Журнал «Агротехника и технологии»
Алексей Аманов («Алида Грант») и Александр Булдаков («Ижлайн») о кризисе в молочной отрасли и путях выхода из него
Ограничение с 1 августа 2014 года сроком до одного года импорта сельскохозяйственной продукции из стран-участниц санкций против России должно быть оперативно и максимально использовано для системной и комплексной разработки и реализации программы развития молочной отрасли, объем производства которой все еще допускает огромную долю импорта молочной продукции и не обеспечивает достижения параметра, установленного Доктриной продовольственной безопасности России. Однако явного движения вперед не прослеживается.
Прошло уже более полугода, а никаких принципиальных изменений в молочной отрасли, не выполнившей основные объемные показатели Госпрограммы развития сельского хозяйства 2008-2012 годов, не наблюдается. Более того, в Госпрограмме на 2013-2020 годы по-прежнему записаны объемные показатели отрасли ниже тех, что были предусмотрены на прошедшую пятилетку, то есть планка для отрасли занижена. Как же мы тогда собираемся заместить импорт молочного продовольствия?
С первых минут жизни Национального проекта «Развитие АПК» в 2006 году был нажат инвестиционный тормоз, поскольку реализация программы была отдана на откуп нерегулируемого рынка. Это сразу же вызвало рост цен на все составляющие производства.
Это не первая наша статья, посвященная данному вопросу («Кризис устойчивости», АТт №3'2010; «Необратимые преобразования», АТт №5'2011), и написана она с точки зрения успешных инвесторов, которые в рамках Национального проекта «Развитие АПК» создали в 2005—2008 годах высокоэффективный современный молочно-животноводческий комплекс мирового уровня, объем производства которого за два года (с 2006 по 2008 год) возрос в 4,65 раза, объем реализации — в 10,9 раза, количество КРС стада — в 1,5 раза.
В то время как в целом по России рост объема производства молока составлял 1-2% (в пределах статистической погрешности). То есть нам удалось воспользоваться государственными субсидиями на погашение банковской ставки по кредитам должным образом, за что мы получили благодарственную правительственную телеграмму от тогдашнего министра сельского хозяйства А.В. Гордеева.
Тем не менее, мы заметили системные ошибки в организации управления молочной отраслью, негативное влияние нерегулируемого рынка и начали писать об этом уже в конце 2006 года, прогнозируя кризис отрасли. К сожалению, наш прогноз оказался верным. Мы писали — нас не читали. Исполнительные структуры не хотят или не умеют пользоваться бесплатной обратной связью, каковой являются СМИ. Хотя при должной организации инвестиционного процесса в отрасли мы могли бы за это время залить молоком не только страну, но и полмира.
И хотя в названии государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы появилось слово «регулирование», действенность этого регулирования под большим знаком вопроса. Оно не устранило влияния резких тормозящих факторов на инвестиционный процесс в молочной отрасли. Более того, это отрицательное влияние усугубилось рядом засушливых и дождливых лет.
Впервые публично о кризисе в молочной отрасли заявил В.А. Зубков в апреле 2010 года. А 5 февраля 2014 года на съезде производителей молока в Москве, который проходил с участием вице-премьера Правительства РФ А.В. Дворковича, критика кризиса уже переросла в крик о помощи.
Программные показатели госпрограмм по молочной отрасли — объем производства, качество молока, импортозамещение, количество дойного стада, продуктивность КРС, развитие племенного дела, производства мяса говядины молочных пород и др. — существенно не выполняются. Откорм бычков настолько стал невыгоден, что их или уничтожали или продавали по бросовым ценам.
Откровенной статистической ложью на съезде называли цифру производства 32 млн т молока в год (при плане на 2012 год 37 млн т), при том, что до перерабатывающих заводов доходит, по разным оценкам, 12-18 млн т так называемого товарного молока. Сомнительно, что сельское население (около 27% населения страны) производит и употребляет оставшиеся 16-20 млн т молока.
Неторопливость исполнительной власти, ее надежды на рынок привели к тому, что, несмотря на программные субсидии, самая трудоемкая отрасль сельского хозяйства — молочная — стала инвестиционно непривлекательной.
