Журнал «Агротехника и технологии»
Технологические тонкости производства органической продукции
Основной концепцией органического сельхозпроизводства является полное отсутствие в технологии каких-либо химических веществ: удобрений, лекарственных препаратов, средств защиты растений или стимуляторов роста. Тем не менее у потребителей часто возникают сомнения — а возможно ли это на самом деле? Вместе с экспертами и производителями в этом попытался разобраться корреспондент «АТт».
То, что при выращивании продукции можно обойтись без внесения каких-либо средств защиты растений или минеральных удобрений, — сказки, уверена Нинель Коновалова, генеральный директор центра научно-технической поддержки предприятий АПК «Консультант Агро». За те деньги, которые платит за всю эту сказку наша Рублевка, можно продать все, что угодно, говорит эксперт. «Вот представьте себе свой сад, любое дерево.
Как там можно вообще без применения чего-либо что-то получить? — интересуется Коновалова. — Вот если вас не кормить, не поить, не умывать, через месяц в кого вы превратитесь?».
Технология выращивания органической продукции не предполагает, что вы не будете ничего вносить, продолжает Коновалова. «Есть определенные предельно допустимые концентрации веществ, которые рассчитываются для каждой конкретной культуры. Учитывается каждая фаза развития растения, чтобы вносить минимальные дозы в максимально эффективное время», — поясняет эксперт.
Добиться эффективности, занимаясь органическим земледелием, по мнению экспертов, действительно можно. Один из способов — работа с семенным материалом и выведение устойчивых сортов.
Например, работу по созданию новых сортов по заказу Минсельхоза проводят в Мичуринском государственном агроуниверситете на кафедре растениеводства, где есть лаборатория селекции и семеноводства зерновых культур. «Безусловно, на создание сорта классическим методом уходит больше времени, чем на выведение ГМО-культуры, — не отрицает доцент кафедры земледелия, землеустройства и растениеводства МичГАУ Владимир Маркин. — По нашим подсчетам, на это требуется минимум 10 лет.
А порой желательные признаки у растения удается получить только через 20 или даже 50 лет. К тому же бывает так, что продуктивность повышается, но в то же время теряется качество зерна или снижается устойчивость к болезням, тогда как необходимо, чтобы в одном растении присутствовали все признаки. Поэтому создание сорта — процесс кропотливый», — поясняет эксперт.
Среди достижений МичГау — сорта пшеницы, которые более устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды и меньше поражаются болезнями и вредителями. Созданы они без помощи генной инженерии классическими методами внутривидовой гибридизации.
По словам Маркина, то, что при выращивании таких растений используется меньше средств химической защиты, вносит немалый вклад в развитие биологического земледелия. «Эти сорта районированы для нашего региона, и мы их рекомендуем для центральной черноземной зоны, — рассказывает эксперт. — При испытаниях в нашем институте они показали в сравнении со стандартными сортами, которые уже районированы, прибавку урожая, лучшую устойчивость к комплексу вредных объектов и лучшее качество зерна. Сейчас эти новые сорта мы передали в государственную комиссию по сортоиспытанию».
Чтобы такой сорт долго не терял своих первоначальных свойств, необходимо заниматься сортообновлением и создавать оригинальные семена. В этом случае сорт может сохранять свои качества в течение 10-20 лет, говорит Маркин. При этом работу над созданием новых сортов, устойчивых к новым комплексам вредных объектов, необходимо проводить постоянно, обращает внимание эксперт: смена климата и миграция болезней и сорных растений расслабиться не дают.
Вообще говоря, на стороне тех, кто захочет заняться экологическим земледелием и производством органической продукции, не только большое количество достижений мировой селекции, но и множество специализированной техники и технологий. В Европе существует даже специальная сельхозтехника, ориентированная на органическую защиту растений.
