволило заводу работать 170 дней. В ближайшие годы компания планирует выйти на объемы переработки до 2 млн т ежегодно и удлинить срок работы до 200 дней. Проект реализовал липецкий Завод инновационного промышленного оборудования («ЗИПо»), он же оснащал кагаты Балашовского комбината, площадки «Продимекса» и «Заинского сахара». По расчетам «ЗИПо», внедрение систем активного вентилирования кагатов окупается за два сезона, если свекла будет храниться 30 суток. Если дольше, то период окупаемости проекта снижается.

Цели оправдывают затраты

Современные технологии сбора и хранения сахарной свеклы дают возможность удвоить прибыль, утверждает Аюбашев. Один день работы американского сахарного завода приносит $0,5-1 млн выручки: чем больше дней действует предприятие, тем оно более доходное.

Сохранить свеклу в вентилируемых кагатах можно до конца зимы-начала весны, акцентирует Иванов. Таким образом, это позволит удлинить сроки переработки до шести-семи месяцев. «Это лучший рецепт с точки зрения окупаемости инвестиций и стратегии развития мощности», — считает он.

По словам Апасова, удельные затраты на хранение сырья невелики, и они гораздо меньше возможных убытков из-за потерь свекломассы или технологического снижения качества сырья. «Существуют разные технические решения, но затраты на их реализацию не превысят 200 руб./т укладываемого на хранение сырья, — утверждает эксперт. — Учитывая, что тонна сахарной свеклы стоит около 3-3,1 тыс. руб., получается менее 10%, вполне интересная инвестиция».

«» работает по новой системе второй год, и эксперимент, безусловно, уже оправдал себя, довольна Барсукова. Компания планирует увеличивать посевы по технологии Amity, так как видит экономический эффект от ее внедрения, но не отказывается и от традиционного способа возделывания сахарной свеклы, что позволяет диверсифицировать риски. В установку системы хранения сахарной свеклы на заводе «» за два года было вложено более 65 млн руб.

По словам Ерыженского, при капитальном хранении потери снижаются на треть. Назвать точную цифру сложно, потому что не учитывается тот объем свеклы, которую просто не стали убирать из-за ухудшившихся погодных условий. «Но создание таких хранилищ очень непростое и дорогостоящее, без господдержки даже мы не можем себе этого позволить», — признает Ерыженский. Площадка на 100 тыс. т хранения в среднем стоит 250 млн руб. Сейчас компания получает помощь от государства в виде компенсации ставки по инвестиционным кредитам на строительство, закупку техники и оборудования, также субсидируются затраты по региональным программам.

По мнению Чернышова, технологии хранения дают дополнительную гибкость при планировании уборочной кампании, позволяют выкапывать свеклу в оптимальные сроки (максимум до 20 октября) и вести переработку сырья с необходимыми показателями качества. «И уборка не будет сдерживаться, и завод не станет простаивать, если вдруг сырье вовремя не подвезли, и сельхозпроизводители успеют посеять озимые на полях, где была свекла», — размышляет руководитель. Сейчас Балашовский сахарный комбинат работает в среднем 110-125 суток, в этом году его суточная мощность была увеличена до 3 тыс. т. В перспективе, если технология себя оправдает, Чернышов не исключает, что сроки работы удлинятся, но все будет зависеть от наличия сырья в зоне предприятия. «Увеличить длительность переработки — это интересно, таким образом мы усилим отдачу оборудования и повысим эффективность», — резюмирует он.

Переработка сосредоточится в Центре

Прохладный климат — залог успеха технологии длительного хранения, считает Иван Аюбашев. Без продувки и охлаждения кагатов свекла лежать не будет. «В начале прошлого столетия в США было 97 сахарных заводов и большая часть из них — на юге, сейчас там действует только один, все остальные закрылись, — рассказывает он. — Теперь на всю страну работает лишь 22 предприятия, и основное производство размещено на севере страны». Россия тоже будет идти по этому пути: в перспективе значительная доля переработки сосредоточится в Центре, немного — в Поволжье и в Алтайском крае, полагает Аюбашев. Кроме того, в центральных регионах страны, где корнеплодные агрокультуры (свекла и, например, картофель) очень хорошо растут, есть все предпосылки для увеличения их производства. А Юг в основном ориентирован на экспорт, там посевы свеклы будут сокращаться.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»