Мясное возрождение

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Профессор РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева о том, как развитие мясного скотоводства поможет возродить жизнь на селе и поднять отечественный АПК.

Состояние большинства российских деревень с каждым годом все более напоминает послевоенную разруху. Но если тогда мертвое молчание остановленных в районах пищеперерабатывающих производств было временным, то сейчас, в начале ХХI века, разрушения приняли затяжной характер. Больно смотреть на заброшенные поля и некогда успешные, а ныне разваленные животноводческие фермы и вымирающие сельские районы. Неминуемая смена поколений невольно заставляет задуматься о том, как лучше, эффективнее передать молодежи вмес­те с опытом любовь к Отечеству и своей земле. Одним из способов возрождения сельской жизни могло бы стать развитие в регионах мясного скотоводства.

Что произошло с деревнями, всем известно: трудовое население в 1970—1980 годы перебралось в районные центры, а в годы перестройки потекло в Москву и крупные города. В итоге в деревне остались одни старики. Всероссийская сельскохозяйственная перепись в 2006 году выявила серьезные изменения в структуре аграрного сектора. Так, вместо 24  млн ЛПХ осталось лишь около 17 млн. Обнаружены многочисленные брошенные подворья, а местами целые деревни-призраки. А ведь сельские поселения — это основа и корни государства Российского.

За последние двадцать лет мы потеряли в сельской местнос­ти все, что неимоверным трудом и усилиями восстанавливали пос­ле Великой Отечественной Войны. Причем потеряли вследствие собственной бездарности, разложения и коррумпированности власти на всех уровнях. Правду говорят: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». На извечный вопрос «Что делать?» наш ответ однозначен: надо возрождать аграрную Россию. Для этого у нас есть три мощнейших инструмента — огромные сельхозугодия (более 9% всех сельхозугодий планеты), природные ресурсы и образованные кадры.

Главное — кадры

Очевидно, что Запад проводит четко спланированную и последовательную политику снижения продовольственного потенциала России и вытеснения ее с мирового сельскохозяйственного рынка. Да и в самой стране сложилась парадоксальная ситуация: на словах все уровни влас­ти ратуют за развитие продовольственной программы безопасности страны, но на деле отдают предпоч­тение спортивным мероприятиям. В результате средств на восстановление села не хватает. Всем известно, что в настоящее время основой экономики России являются отрасли, добывающие и экспортирующие природные ресурсы, однако эффективность их достаточно низка. Все, чем сегодня располагает государство — это рента от использования природно-ресурсного потенциала. Поэтому страна, получая средства от нефтегазового комплекса, должна вкладывать их в агропроизводство: закупать инновационные машины, оборудование и технологии вместо сельскохозяйственной продукции и обучать людей, повышая свой отсталый технологический уровень в аграрном производстве. Тогда у людей и бизнеса появится интерес к инновациям. Времени же на создание отечественных инновационных машин и технологий у нас, к сожалению, нет.

По моему твердому убеждению, модернизацию аграрного производства необходимо начать со студенческой скамьи. Мы живем в условиях революционных перемен в аграрном производстве и катас­трофически отстаем от мирового сообщества. Последние достижения техники и технологий требуют неуклонного и оперативного обновления кадров — подготовки специалистов, владеющих комплексом технико-технологических и экономических знаний и умений для модернизации и эффективного ведения производства. А технологическая культура агропроизводства в России, в основном, находится на отсталых уровнях так называемых «нормальных технологий».

Экономика и эффективность производства часто страдают от неправильного выбора технологий и  инженерных решений, не учитывающих комплексной инженерно-технологической логистики и производства. Вторая же сложность проведения технологической модернизации в России часто упирается в трудно пробиваемую стену чиновничье-бюрократического аппарата, с которым приходится согласовывать и решать многие производственные и социальные вопросы. Зачастую здесь необходимы как знания гражданских, юридических и финансовых вопросов, так и умения общаться и работать с чиновниками разных рангов в налогово-финансовых структурах. Поэтому сегодня как никогда государству и крупному частному капиталу требуются команды из «штучных профессионалов» для работы в аграрном бизнесе, которых можно готовить на базе магистратуры.

Как учить?

