Племзавод на выезде

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Зависимость от зарубежных поставок племенного материала российские свиноводы будут испытывать еще как минимум 7-10 лет, прогнозируют эксперты. По их подсчетам, лишь половину животных на территории нашей страны можно отнести к исходным линиям должного качества. О том, какие технологии применяются для улучшения генетического потенциала поголовья и как аграрии работают над повышением многоплодия свиней, рассказывают эксперты и специалисты.

Прививка от импорта

Одним из способов отказа от вынужденного обращения к импортным племзаводам может стать создание на территории России совместных предприятий по производству племенного материала. Российско-датские, российско-британские и российско-голландские подразделения станут хорошей альтернативой закупке поголовья за границей. Эксперты уверены, что такой подход позволит в кратчайшие сроки обеспечить рынок достаточным количеством животных исходных линий высокого генетического уровня, которых можно будет использовать для размножения всем производителям товарной свинины. «Возведенные селекционно-генетические и селекционно-гибридные центры будут репродукторами нового племенного поголовья свиней для широкого круга покупателей из разных регионов страны. А значит, отпадет необходимость обращения к импорту в промышленных масштабах», — уверена эксперт по племенному и промышленному свиноводству России Элла Васильева.

В России племенной потенциал начал разворачиваться в 2006 году с появлением в стране современных свинокомплексов, рассказывает эксперт. По ее словам, именно тогда обнаружилась полная несостоятельность советского племсвиноводства. «Уровень продуктивности животных, воспроизводительные качества, выход постного мяса, структура туши, скорость роста, количество голов не соответствовали современным требованиям и растущим потребностям российского рынка. В итоге в Россию хлынули фуры с огромными партиями животных, заполнившими вновь построенные и реконструированные свинокомплексы», — вспоминает Васильева. Безусловно, такой «импорт генетики» значительно повлиял на племенной потенциал свиноводства страны, поэтому эту положительную тенденцию важно продолжать, не сомневается эксперт. «Потребность в племенном поголовье на российском рынке по-прежнему велика: лишь 45-50% животных происходят от исходных линий необходимого качества», — добавляет Васильева.

На сегодняшний день основой многих российских племрепродукторов являются такие породы, как крупная белая, ландрас, дюрок, пьетрен, перечисляет технический директор компании «Топигс СиАйЭс» (Белгород, представительство международной компании Topigs в России; поставщик генетического материала в свиноводстве) Жером Керло.

Схемы кроссов, применяемые на отечественном рынке, характеризуются использованием двух или трехлинейной родительской свиноматки и терминального хряка мясной или синтетической линии. Такие схемы характерны для генетических компаний , DanBred, Topigs, Hypor, France Hybrides, JSR и других. «При применении комбинации различных линий получаются хорошие экономические и производственные показатели. Главное — определить цели племенной работы на комплексе и следовать им. Например, гибридная свиноматка крупная белая — ландрас отличается большими опоросами и обильной лактацией: при скрещивании с определенным терминальным хряком, например, дюроком, она производит больше поросят по сравнению со свиноматками чистых линий. Однако мясо произведенных поросят при этом будет постным», — делится опытом Керло.

Промышленное скрещивание крупной белой породы с ландрасом и дюроком, пожалуй, является лучшим сочетанием с точки зрения воспроизводительных качеств, соглашается с Керло Надежда Косарева, исполнительный директор предприятия по производству свинины «9-я Пятилетка» (Воронежская область; 23,5 тыс. голов свиней, из них 1050 свиноматок; входит в холдинг «Стойленская Нива»). «Именно крупная белая является на нашем предприятии материнской породой для воспроизводства поголовья. Благодаря своей хорошей приспособленности к климатическим и кормовым условиям, эта порода является самой распространенной на территории России. Кроме того, она отличается гибкой генетической структурой и высокой акклиматизацией», — перечисляет преимущества Косарева.