Переработчики молока бумерангом получили реакцию на их бездумную ценовую политику. Инвесторы, кто еще в силах и стремился выйти из ценовой кабалы, стали создавать вертикально-интегрированное производство со своими перерабатывающими цехами для обеспечения населения основными продуктами спроса на молочную продукцию (молоком, кефиром, сметаной, маслом, творогом) без всяких хитростей с высокой добавленной стоимостью при производстве премиальной продукции.
Ушлые дельцы в свою очередь, чтобы переиграть круп-ных игроков переработки моло-ка, пошли по линии наимень-шего сопротивления и запустили конвейер производства вредной фальсифицированной «молочной» продукции на основе дешевого пальмового и других растительных масел, чем нанесли сильный удар по качеству и доверию покупателей к молочной продукции, усугубив и без того непростое положение фермеров.
Кстати, Минсельхоз РФ в начале 2014 года считал своей основной задачей выплату фермерам задолженности по субсидиям на погашение кредитных процентов в объеме 9 млрд руб. Планировалось именно погасить задолженность, а не выделить субсидии на создание новых МЖК в целях импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Можно себе представить, сколько фермеров-инвесторов расплатились своим здоровьем за инициативу и желание видеть у себя на Родине современное молочное производство из-за того, что чиновники Минсельхоза, Минфина, Минэкономики РФ видят в задержках выплат субсидий всего лишь техническую проблему. Не хотелось бы думать о вредительстве, но объективные последствия таковы, что иное не приходит в голову.
Кто ответит за то, что миллиарды рублей инвестиций в развитие молочной отрасли в 2006—2014 годах, инициированных государственными субсидиями на погашение процентной ставки по кредитам в объеме ставки рефинансирования ЦБ РФ, дали такой грустный результат?
Жертвы неурядиц
Анализируя итоги развития молочной отрасли в период 2006—2014 годов, необходимо выделить особенности проектно-строительных отношений в рамках инвестиционного процесса создания современных МЖК, поскольку капитальные вложения в проектно-строительные работы составляют большую часть инвестиционных затрат.
Вся проблематика проектно-строительных организаций при строительстве современных молочных ферм в значительной степени является производной организационно-финансовых проблем производителей молока — фактических заказчиков строительства.
Строители стали одной из первых жертв неурядиц, перечисленных выше. Заказчики не обеспечивают своевременную оплату проектно-строительных работ, ссылаясь на недополученные субсидии и другие обстоятельства.
Руководители строительных организаций постоянно занимаются выбиванием денег у заказчиков, объезжая объекты (поскольку звонки и электронная почта уже не помогают), вместо того чтобы заниматься контролем качества строительства, технической политикой, типизацией, нормированием, стандартизацией проектно-строительных решений для современного молочного животноводства. Неоплаченные объемы строительно-монтажных работ ведут к тому, что не актируются завершенные объекты.
Как следствие, эти объекты не могут быть зарегистрированы установленным порядком, чтобы стать залогом для получения очередных траншей кредитов на следующие этапы строительства, то есть не используется внутренний инвестиционный потенциал проекта.
Строителям приходится перебрасывать технику и рабочих на другие объекты, что ведет к дополнительным затратам, затягиванию сроков строительства объектов в целом, незавершенному строительству, невыплатам зарплаты рабочим и служащим, инфарктам и инсультам. Так что вопрос своевременной выплаты положенных фермерам субсидий является не техническим, а стратегическим, как это и предполагалось высшим руководством страны.
Специфические отношения инвесторов со строителями вынуждали инвесторов проводить псевдотендеры для того, чтобы выбрать строительную организацию способную «договариваться», готовую терпеть несвоевременную оплату СМР. Остальные строительные организации приглашались в тендер для массовки. Это прямой путь к коррупции, откатам и прочим мерзостям корпоративного сговора, которые тянут нашу экономику назад.
На наш взгляд, не следует ограничивать инвесторов в рамках субсидируемых проектов проводить простые строительно-монтажные работы хозспособом (бетонирование площадок, устройство ограждений и многое другое). Конечно же, при этом хозспособ должен осуществляться на основе сметных расчетов и проектов организации работ, выполненных лицензированными проектными организациями. Это бы удешевило строительство.
