Журнал «Агротехника и технологии»
Илья Текучев и Юрий Иванов из ВНИИМЖ о создании специализированных агрохолдингов по производству, переработке и реализации молока, а также молочных и мясных продуктов как одном из путей развития сельского хозяйства в России.
Одним из путей развития российского сельского хозяйства может стать создание специализированных агрохолдингов по производству, переработке и реализации молока, а также молочных и мясных продуктов, полагают эксперты. По их мнению, создание в течение 20 лет 800 специализированных агрохолдингов с использованием государственных целевых коммерческих кредитов экономически обосновано.
Технологии и технические средства, задействованные в российском молочном скотоводстве, к сожалению, не могут вывести его на должный уровень и сделать конкурентоспособным среди зарубежных производителей молока. Своим медленным развитием российский аграрный сектор обязан и мировому финансовому кризису, из-за которого произошло снижение инвестиций в основной капитал АПК. В результате в молочном скотоводстве до сих пор не преодолена тенденция к снижению поголовья коров, медленно растет их продуктивность.Однако Россия имеет уникальные возможности для увеличения объемов производства сельхоз продукции.
Не опоздать навеки
Чтобы не остаться в вечно «отстающих», уже сегодня в этот сектор экономики нужно вкладывать значительно больше инвестиций. Но эти инвестиции будут оправданы, если они будут вложены в крупнотоварные производства, подконтрольные государству.
Одним из путей развития АПК может быть создание специализированных агрохолдингов по производству, переработке и реализации молока, молочных и мясных продуктов. Парадоксально, но среди многочисленных агрохолдингов России до сих пор нет ни одного, специализирующегося на производстве молочных продуктов, выращиванию высокопродуктивных нетелей.
Для реализации долгосрочной стратегически важной затратной программы вывода на конкурентоспособный уровень российского АПК Правительству РФ целесообразно разработать специальную программу «Поддержим отечественного производителя АПК». Для этого необходимо будет заинтересовать крупные компании, такие как «Газпром», «Роснефть», «РусАл», «РЖД», «Аэрофлот», «Северсталь», Минобороны, МЧС и другие, вкладывать свои средства в создание агрохолдингов, которые в будущем будут по контрактам поставлять им гарантированную высокого качества продукцию в счет погашения затрат.
Возможно, Правительству придется частично финансировать программу из «Фонда будущих поколений», этого ждут от него селяне.
Эффективность деятельности агрохолдинга будет зависеть от реализации интенсивных наукоемких технологий, количества и размера ферм по производству молока, выращиванию нетелей и молодняка крупного рогатого скота.
Пилотный проект
В качестве примера для пилотных проектов предлагается создать в холдинге 4 фермы по 1200 коров с выращиванием телят до шести месяцев, а также 2 фермы по выращиванию в год по 1100 нетелей и 2 фермы по ежегодному откорму по 1100 бычков до массы 550-600 кг.
Структура модельного агрохолдинга пилотного проекта может состоять из следующих подразделений (см. рисунок). Общая стоимость строительства всех зданий и сооружений с необходимой инфраструктурой к ним может составить 2,5 млрд руб. Стоимость технологического оборудования этих объектов составит 500 млн руб.
Затраты на приобретение нетелей с генетическим потенциалом 9-10 тыс. кг/гол за лактацию по цене 120 тыс. руб. за 1 голову составят 576 млн руб., а на выращивание кормовых культур, заготовку кормов для будущего молочного стада и содержание дирекции создаваемого агрохолдинга могут составить 124 млн руб.
Всего на создание одного холдинга потребуется 3,7 млрд руб. Основной доход и прибыль агрохолдинг будет получать от производства, переработки и реализации молока и молочных продуктов. По нашим подсчетам при достаточно высокой рентабельности этих производств (40%) их доход должен составить 1080 млн руб., а чистая прибыль — 288 млн руб. Наибольшая рентабельность может быть достигнута при выращивании нетелей на продажу (60%), а наименьшая (23%) — при откорме молодняка КРС.
Производство молочной продукции на одного работника в год в денежном эквиваленте должно составлять 4,32 млн руб., а в среднем по холдингу — 3,37 млн руб. Деятельность агрохолдинга может быть вполне успешной: предприятие способно достичь 41% рентабельности, поэтому для работы с интенсивными технологиями ему необходимо будет сформировать трудовой коллектив из высококвалифицированных специалистов и рабочих и обеспечить им достойную для агропоселений заработную плату.
