Журнал «Агротехника и технологии»
Экспертный обзор наиболее популярных в прошлом году оборотных плугов.
Представляем вниманию читателей обзор наиболее популярных в прошлом году оборотных плугов. При выборе моделей редакция опиралась на мнение ведущего аналитика Ассоциации «Росагромаш» Натальи Негребецкой и исполняющего обязанности заведующего контрольно-испытательной лабораторией ФГБУ «Поволжская машиноиспытательная станция» Олега Беляева.
Олег Беляев:
Сегодня рынок оборотных плугов достаточно многолик. Современные конструкции этих агрегатов позволяют работать на высоких скоростях, качественно выполнять технологический процесс «гладкой пахоты» без развально-свальных борозд, удобно и быстро обслуживать технику.
Многолетние испытания различных конструкций оборотных плугов подтверждают, что эти машины вписываются в технологии производств различных сельскохозяйственных культур и по показателям качества работы соответствуют предъявляемым агротехническим требованиям.
Одно из основных преимуществ оборотных плугов — возможность проведения «гладкой пахоты» без образования на обрабатываемых полях свальных и развальных борозд. Благодаря этому происходит выравнивание макрорельефа полей, создаются благоприятные условия для проведения дальнейших технологических операций обработки почвы.
Среди достоинств оборотных моделей также стоит отметить их конструкцию, которая позволяет изменять ширину захвата каждого корпуса и плуга в целом в зависимости от необходимой глубины обработки, типа почв, их механического состава и тягового сопротивления. Такие плуги можно использовать в соответствии с имеющейся в хозяйстве энергетикой и почвенно-климатическими условиями, рационально загружать трактор и экономить топливо.
Все стойки корпусов оборотных плугов снабжены предохранительными срезными болтами, которые защищают их от перегрузок и аварийного выхода из строя основных деталей рабочих органов. Нельзя обойти вниманием и высокую надежность оборотных плугов (за 150 часов эксплуатации всех испытываемых моделей не было выявлено ни одного отказа).
Применение современных технологий в обработке металлов и микролегированной стали при производстве оборотных плугов позволяет создавать высокопрочные конструкции. Кроме того, эти агрегаты имеют высокие показатели транспортабельности. Так, транспортная ширина плуга находится в пределах 2,6-2,8 м. Да и небольшие радиусы поворотов в 6-8 м позволяют улучшить эксплуатационные показатели агрегата в работе.
Недостаток же у оборотных плугов, на наш взгляд, один — высокая цена.
ППО («Рубцовский завод запасных частей»)
На Алтайской МИС проходили испытания оборотные плуги ППО-5/7-35 и ППО 6+3 в 2010 и 2013 годах соответственно.
Конструкция ППО-5/7-35 схожа с семикорпусным (с одним съемным корпусом) плугом фирмы Lemken. Основное отличие от него — наличие механизма переднего опорного колеса, которое позволяет использовать ППО с трактором без наличия режима «силового регулирования».
Данная модель оснащена механизмом заднего опорного колеса с механическим (без гидросистемы) регулированием глубины пахоты задними корпусами, а также углоснимами на корпусах взамен предплужников. На плуге ППО-5/7-35 предусмотрен отъем одного или двух корпусов (модулей), и при такой трансформации плуга он может использоваться с тракторами меньшего класса тяги, для этого в комплексе имеется сменная навеска.
Полунавесной оборотный плуг ППО-6+3 может быть использован на полях с уклоном до 8°. Средняя часть плуга опирается на раму двухколесного шасси. В зависимости от почвенных условий работы, ширина захвата агрегата может варьироваться от 3,24 до 4,32 м путем изменения ширины захвата каждого корпуса. Плуг может работать как в девяти-, так и шестикорпусном вариантах. Гидравлическая система навески трактора может работать в режиме «силового» или «смешанного» регулирования и отслеживает положение плуга в процессе работы.
Multi-Master (Kuhn)
Линейка плугов Multi-Master представлена пятью группами навесных плугов (103-113-123-153-183) с захватом от 2 до 7 корпусов и двумя типами защиты рабочих органов: безостановочная гидравлическая защита NSH или защита срезным болтом Т, которая срабатывает при усилии 4 тыс. кг. Примечательно, что болт именно срезается, а не обламывается, благодаря чему не происходит разрушения отверстия. Защита NSH востребована главным образом на каменистых почвах (например, в Северо-Западном регионе).
В зависимости от типа плуга, для работы Multi-Master требуется трактор мощностью от 30 до 55 л.с. на корпус. Стоит отметить цельную головку плуга, кованые тяги, крепления, выполненные длинными сварными швами (а не болтами и пластинами), а также убранные в раму плуга шланги. Кроме того, на плугах Multi-Master просто выполнять регулировки и можно одновременно настроить плуг в продольном и поперечном направлении.
EuroDiamant (Lemken)
На МИСах в разные годы испытывались три модели плугов семейства Diamant: EuroDiamant 10 7+1 L100 и EuroDiamant 8 5 L100 — на Поволжской МИС в 2003 году, а Lemken Terrion EuroDiamant — на Кубанской МИС в 2009 году. Плуг EuroDiamant 10 7+1 L100 агрегатируется с трактором класса 5, а для EuroDiamant 8 5 L100 требуется менее мощная машина (3 класса).
EuroDiamant 10 7+1 L100 выгодно отличается наличием телескопического продольного бруса, позволяющего точно провести настройку линии тяги трактора через центр тяжести плуга при изменении количества основных корпусов и их ширины захвата. Кроме того, основные корпусы данного плуга имеют регулируемые щелевые отвалы, углы крошения которых можно подстраивать для достижения необходимого процента крошения почвы после прохода плуга.
Конструкция оборотного плуга EuroDiamant 8 5 L100 по расположению и наличию основных узлов и механизмов в плуге аналогична конструкции плуга EuroDiamant 10 7+1 L100. Изменено только количество основных корпусов, их на плуге 5 штук. Все перечисленные конструкции оборотных плугов работают с тракторами, навесная система которых, оборудована системой режимов гидропозиционного и силового регулирования.
SP B9 (Gregoire-Besson)
Полунавесной плуг SP B9 на одном опорном колесе, предназначенный для пахоты «в борозде», может иметь от 5 до 9 корпусов. Данная модель агрегатируется с тракторами мощностью 175-340 л.с. Эти плуги снабжены реечно-шестеренчатым механизмом поворота. Рама агрегата усилена сечением 180х180 с Z-образной выемкой для опорного колеса.
Модель SP B9 оснащена системой отводной защиты срезным болтом. Кроме того, возможен подбор различных колес, предплужников и отвалов, позволяющих адаптировать плуг к конкретным условиям работы.