Сегодня на свиноводческих площадках группы «» содержатся около 110 тыс. племенных животных, в основном полученных в результате скрещивания трех пород — йоркшир, ландрас и дюрок. «Дюрок — это «отцовская» порода, отличающаяся безукоризненным качеством мяса. Потомство характеризуется высоким процентом выхода постного мяса и превосходными мясными показателями, включая цвет и мраморную структуру. Дюрок традиционно используется для промышленного скрещивания во всем мире, поскольку обеспечивает рождение жизнеспособных поросят и передает им по наследству высокие мясные и откормочные качества», — рассказывает заместитель генерального директора по свиноводству ГК «» Евгения Толстых. Помимо прочего, толщина шпика у животных всех перечисленных пород, а также у их потомства составляет всего 1,5-2 см, добавляет специалист.

В качестве свиноматок в «Талине» используются кроссированные свинки — помесь ландраса и йоркшира. «Ландрас обеспечивает хорошую плодовитость у свиноматок: при почти одинаковых репродуктивных качествах со свиньями других пород от ландраса при откорме до 100 кг получают туши с большим (на 2-5%) содержанием постного мяса и меньшей толщиной шпика. Но главное — от этих животных потомству передается крепкое здоровье и стойкий иммунитет, быстрый рост и отличное качество мяса», — довольна Толстых.

При этом важно, чтобы при производстве товарных гибридов на одном предприятии использовались породы и линии одной генетической компании, которые изучены на сочетаемость, обращает внимание старший консультант международной компании в России (Белгород, генетика, продажа племенных свиней) Александр Подгурский. Но зачастую наши свиноводы свинок завозят из Дании, а хряков — из Франции или Польши, а после ждут положительного результата, недоумевает специалист.

Вопрос качества

По словам Подгурского, на сегодняшний день российские научные центры практически исчерпали свой потенциал и в ближайшие годы конкурировать с зарубежными компаниями не смогут. «Среднесуточный прирост живой массы отечественного молодняка как минимум на 100 г меньше, чем у зарубежных поросят. Конверсия корма на контрольном выращивании молодняка на 1 кг выше (3,5 кг против 2,6), многоплодие маток на 2-3 поросенка ниже (10 против 12-13), толщина шпика при убое при массе 100 кг на 10 мм больше (30 мм против 20), а убойный выход мяса как минимум на 5% меньше», — перечисляет недостатки российской генетики специалист.

Одной из причин такого положения дел стало стремление отечественных селекционеров выводить универсальные породы, не сомневается Подгурский. «За рубежом вели раздельную (дифференцированную) селекцию по ограниченному набору признаков, тем самым значительно ускоряя процесс селекции. У нас же этот процесс стоял на месте. В результате разводимые на отечественных племенных заводах породы свиней из-за отсутствия на них спроса вынуждены были уйти с рынка, а эти племзаводы перешли в разряд товарных либо прекратили работу племенных ферм», — вспоминает специалист.

По его мнению, разводимые сегодня в России отечественные породы свиней уступают зарубежным практически по всем показателям. Именно поэтому российским аграриям не стоит пренебрегать услугами нуклеусов и репродукторов. На территории нашей страны существует достаточное количество нуклеусов ведущих генетических компаний, куда завезены чистые исходные линии, идеально подходящие для гибридизации и производства родительских свинок и хряков, говорит Подгурский. «Например, Topigs создала нуклеус в Курской области, Hypor совместно с компанией «» организовала Знаменский селекционно-гибридный центр, открыла нуклеусы в агрофирме «Дмитрова гора» Тверской области, в компании «Тамошь» Брянской области, в «», «», «Гвардии» Ставропольского края, компании «Надежда» Курской области», — перечисляет специалист. И, что важно, все эти нуклеусы имеют связь с головными нуклеусами генетических компаний, откуда периодически осуществляется поставка хряков для передачи генетического прогресса, добавляет старший консультант.

В составе ГК «Тамошь», которая пользуется услугами , имеется нуклеус на 1,1 тыс. маток, племенной репродуктор на 2,4 тыс. маток и два товарных комплекса по 2,4 тыс. маток. «Все наши животные — крупная белая, ландрас, белый дюрок и несколько линий мясного направления для получения товарного поголовья — обладают высокими показателями здоровья, что является ключевым моментом успешного ведения отрасли», — подчеркивает Дмитрий Сечин, заместитель директора по производству компании , входящей в ГК «Тамошь».

По его словам, животные сдаются на убой в возрасте 160 дней весом 110 кг, среднесуточный привес живой массы за период откорма составляет 939 г. Продолжительность откорма — 83 дня, конверсия корма на откорме — 2,45 кг, в среднем по стаду — 2,93 кг.