Для повышения эффективности высшего аграрного образования, на наш взгляд, необходимо максимально вовлекать в учебный процесс крупные современные предприятия. Как показывает практика «студенческого лектория», созданного по инициативе самих студентов, руководители и топ-менеджеры агрохолдингов очень заинтересованы в качестве подготовки выпускаемых специалистов, а следовательно, и в контакте со студенческой аудиторией, в рамках которого они готовы охотно делиться опытом и знаниями.

Однако лучше, чтобы такие отношения были закреплены образовательными программами и договорными обязательствами по участию преподавателей и студентов в реальных проектах организации. А федеральные и региональные власти и Министерство сельского хозяйства должны всячески содействовать такой интеграции ВУЗов с хозяйствующими субъектами.

Отбор будущих магистрантов, на наш взгляд, необходимо начинать с общения со студентами 2-3-х курсов. Это должны быть хорошо и отлично успевающие студенты, желающие совершенствоваться в своей специальности. Далее после успешного прохождения тестирования и собеседования они могут быть объединены в образовательные группы по 8-10 человек, причем желательно, чтобы группы были сформированы из студентов разных профильных направлений. Такая кооперация будет способствовать более глубокому и качественному обучению и обмену мнениями за «круглым столом», в бизнес-тренингах и при выполнении практических производственно-ориентированных дипломных бизнес-проектов.

Прошедшие отбор студенты по договоренности администрации ВУЗа и хозяйства-заказчика смогут выезжать на производственно-ознакомительную практику. А после окончания теоретического курса магистратуры слушатель (или слушатели) получают тему для выполнения дипломного проекта и повторно направляются в закреп­ленное хозяйство для практического обучения и сбора материалов для выполнения дипломного проекта. В период практики дополнительно проводятся занятия (мастер-классы) по выбранному направлению, ведь практические действия — единственный способ воплощения проекта в реальность.

Основная цель подобной магис­терской программы — сформировать у будущего специалиста комплекс профессиональных базовых знаний и компетенций, которые необходимы для выработки управленческих решений, способствующих успешной работе в сфере эффективного животноводства или растение­водства. В основу профессиональных компетенций закладываются теоретические биофизиологичес­кие и инженерно-технологические знания основ повышения продуктивности и качества продукции за счет максимального использования инновационных технологий, оптимального расхода ресурсов и экологии окружающей среды.

Мясное скотоводство

Рассмотрим проектный подход к подготовке агроспециалистов на конкретном примере — отрасли мясного скотоводства.

Сперва стоит отметить, что говядина является одним из самых востребованных и популярных видов мяса, и Россия входит в пятерку крупнейших потребителей говядины в мире, уступая лишь США, Бразилии, Китаю и Аргентине. Однако показатель потребления говядины на душу населения в нашей стране невысок: по данным за 2011 год он составил 17,4 кг на человека в год (для сравнения, в Уругвае и Аргентине он превысил 50 кг).

Снижению показателя уровня потребления мяса говядины способствует сокращение производства и постоянно растущие цены на данный продукт. В последние годы в развитие скотоводства в России вкладываются немалые средства. Так, в 2011 году объем инвестиций в отрасль животноводства в целом составил более 148 млрд руб. Однако данные средства направляются в основном в крупные и часто приближенные к правительству сельхозорганизации, в то время как наибольшая доля производства мяса КРС сос­редоточена в ЛПХ (по данным она составляет более 60%). Доля крестьянских и фермерских хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, тоже невелика — около 5%.

Сегодня бытует мнение, что только крупные предприятия (например, «») могут производить сравнительно дешевую и конкурентоспособную говядину. Вышестоящие структуры вынашивают идеи полного обеспечения России говядиной уже к 2018-2020 году. Для этого потребуется всего 8-10 крупных проектов. Но тогда мы столкнемся с двумя проблемами: повышением экологической нагрузки на выбранные регионы и опустением остальных сельских территорий и снижением занятости населения в них. Поэтому чтобы не превратить страну в пустующую местность, влас­ти стоит задуматься о создании рабочих мест для возрождения жизни на селе.

Россия занимает десятое место в мире по производству говядины и является лидером по ее импорту. Однако эта система явно нуждается в корректировке курса. На данном этапе развития наращивание производства говядины возможно лишь при значительной и долгосрочной государственной поддержке. А для привлечения крупных инвесторов в мясной бизнес нужны длинные деньги, гарантии стабильности и окупаемости инвестиций. При этом особое внимание необходимо будет уделить развитию племрепродукторов, занимающихся выращиванием телят, как наиболее уязвимой и затратной части бизнеса по разведению КРС.