Особые трудности в рассматриваемый период возникали при подготовке и организации финансирования, проектирования и строительства сельскохозяйственных объектов.
Например, затягивались получение разрешения на выбор участка строительства, выдача технических условий на подключение объектов к инженерным сетям, согласование и экспертизу проектов, проектных решений на применение нетрадиционных технологий и оборудования для МЖК. Или по 3-4 месяца приходит-ся только ждать объявления в газетах о продаже земли под участок строительства.
Кроме того, банки, даже имея необходимое обеспечение по инвестиционным кредитам, долго и нудно инспектируют силами своих одиночных экспертов техническую осуществимость и сметную обоснованность проектов, проектно-сметную документацию, выполненную коллективами профессиональных проектировщиков специализированных проектных организаций, что приводит к потере драгоценного времени строительного сезона.
Системные ошибки
Если государство включило конкретный проект в госпрограмму, значит, этому проекту должны давать «зеленый свет» во всех инстанциях, а соответствующий объект должен быть обеспечен необходимой инфраструктурой (газ, вода, электричество, дороги), залогами, финансовыми гарантиями банкам.
Другая системная ошибка — сводить продовольственную безопасность только к достижению показателя самобеспечения. Сегодняшний показатель среднедушевого производства молока находится в интервале 213-228 кг молока на человека и ниже скромной физиологической нормы. При его определении относительно достоверным является численность населения, а вот статистический показатель объема многие представители молочной отрасли подвергают сомнению.
Но даже если согласиться с числом 222 кг молока на душу, то с учетом необходимости создавать и возобновлять государственные резервы сухого и сгущенного молока, твердых сыров, для чего требуется большое количество молока, на непосредственное потребление молочных продуктов каждым россиянином остается совсем скромное количество молока.
Продовольственная безопасность России в сфере молочного производства должна обеспечиваться выполнением более сложного комплекса требований и показателей, чем 90% самообеспечения, и учитывать необходимость расширения экспорта продовольствия, поскольку санкции направлены на удушение нашей экономики, основанной на экспорте нефти, газа и других сырьевых продуктов путем существенного для нас снижения на них закупочных цен. Поэтому основные требования продовольственной безопасности следующие.
Во-первых, объем производства товарного молока во всех видах хозяйств должен обеспечивать действующую физиологическую норму потребления молочной продукции на душу населения, возможность гарантированного создания и обновления государственных неприкосновенных запасов всех видов консервированных молочных продуктов, твердых сыров, а также экспортные возможности.
Во-вторых, каждый район и регион в целом, располагающие достаточными биоресурсами (замечательный пример — Израиль), обязаны обеспечивать себя основными молочными продуктами (молоко, кефир, творог, сливочное масло, сыр) самостоятельно, используя без ограничений все формы организации их производства в целях рассредоточения производства молока (очень важное требование в угрожаемый период): крупные молочно-животноводческие комплексы промышленного типа для производства товарного молока, крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства. Важно при этом направлять излишки молока на создание региональных и государственных запасов и на экспорт.
В-третьих, количество и породы КРС должны определяться в соответствии с первым пунктом Требований и природно-климатическими условиями. В-четвертых, каждый район и регион в целом должны обеспечить самостоятельную переработку молока в объемах, определяемых первым пунктом Требований.
В-пятых, количество крупных МЖК-племенных репродукторов, гарантированно обеспечивающих молоком население региона и формирующих соответствующие запасы, должно соответствовать числу регионов, имеющих соответствующие биоресурсы. При этом необходимо, чтобы МЖК на договорных началах в пределах своих возможностей обеспечивали КФХ и ЛПХ дополнительными кормами, ветеринарными услугами, молодняком КРС, услугами по реализации и переработке молока.
В-шестых, каждый регион должен организовать создание самостоятельной кормовой базы для содержания КРС с учетом первого и второго пунктов Требований.