Мы уверены, что только создание таких специализированных агрохолдингов решит проблему формирования стада из высокопродуктивных коров. Расчетная окупаемость инвестиций в условиях инфляции при использовании коэффициентов ускоренной амортизации зданий, сооружений, инфраструктуры холдинга (0,06) и техники (0,20) может составить 4,3 года.
Фактически календарный срок окупаемости первичных капвложений в основные фонды холдинга будет составлять 7 лет. Первые 3 года будут идти затратные процессы по завершению создания агрохолдинга, формированию молочного стада ферм и выращиванию нетелей и бычков на продажу. За это время холдинг выйдет на проектные показатели и начнет погашать кредиты.
Темпы развития
Если признать, что предлагаемый пилотный проект создания агрохолдинга по экономическим показателям является приемлемым для разработки стратегии инновационного развития молочного скотоводства России на 20 лет, то программа реализации этой стратегии может быть следующей. В первые 5 лет (2016-2020 гг.) необходимо создать по 2 агрохолдинга в 50 регионах страны.
В следующие пять лет (2021-2026 гг.) в них же организовать еще по 3 агрохолдинга. Далее, в две последующие пятилетки (2026-2035 гг.) во всех регионах открыть еще 550 агрохолдингов. Таким образом, к концу реализации программы в 2035 году по стране будет работать 800 таких объединений.
Безусловно, для реализации программы создания 800 агрохолдингов потребуются государственные кредиты. В первые пять лет, по нашим расчетам, понадобится вложить 370 млрд руб., на следующие пять лет — 555 млрд руб., а на последующие две пятилетки — 2,035 трлн руб. На реализацию всей программы в течение 20 лет необходимо будет потратить 2 трлн 960 млрд руб.
Мы не сомневаемся, что реализация программы создания агрохолдингов позволит решить многие стратегические задачи России.
Прежде всего, благодаря созданию 800 агрохолдингов содержащиеся в них 3 840 тыс. коров с продуктивностью по 8 тыс. кг (7,5 тыс. кг товарного молока) смогут ежегодно производить 29 млн т товарного молока.
При этом важно, что продукция будет конкурентоспособна на мировом рынке. Ну а если подсчитать еще продукцию не вошедших в агрохолдинги крестьянских и фермерских хозяйств, получится, что Россия к 2035 году произведет 50 млн т молока.
Далее, важно отметить, что молочное стадо созданных холдингов будет обеспечивать создаваемые фермы нетелями класса элита и элита-рекорд. Благодаря этому зависимость нашей страны от импорта элитных нетелей перестанет существовать. Немаловажно и то, что увеличение производства говядины от выращиваемых бычков и выбраковываемых коров (примерно на 1,23 млн т) обеспечит каждого жителя России дополнительными 8,5 мяса в год.
Увеличение производства, в свою очередь, потребует применения современной высокопроизводительной техники и транспортных средств. Иными словами, будет создана база для развития отечественного машиностроения.
Ну и, конечно, нельзя не отметить и такую положительную тенденцию, как исключение агрохолдингами многочисленных посредников, получающих прибыль за счет основных производителей первичного сырья — молока и мяса. Производство этой продукции станет одинаково прибыльным для всех участников единого юридического лица — агрохолдинга.
Впрочем, было бы неправильно умолчать про возможные трудности в реализации программы. Первая и главная из них — убедить членов правительств РФ и регионов осознать необходимость выделять большие дополнительные долгосрочные инвестиции. Россия вступила в ВТО, которая будет выступать против увеличения дотаций на произведенную продукцию, но она не может выступать против выдачи коммерческих кредитов на развитие отрасли, в частности, на развитие молочного скотоводства.
Само оно в ближайшие десять лет не в состоянии выйти из кризиса и достичь показателей мирового уровня. Здесь нужна долгосрочная государственная программа создания конкурентоспособных предприятий по производству молочных и мясных продуктов, выращиванию нетелей.
Не менее тяжело будет уговорить собственников земли и основных фондов закрытых акционерных обществ, фермеров и дольщиков передать свои акции агрохолдингу, отказавшись при этом от юридической и финансовой самостоятельности. Возникнут трудности и в оценке стоимости их акций. Возможно, потребуется принять специальные законы о принудительной продаже собственниками неиспользуемых в течение трех и более лет земель по цене, по которой они были приобретены с учетом суммарного коэффициента инфляции с момента ее приобретения.