При поддержке же малого бизнеса государство должно способствовать созданию кооперации производства говядины, создавать инфраструктуру, снижать ставки по банковским кредитам, не увеличивать стоимость энерго­ресурсов, уменьшать налоги и предоставлять льготы на аренду земли. При такой системе прямые вливания в мясной бизнес не потребуются. Фермерские и личные подсобные хозяйства, не испытывающие серьезных финансовых трудностей, предпочитают более свободные формы интеграции. Поэтому кооперация производства говядины на региональном уровне является, на наш взгляд, наиболее приемлемой организационной структурой мясного скотоводства, позволяющей использовать преимущества крупного производства.

Безусловно, привлечение и финансирование крупного мясного бизнеса — решение оправданное, ведь именно крупный бизнес формирует вертикально-интегрированную схему производства, внедряет и отрабатывает инновационные мировые технологии производства убоя и реализации говядины, пользуясь значительной государственной поддержкой. Однако поставленные президентом задачи обеспечения населения собственной мясной продукции в ближайшие пять лет даже такому бизнесу, к сожалению, не под силу.

Будущее за селом

В последнее время становится все очевиднее, что для динамичного и пропорционального развития рынка мяса в стране недостаточно только административных рычагов и финансовой поддержки крупных хозяйствующих субъектов. Наряду с этим необходимо проводить софинансирование небольших сельхозпроизводителей от ЛПХ до мелких и  средних фермерских хозяйств.

Крестьянский двор всегда был и остается главной единицей развития и выживания в сельской местности. Многие городские семьи, уставшие от пробок, плохой экологии, небезопасных продуктов питания, возвращаются в деревню, на землю предков. И одним из вариантов трудоустройства на селе для них могло бы стать мясное скотоводство.

Настоящее и будущее мясного животноводства за небольшими региональными проектами, крестьянскими кооперативными артелями и объединениями с делением технологических процессов по специализации. Так, одни будут заниматься кормопроизводством: заготовкой, хранением и переработкой кормов, уходом за долголетними пастбищами и сенокосными угодьями. Другие — воспроизводством и выращиваем телят. Третьи — доращиваем молодняка. И только на заключительном этапе — откормом животных до товарного веса. Забой скота и разделку туши необходимо производить на региональных специализированных бойнях и разделочных цехах производительностью 3-5 тыс. т мяса в год с последующей реализацией местному населении. Основная же задача Министерства сельского хозяйства в этой системе — выстраивание ее функционирования, которое включает в себя разработку и внедрение региональных программ, подготовку кадров, координацию работ производителей мяса с аграрными университетами регионов. При такой схеме главными функциями университетов в регионах будут подготовка кадров и разработка проектов, которые затем будут реализованы на местном уровне в районах. Но в этом случае от Минсельхоза потребуются немалые средства для поддержки университетов.

Мясное скотоводство на всех уровнях производства испытывает острый кадровый голод. Исходя из этого, РГАУ МСХА им. К. А. Тимирязева могла бы претендовать на открытие при университете Федерального учебно-научно-производственного центра мясного скотоводства. Академия может взять на себя не только координирующую роль в подготовке «штучных» профессиональных кадров для отрасли, но и стать проводником в распрос­транении достижений науки, техники и технологий в сфере мясного скотоводства и бизнеса.

Реализовав описанный выше масштабный долгосрочный проект, и изменив систему организации мясного скотоводства в стране, мы решим вопрос не просто обеспечения населения качественным мясом-говядиной, но вопросы освоения пус­тующих территорий, трудоустройства и народосбережения в сельской местности. Ведь сельские труженики, как правило, понимают, что о пенсии не стоит даже мечтать, и надеяться можно только на семью и своих детей, поэтому и рожают на селе в среднем вдвое больше.

В заключение стоит сказать, что сфера кормопроизводства, выращивания телят и молодняка, откорма скота, убоя, переработки, хранения, транспортировки, реализации говядины и подготовки специалистов в целом по стране может обеспечить более 5 млн рабочих мест. Посему в современных условиях вымирания деревень оставлять без внимания данный вопрос просто преступно.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»