В-седьмых, каждый регион, обладающий соответствующими биоресурсами, обязан организовать создание как минимум одного агрокластера, включающего в себя несколько групп МЖК, биоэнергетические установки, кормопроизводство, зерноводство, овощеводство, рыбоводство, производство мяса говядины молочных пород КРС, переработку, реализацию и хранение сельхозпродукции, обеспечить соответствующую логистику.
В-восьмых, ценовую политику регионов необходимо строить в соответствии с ценами на молочную продукцию и платежеспособному спросу на нее. В-девятых, приобретение молочной продукции в районах и муниципалитетах должно быть обеспечено в пределах шаговой доступности. В-десятых, приобретение зарубежных технологий, машин, оборудования, медикаментов и средств ухода за КРС необходимо увязывать с готовностью зарубежных партнеров создать соответствующие производства в России.
Ну и в-одиннадцатых, в России должны быть созданы предприятия, обеспечивающие молочную отрасль всем необходимым оборудованием, машинами и средствами для организации современного молочного производства и, конечно же, кадрами, подготавливаемыми в учебных агропроизводственных центрах. Желательно в пределах каждого федерального округа.
Простая арифметика
С тем, чтобы не руководствоваться умозрительными значениями показателей и не испугаться постановки и решения задачи обеспечения продовольственной безопасности, России полезно обратиться к опыту Израиля, который при сложных природно-климатических условиях, является экспортером продовольствия и агротехнологий, а также к опыту США, которые эволюционным путем, без войн и революций, на своей территории вышли на хорошо организованный уровень работы молочной отрасли.
Действительно, каждая самоуправляемая территория, располагающая соответствующими биоресурсами, должна сама обеспечивать себя молочной и иной сельхозпродукцией как на душу населения, так и в соотношении с импортируемой продукцией, а излишки направлять на создание запасов и экспортировать туда, где в этом есть необходимость.
В этой связи наиболее рациональным путем размещения молочного производства и соответствующих производительных сил было бы создание агрокластеров, о которых говорилось выше. Строительство объектов агрокластера будет более рациональным и менее затратным, позволит создавать не отдельные объекты, а завершенные технологические комплексы, способные немедленно приступать к производству продукции и генерировать доход. Нами разработан проект строительства кластера на 40 тыс. дойных коров с полным и замкнутым циклом производства и сроком окупаемости около 5-6 лет.
Разработка и применение наиболее оптимизированных типовых проектов и современных передовых технологий позволяет снизить стоимость строительства до 100 тыс. руб. за скотоместо.
Также в проекте строительства учитывается применение биогазовых технологий, что позволяет существенно снизить затраты на энергоресурсы. Строительство жилья для работников на территории кластера приумножает привлекательность предприятия для хороших специалистов, что в конечном итоге улучшает качество и увеличивает выход готовой продукции и, как результат, обеспечивает ее конкурентоспособность.
Для Российской Федерации нехватка молока составляет примерно 20 млн т. Один молочный кластер состоит из 20 комплексов по 2 тыс. голов КРС каждый, итого — 40 тыс. голов КРС с надоем 10 тыс. л/год от каждой коровы. Итого 20.000 т х 20 комплексов = 400 тыс. т/год. Это объем производства молока одного кластера. Для Российской Федерации нужно примерно 50 таких кластеров: 50 х 400 тыс. т = 20 млн т/год.
По нашим оценкам, стоимость одного кластера составляет порядка 60 млрд руб.,
При этом каждый агрокластер имеет большой потенциал для саморазвития. Достаточно начать с создания 10 комплексов, а затем они сами заработают и начнут обеспечивать финансирование завершения строительства агрокластера в целом.
Еще одной важной задачей является создание независимой системы продвижения, реализации и контроля строительства объектов сельхозназначения. Союз строителей и фермеров должен включать в свой состав представителей крупных и малых фермерских хозяйств, компаний застройщиков и проектировщиков объектов сельхозназначения, инвестиционных и лизинговых компаний, а также властных структур, которые будут заниматься продвижением проектов на государственном уровне.
Нам представляется, что кризис устойчивости молочной отрасли может быть преодолен, если процесс возведения новых МЖК перейдет от хаотической формы к продуманной, системной и плановой работе по оптимальному размещению производительных сил молочной отрасли в целях самообеспечения территорий России молочными продуктами высокого качества и наращивания соответствующего экспортного потенциала.