Хочется верить, что положительный опыт реализации программы побудит собственников земель и тружеников села активнее участвовать в создании новых агрохолдингов.
Кстати, сроки реализации программы могут быть сокращены, а потребность в бюджетных средствах существенно уменьшена, если первые создаваемые в различных регионах агрохолдинги внедрят действительно новые наукоемкие технологии в растениеводстве, животноводстве и переработке, обеспечивающие производство продукции с технико-экономическими показателями мирового уровня.
В этом случае собственники акций смогут получать достойные дивиденды, а труженики полей и ферм заработную плату, обеспечивающую высокий уровень жизни в агропоселениях с современной инфраструктурой.
Сокращению сроков возврата кредитов может способствовать и продажа акций. Досрочный возврат кредитов в полном объеме позволит агрохолдингу отказаться от президентского управления и полностью перейти на рыночные условия работы.
Реализация этой программы должна побудить минсельхозы РФ и регионов активнее сотрудничать с научными учреждениями путем проведения конкурсов на лучшую разработку проектов ферм и предприятий по переработке первичного сырья. При разработке проектов для конкретного холдинга важно эффективно использовать существующие здания и сооружения ферм: провести их реконструкцию, технологическую и техническую модернизацию. Это уменьшит потребность в инвестициях.
Обобщение положительного опыта функционирования первых агрохолдингов позволит разработать типовые проектные решения ферм и предприятий и технологические регламенты производства продукции.
В рамках программы создания агрохолдингов будет выработан механизм реализации инновационных технологий в АПК России. Это в свою очередь позволит повысить востребованность аграрной науки, обеспечить ее целевыми финансовыми ресурсами и укрепить связь с машиностроением и строительными фирмами. В конечном итоге все это должно обеспечить конкурентоспособное развитие АПК России на мировом рынке.
ГОВОРЯЩИЕ ФАКТЫ
Cредний удой на европейских фермах достигает 7-10 тыс. кг/гол. в год, тогда как у нас не превышает 3,5-5 тыс.
Нагрузка на одного работника за рубежом включает обслуживание 35-40 коров, а в нашей стране — 13-18.
Отстает и производство молока: 250-320 против 60-80 т на одного работника фермы в год.
Затраты труда на производство 1 ц молока за рубежом составляют 0,6-0,8 чел.-час., а на комплексно механизированных российских фермах достигают 2,5-3,0 чел.-час., что почти в 4 раза больше.
Мнение бизнеса
Александр Булдаков, генеральный директор группы компаний «ИЖЛАЙН» (проектирование, строительство и продвижение объектов АПК):
Мы неоднократно замечали, что цифры, которые озвучивают эксперты, занимающиеся продвижением этого проекта, не соответствуют реальности. По самым скромным подсчетам, неучтенными остаются как минимум 30% расходов на покупку нетелей и строительство комплексов. Так, стоимость нетелей сегодня составляет 150-170 тыс. руб. за голову. Стоимость строительства одного комплекса (на 1,2 тыс. голов) для центрального района России «под ключ» (с закупом нетелей, оборудованием, СМР), по моим выведенным расчетам, достигает 1,2 млрд руб. Создание же комплекса на 4,8 тыс. голов с переработкой потребует примерно 4,8 млрд руб. Эксперты же склонны к занижению этих сумм. Например, расходы на строительство они, как правило, оценивают в 2,5 млрд руб.
Вообще, руководству страны, прежде чем брать курс на запуск этого проекта, неплохо было бы посоветоваться с бизнесом. Формировать агрокомплекс лучше всего с разделением молочного и мясного производства,т. е. откормом бычков заниматься на отдельных фермах, а нетелей подращивать совместно с дойным стадом.
Но главное, чиновники должны понять утопичность своих планов и скорректировать их. Не раз приходилось слышать, что планируется возвести по два агрохолдинга в 50 регионах. Каким образом, позвольте, эту идею собираются претворять в жизнь, когда даже для уже существующих агрокомплексов не хватает умелых опытных специалистов? Для того чтобы решить кадровую проблему, надо прежде всего заняться внедрением пилотных обучающих проектов в Федеральных округах, таких как проект «Ионтель» в Тамбовской области.
Что же до самих кластеров, то при их создании надо действовать путем увеличения количества поголовья в их составе. Оптимально будет возвести 40 кластеров по 20 ферм с 2 тыс. голов в каждой. Если надои будут не менее 9 тыс. л/год, то общий годовой объем составит 12 млн т, что обеспечит восполнение нехватки молока в РФ.