«Например, существует специальная машина, которая до основных всходов выжигает сорняки огнем или выдувает их из почвы под давлением, — рассказывает Коновалова. — Все уже давно изобретено, нам осталось только научиться все это применять. И это нужно делать срочно. Иначе о развитии органического земледелия можно забыть. Но сегодня органическое земледелие хотят спихнуть на неподготовленных фермеров, мол, берите и занимайтесь, как хотите».
Эксперты сходятся во мнении, что при переходе на органическое земледелие необходим комплексный подход и определенные знания. Полностью отказаться от применения всей химии сразу и резко невозможно.
Зато реально в значительной степени снизить пестицидную нагрузку, считает Маркин. «Минеральный азот, например, можно заменить биологическим с помощью бобовых растений, которые обогащают азотом почву, — объясняет он. — Существуют и другие альтернативы химическим соединениям, применяемым в растениеводстве и животноводстве».
Есть и еще один нюанс, продолжает Маркин. При постоянном использовании гербицидов почва становится фитотоксичной. С каждым годом на такой почве удается получать все меньше и меньше урожая.
Конечно, сегодня в сельском хозяйстве применяются химические препараты, допущенные к использованию, и они, по идее, не должны накапливаться в почве, рассуждает эксперт, но, к сожалению, они все равно накапливаются и сохраняются там десятки лет.
А восстановление почвы, как известно, — процесс очень длительный: за два-три года изменить состав почвы не получится. Поэтому переходить на органическое земледелие нужно постепенно. Почвы сегодня находятся в таком плохом состоянии, что для органического земледелия они практически не подходят, констатирует Маркин.
Мнение экопроизводителей
На экоферме Ивана Новичихина, агрария из Краснодарского края, в обороте задействовано 30 га земли, из которых в основном севообороте 12 га. Специализируется аграрий на выращивании овощей: в 2013 году в ассортименте экофермы насчитывалось более 20 видов овощных культур.
Идея заниматься именно экопродуктами у сельского жителя Новичихина появилась после периода проживания в городе, где, по его словам, «нечего было есть» — качество продуктов было очень низким, и на поиски «съедобной» еды приходилось тратить уйму времени. «Мы выросли в селах на натуральных вкусных местных продуктах и знали их вкус. Поэтому вернулись из города в родное село и занялись выращиванием настоящих продуктов», — рассказывает аграрий.
Технология получения продукции в его хозяйстве похожа на классическую, только с поправкой на методы органического земледелия. «За основу мы взяли европейские стандарты производства органических продуктов.
Это значит, что мы не применяем химически синтезированные удобрения, у нас на вооружении только органические удобрения, настои и отвары трав, компост, севооборот, совместные посадки, устойчивые сорта и тому подобное», — делится опытом Новичихин.
Безусловно, выращивать органические продукты труднее, говорит аграрий, но зато они совершенно иные по качеству, и сравнивать их с обычными можно лишь с натяжкой. По этой причине Новичихин своих соседей-аграриев конкурентами не считает. «Да, рентабельность на отдельных культурах у них на порядок превышает наши самые лучшие результаты, — не отрицает он. — Однако они не думают о желаниях и потребностях конечного потребителя, который, возможно, не хотел бы есть то, что напичкано химией».
По мнению экспертов, себестоимость продуктов, выращенных по технологии органик, как минимум на 30% выше, поэтому и конечная цена таких продуктов больше. Однако Новичихин считает, что подсчеты занижены. «В наших условиях разница в цене между обычными и экопродуктами больше чем в два раза, — утверждает он. — К тому же сегодня рентабельность экопроизводства крайне низкая из-за рисков потери урожая. Чтобы выжить, пытаемся удерживать адекватную затратам цену».
Перспектива у развития экосельхозбизнеса, несомненно, есть, не сомневается Новичихин. Эко-, био- и органическая продукция сегодня в моде. Но только и риски очень велики, предупреждает аграрий. «Так что если у кого-то завалялись свободные миллионы, есть очень хороший способ их закопать», — шутит он.