При этом, безусловно, должны быть приняты меры к сохранению построенных современных объектов молочного животноводства, оказание им помощи в достижении безубыточной работы. Это дело чести исполнительных органов РФ, допустивших кризис устойчивости отрасли. В противном случае призывы к импортозамещению останутся только восклицаниями.
Понятно, что главный вопрос — это даже не разработка комплексной программы реализации мегапроекта «Дальнейшее развитие и оптими-зация молочной отрасли России на 2015-2020 годы», что, на наш взгляд, необходимо, а деньги, которые государство должно будет выделить, кроме действующих субсидий, на организацию проектирования и строительства первых этапов очередей агрокластеров.
Мы знаем все прогнозы про рецессию экономики и предстоящие потери от санкций. Только финансово-экономическому блоку надо переходить от кликушества по поводу предстоящих невзгод к реальным действиям по насыщению экономики России инвестиционными средствами. От макроэкономических высот — к конкретным экономическим проектам.
Вариантов и их комбинаций множество. СССР, несмотря на бедственное положение, осуществил предвоенные индустриальные и послевоенные восстановительные пятилетки, обеспечивая значительные темпы роста.
Наши западные «учителя» ничтоже сумняшеся клепают валюту, проводя политику финансового смягчения, назначают предельно низкие ставки по кредитам, ведут конкурентную борьбу негодными средствами, грабят вкладчиков банков (Кипр), объявляют незаконные санкции и пр., чтобы обеспечить рост своей экономики. А мы не можем забрать деньги из офшоров, вернуть награбленное.
Надо и в сфере финансов осуществлять импортозамещение.
Достаточно сказать, что при формировании капитализма в нашей стране и образовании класса крупных собственников по наущению импортных консультантов и собственных дельцов была сильно занижена стоимость наших активов (свежий пример «Башнефть») и, как следствие, объем денежной массы, его сегодняшнее отношение к ВВП (порядка 0,53) в пять раз меньше, чем в Китае. Как тут развиваться? Кроме того, государство в форме ГЧП может инвестировать средства в любой форме на создание агрокластеров, а потом эти активы реализовать соучредителям на основе инвестиционного соглашения.
Если выделение госсубсидий на подобные цели будет обусловлено определенными ценовыми ограничениями для организаций-поставщиков товаров и услуг, то есть условиями их аккредитации в нацпроекте, то государство гарантировано вернет деньги в бюджет, и задачи обеспечения продовольственной безопасности России и импортозамещения будут выполнены.
Грустные факты
• Объем импорта молочной продукции в пересчете на молоко, произведенное в 2013 году и в начале реализации новой государственной программы, составил 11 млн т, то есть требование доктрины продовольственной безопасности — 90% самообеспечения — не выполняется.
• По статистике, которая подвергается сомнению, на душу населения производится 247 кг молока вместо положенных по скромной физиологической норме 320-340 кг;
• Около 10% молочной продукции фальсификат: содержит пальмовое масло и другие жиры немолочного происхождения.
• Стадо КРС в России сократилось на 3,4% (до миллиона голов КРС), продуктивность его значительно отстает от той, что наблюдается в мировой практике.
• Не используется в должной мере и форме дотация на производство молока высшего и первого сорта, получение ее сопряжено с выполнением избыточных условий.
• Налицо неравные условия господдержки наших и западных фермеров, фермеров Белоруссии, что делает нашу молочную продукцию неконкурентоспособной и ведет к засилью импорта.
• За бортом госпрограммы, по существу, осталась задача внедрения биоэнергетики, поскольку инвесторам было «не до жиру».
• Банки, увидев, что государство своими субсидиями подгоняет к ним клиентуру-заемщиков, стали повышать процентную ставку по кредитам. Так, на наш МЖК, построенный в 2005—2008 годах мы получили кредиты с учетом субсидий по средневзвешенной ставке 2,97%, в том числе 100 млн руб. по нулевой ставке, поскольку в 2006 году ставка кредитующего нас банка равнялась ставке рефинансирования ЦБ РФ.