По мнению опытных руководителей ряда передовых хозяйств Московской и Владимирской областей, стоимость комплекса с учетом прокладки сетей, СМР, закупки техники для уборки и перевозки кормов, сырья и конечной продукции и возведения предприятий по переработке должна составлять (в Московской области) около 1,5 млн руб./гол., следовательно, стоимость комплекса с полным циклом на 4,8 тыс. голов будет достигать примерно 7 млрд руб., что существенно выше предложенной экспертами стоимости проекта.
Упор надо делать на укрупнение предприятия. Дело в том, что до 2009 года работа в «ноль» могла быть с меньшим поголовьем (например, достаточно было 800 голов). Но сейчас в связи с увеличением цен на электроэнергию, ГСМ, запчасти, корма и прочее минимальное количество голов для работы в «ноль» должно составлять уже не менее 1,2 тыс. В течение же ближайших 10 лет для окупаемости и получения небольшой прибыли каждого высокотехнологичного объекта потребуется как минимум 2 тыс. голов. Однако эксперты утверждают, что можно обойтись гораздо меньшим числом голов, что ошибочно.
Создание кластеров связано с решением проблем Сибирского и Дальневосточного регионов,т. е. освоением этих территорий, о чем говорил Президент Российской Федерации, а также с возможностью реализации готовой продукции в Японию, Китай и Индию.
Тут налицо экономическая выгода. По моим расчетам, за 15 лет окупаемости кластерного проекта госбюджет получит (в виде налогов, инвестиций собственных средств, создания рабочих и учебных мест и других положительных моментов) гораздо больше, чем вложил в проект. И времени для организации кластеров потребуется немного: от 3 до 5 лет для каждого из них, причем «под ключ».
Кластерный подход к решению проблем молочного животноводства, конечно, необходим, но с учетом управляемости процессом подготовки и обучения кадров, внедрения грамотных технологий в селекции (например, эмбриональных технологий), ветеринариии т. д.
В то же время я настаиваю (т.к. надоели олигархические структуры в регионе, а у нас «народность» в менталитете) на создании кластеров в форме «народных предприятий» или так называемых «французских кооперативов», где фермеры, работающие на земле, являются собственниками основных фондов производства: земли, ферм, перерабатывающих молочных и мясных заводов, и где персонал, в том числе управляющие директора, — наемные менеджеры.
Артем Авакян, главный агроном хозяйства «Черновецкие зори» (Курская обл.):
Мы решили в рамках этой программы создать большой комплекс, состоящий из двух коровников по 316 голов в каждом, молочный блок, цех по производству комбикормов, а также построить соответствующую инфраструктуру. О двухтысячниках не задумывались — не наш размах. Но думаю, что мы останемся с прибылью и с меньшим количеством голов, потому что на данный момент рентабельность молока очень хорошая в виду высоких цен на молоко.
Это достаточно интересная программа, правда, до конца не продуманная. Из плюсов, прежде всего, надо отметить госфинансирование. Если бы его не было, мы бы никогда не решились выделить собственные средства на новое строительство, поскольку сегодня это очень рискованно (да и нет своих средств), а брать кредит невыгодно. Однако государство дает отсрочку платежей на 10 лет, что позволяет нам в отношении программы принять положительное решение.
Кроме того, с помощью выделенных средств можно занять большее количество работников в осенне-зимний период. И это еще один плюс программы. Дело в том, что в этот период работы крайне мало, но теперь у хозяйств появится возможность получать деньги на обслуживание кредитов и обеспечивать заработную плату в тот период, когда средства на минимуме.
Ну и, конечно, кто-то сможет создать хорошую инфраструктуру (положить асфальт на ферме, провести газ, электричество, построить дополнительные ангары для хранения кормов). Впрочем, в нашем случае выделенные средства направляются только на строительство, хотя изначально возведение инфроструктуры пранировалось за счат области. Расходы на проект и проектные работы тоже идут за наш счет. Ориентировочная стоимость строительства — 300-450 млн руб., а стоимость проектных работ — около 2% от стоимости строительства.
Что же касается недоработок программы, то они заключаются в сложностях с оформлением документации. Но несмотря на это, в целом программа, безусловно, способна оживить производство российского молока и повлиять на всю отрасль животноводства.