Анна Бурмистрова, финансовый директор экофермы «Благословение» (Орловская область) тоже на собственном опыте знает, что такое натуральная пища: ее ферма производит органические яйца и экологически чистое мясо птицы.
«Экоферма появилась на базе нашего производственного предприятия с целью снабжения здоровой и вкусной продукцией своих сотрудников, — рассказывает Бурмистрова. — Как альтернативу основному бизнесу мы экопроизводство не рассматривали». По ее словам, ферма создавалась для самих себя и два года служила «дачей», поставляющей полезные продукты для коллектива. И лишь в конце 2013 года экопродукты стали продавать сторонним покупателям.
При этом целенаправленным поиском сбыта не занимались, так как работало «сарафанное» радио среди знакомых постоянных потребителей.
«Представьте деревенский двор, но с категорией комфортности «5 звезд»: сараи заменены на просторные чистые помещения с теплыми кирпично-блочными стенами, высокими потолками, вентиляцией, естественным освещением, с выходами в прогулочные вольеры», — говорит Бурмистрова.
По ее словам, плотность содержания птицы здесь оптимальная, чтобы не допустить скученности и всех негативных последствий, которые эта скученность влечет. Птица свободно перемещается, получает разнообразный корм (зерновые смеси, измельченную траву, овощи, минеральные добавки в виде ракушечника).
Зоотехники наблюдают за птицей, и так как применение лекарственных средств на экоферме исключено, слабых особей в случае их обнаружения переводят в карантинное отделение для дальнейшего наблюдения.
Ветеринар фермы ведет постоянный мониторинг здоровья птицы и проводит исследования в случае гибели отдельных особей. Вся продукция сопровождается ветеринарными свидетельствами.
На экоферме на интенсивность роста и обмена веществ птицы никаким искусственным образом не влияют, утверждает Бурмистрова. «Для достижения более быстрого роста и более значительного набора веса мы используем разные породы.
Выращиваем несколько пород кур и уток с разными сроками потребительской готовности, несколько видов индеек разного кросса», — делится опытом специалист.
Конечно, такой способ ведения производства затратен, так как требует значительных инвестиций в капитальное строительство, а также постоянных расходов на содержание зданий и сооружений, отмечает Бурмистрова.
Просторные вольеры влекут за собой траты на оплату труда и соцпакета рабочим по уходу за территорией. Уличное содержание птицы требует своевременного реагирования на все природно-климатические нюансы (чистка снега, подсушивание территории
Выше перечисленные факторы влияют на увеличение количества сотрудников в штате, следовательно, увеличивается фонд оплаты труда. К тому же по причине недопустимости применения химических лекарственных средств есть риск возникновения больших потерь поголовья в случае массовых заболеваний и эпидемий.
Поэтому на экоферме постоянно проводится работа по укреплению здоровья и иммунитета птицы без химии (например, смазывание голов и шей индюшат рыбьим жиром для предотвращения рахита), рассказывает финансовый директор.
Особая статья затрат — это доставка продукции клиенту. «Мы не увеличиваем срок хранения птицы с помощью обработок, — говорит Бурмистрова. — Ощипывание и потрошение — единственные предпродажные мероприятия. Далее следует адресная доставка клиенту.
Конечно, мы стараемся минимизировать свои потери и доставлять заказы по удобным маршрутам и в удобные для нас сроки, поэтому, не всегда можем в точности исполнить желание клиента. Можете представить себе потери от доставки десятка яиц или одной курицы на расстояние 500 км?»
Будущее органики
Сегодня, когда интенсивные технологии земледелия постепенно теряют былую эффективность и вызывают все меньше доверия потребителей, сельхозпроизводители вынуждены задумываться о новых способах возделывания растений и выращивания скота. Эксперты и аналитики сходятся во мнении, что биологизация сельского хозяйства — единственный возможный путь дальнейшего развития отрасли.