Сегодня разница между этими ставками значительно выросла и становится непосильной для фермеров. Более того, банки берут застрахованные в свою пользу залоги со значительным дисконтом и в дополнение требуют финансовую гарантию инвестора, обрубая его инвестиционные возможности.
• Все поставщики инвестиционных проектов молочной отрасли, как «сочувствующие», не имея никаких ограничений, получали за счет ежегодного повышения цен на свои товары и услуги безрисковые доходы, работая тем самым в противофазе с госпрограммой, оставляя фермеров наедине со своими проблемами.
• Низкая и даже отрицательная рентабельность современных молочно-животноводческих комплексов-лидеров молочного производства России лишает инвесторов драйва. Нет ни денег, ни оптимизма: состояние шахматного цугцванга — нежелание ходить. Все это в лучшем случае приводит к ухудшению рациона, продуктивности КРС и качества молока. А в худшем — начинают резать скот и продают комплексы за бесценок лишь бы избавиться от заботы о погашении кредитов на строительство, получении субсидий, дотаций на 1 литр молока, компенсаций затрат на строительствои т. п. Вряд ли такая политика будет способствовать импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности по молочной продукции.
Взгляд со стороны
(Москва; консультации для животноводства), животноводство в России будет продолжать развиваться во всех трех формах: агрохолдинги, средние хозяйства и семейные фермы. Причем наилучшие перспективы специалист видит у средних производителей, ниша которых сейчас практически не занята. Среднее хозяйство, в отличие от семейной фермы, которая работает с маленькими объемами, может производить около 4 т молока в день. А значит, у «середняка» есть возможность работать с индустриальным переработчиком и выставлять ему условия, что, безусловно, выгодно для агрария.
Идеальной моделью среднего предприятия Дюмулен считает молочно-мясной комплекс. Эта, по мнению специалиста, оптимальная форма предприятия позволит получить инвесторам максимальную окупаемость в минимальные сроки. Так, взяв 5-7 тыс. га земли, 1400 голов дойного, а затем 700-800 голов мясного стада, уже через три года (принимая во внимание риски) можно рассчитывать на то, что вложенные инвестором деньги будут заменены кредитными, необходимыми для дальнейшего развития бизнеса. Еще через три года о таком предприятии, ставшем субъектом экономической деятельности, можно будет говорить как о достигшем экономической рентабельности и в производстве говядины.
Далее можно будет развиваться в нескольких направлениях: например, заниматься производством и реализацией нетелей или создать прообраз биржи скота (по французскому или канадскому образцу). Также на базе такой фермы можно будет создать центр профессиональной подготовки специалистов, для обучения тех самых современных «профильных кадров» которых сегодня так не хватает отечественному животноводству.
Мировой опыт
По статистическим данным Голштинской ассоциации США, в стране имеется 60 тысяч молочных ферм, в том числе:
44 тыс. (73,8%) ферм до 100 голов КРС производят 13,6% всего объема молока США;
14 тыс. (23,3%) ферм от 100 до 1 тыс. голов КРС производят 36% всего объема молока;
1,7 тыс. (2.9%) ферм свыше 1 тыс. КРС производят 50,3% всего объема молока.
По тем же данным, средние надои на одну корову в год в США последовательно увеличивались с 1500 кг в 1930 году до 2020 кг в 1940 г., до 2500 кг в 1950 г. и 12 тыс. кг в 2014 году. Кроме того, количество КРС в 1944 году равнялось 25,6 млн голов, а объем производства молока составлял 53,2 млн тонн. Количество КРС в 2012 году снизилось до 9,1 млн голов, объем производства молока — 87,7 млн т. За 58 лет в США стадо КРС уменьшилось в 2,8 раза, на 90% снизилось количество земли под молочным животноводством, на 65% снизился расход воды на КРС, на 76% уменьшилось производство навоза и на 41% — выбросы СО2. При этом производство молока увеличилось на 65%.
Надо взять за основу и структуру производства сырого молока, и тренд развития молочной отрасли США в целом. Зачем изобретать велосипед?