«Сейчас назрела ситуация, когда просто необходимо менять представление о сельском хозяйстве, пересмотреть теорию питания растений и теорию плодородия почвы», — говорит Александр Харченко, генеральный директор ГК «Биоцентр» (Краснодарский край; биологическая защита растений и земель).
Сегодня в основе классического земледелия лежит теория о питании растений химическими минеральными солями, когда минеральное питание в виде основных элементов заделывается в почву, а растение их оттуда усваивает, рассказывает специалист.
Однако концепция современного биологизированного земледелия, которое может накормить страну, от этой немного отличается. Она основана на представлении о том, что растения питаются не только минеральными солями, но также органическими бульонами и аминокислотами.
«Получается несколько вариантов: химическое земледелие, в котором применяются химические элементы, земледелие «ретро», где не используется вообще ничего, и от этого заходящее в тупик, и совершенно новый тип земледелия, который можно определить как органическое, но только на другом уровне понимания», — объясняет Харченко.
Как и другие участники рынка, Харченко в ближайшие 5-10 лет ожидает увеличения числа сельхозпроизводителей, занимающихся органикой. Однако, по его мнению, наводнять Россию большим количеством органической продукции нет никакого смысла. «Когда в 1990-е годы Украине и России стали навязывать органическое земледелие, я это воспринял как диверсию, — вспоминает специалист. — Мы и сейчас не можем себя накормить даже на 50% по ряду товаров, а нам навязывают систему органического земледелия».
Об экспорте органики тоже придется забыть, не сомневается Харченко. В Европе, где есть потребность в органической продукции, этот сегмент рынка уже переполнен, — объясняет он. — Кто-то говорит, что он развивается, но он давно уже застрял на 10-15% и дальше не увеличивается. Да и как может быть иначе, когда на рынке органической продукции огромная конкуренция?».
Действительно, производство органической продукции — непростой путь в первую очередь для самого агрария. Однако опыт тех, кто успешно занимается подобным бизнесом, говорит, что найти удобные пути получения прибыли и собственные рынки сбыта все же можно. Найти пути с меньшими рисками и большей отдачей в экопроизводстве вполне реально, считает Бурмистрова.
И как ни странно, человеку с небольшим начальным капиталом занять место в этой нише даже легче: вырастил мало, приложил максимум труда и продал дорого.
То есть налицо прямая зависимость: труд — доход. «При такой цепочке походы в банки за кредитами и обивание порогов госструктур можно и нужно заменить походами с косой в поле. Тогда для семейных ферм с небольшим капиталом экофермерство станет подарком. Не просто работой, а образом жизни», — заключает специалист.
Сейчас потребитель постепенно начинает понимать, что качественный продукт не должен быть дешевым, поддерживает ее Илья Калеткин, президент холдинга «Аривера», председатель правления Национального органического союза. Производители органики со своей стороны тоже стремятся к тому, чтобы сделать продукцию дешевле.
Потому что зарабатывать и предсказуемо существовать на рынке можно только на регулярных оборотах. А разовая продажа дорогого продукта не интересна ни потребителю, ни производителю, резюмирует он.
Мировые стандарты
Organic, ECO, BIO (в разных странах используется «своя» маркировка) — это продукты, выращенные и переработанные согласно утвержденным экостандартам. В основе органической продукции лежит максимально уважительное отношение к потребителю: при производстве не используются химикаты, регуляторы роста и какие-либо вещества, меняющие естественный ход развития растений или животных.
В процессе распространения органического производства по всему миру сформировалось три системы международных стандартов качества органических товаров: IFOAM Basic Standards (IBS), Codex Alimentarius Guidelines for Organically produced food 1999/2001 и EU Regulation 2092/91 (EC 834/2007).
Экологически чистые товары обязаны соответствовать нормам, принятым Международной организацией стандартизации ISО:14024. Интересно, что за границей к этой группе относят не только продукты питания, но также игрушки, одежду, косметику, посуду, машины, компьютеры, асфальтовое покрытие и стройматериалы.