Технологии в помощь

Одним из главных достижений генетической науки в свиноводстве, по словам Подгурского, является использование маркерной селекции, позволяющей значительно ускорить процесс селекции и направить его в нужном направлении. «Маркерная селекция отличается от классической тем, что позволяет провести оценку генов в организме молекулярными методами и тем самым помогает исследователю выбрать лучшую комбинацию для скрещивания», — поясняет специалист.

Другое новшество, появившееся в последние годы, — использование на заключительной стадии гибридизации хряков синтетических линий (в компании Topigs это терминальный хряк «Темпо»; в Hypor — хряк «Боди»; в - хряк PIC337). Создание этих синтетических линий позволило избежать появления у мяса недостатков, свойственных мясным породам пьетрен, бельгийский ландрас и немецкий ландрас, и существенно повысить энергию роста товарных гибридов, сохранив при этом мясные формы, процент выхода мяса и низкое содержание жира в туше, объясняет преимущества технологии Подгурский.

По мнению Керло, на сегодняшний день одним из самых интересных научных достижений в области свиноводства является геномная селекция. Эта технология позволяет расшифровывать генотип свиней уже при рождении и отбирать для разведения лучших животных. «Массовое внедрение геномной селекции стало возможным вследствие снижения расходов на проведение анализов», — говорит Керло. По его словам, сейчас во всем мире племенные компании вводят геномную селекцию в свою работу. В России же наблюдается некоторое замешательство по отношению к генетическому анализу. «Специфические маркеры обычно связаны с определенным набором генов тех линий животных, которые производит племенная компания. Уверять же людей в том, что по образцу ткани одной свинки можно рассчитать ее генетический потенциал отдельно от всего стада мне представляется необъективным, потому что необходимо знать степень корреляции [взаимной зависимости] между геномом и фенотипическим проявлением признака. А для этого потребуется более обширная база данных, содержащая надежные и точные сведения о животных», — замечает Керло.

А вот такая популярная в молочном производстве технология, как эмбриотрансфер, в мировом свиноводстве широкого применения пока не получила. «В Израиле все высокопродуктивное стадо КРС с огромным показателем более 11 тыс. л молока в год создано с помощью именно этого метода, позволяющего подсаживать животным эмбрионы с нужными производственными показателями. И поскольку коровы дают одного теленка в год, этот способ позволяет быстро улучшить качество стада», — объясняет Васильева из . В свиноводстве же технология пересадки эмбрионов является делом, скорее, экзотическим и малоцелесообразным, и на то есть целый ряд причин, объясняет эксперт: надо слишком долго искать соответствующих маток, доноров и реципиентов, проводить малоизученную на свиньях технологию пересадки и т. д. По ее словам, гораздо проще и выгоднее приобрести нужное количество живого семени от ценных хряков, имеющих необходимые свойства, осеменить маток и через 114-116 дней получить готовых поросят. По этой технологии работает весь мир, заключает Васильева.

С тем, что в свиноводстве, в отличие от скотоводства, нет необходимости использовать данную методику, соглашается и Толстых из «Талины». «На нашем предприятии племенные свиноматки и так достаточно высокопродуктивны: за один помет они приносят 13-14 поросят. Эмбриотрансфер не даст никаких преимуществ, поскольку достичь таких высоких показателей возможно только при условии комфортного содержания, постоянного контроля здоровья животных и сбалансированного питания», — уточняет специалист. По ее мнению, для улучшения генетики свиней этот метод также не эффективен. «При применении эмбриотрансфера у животных очень часто происходит отторжение эмбриона. Таким образом, получается, что традиционный метод — селекция — более прост в применении и в то же время более продуктивен», — уверена Толстых.

Как и Васильева, Сечин выступает за использование искусственного осеменения. «Оно позволяет более полно использовать генетический потенциал высокопродуктивных животных, избежать переноса ряда заболеваний от хряка к свиноматке. При естественном же осеменении возникает необходимость в наличии большого количества хряков, что приводит к значительному увеличению производственных площадей, повышению потребности в кормах и затратах рабочего времени. В конечном итоге все это ведет к повышению себестоимости свинины», — резюмирует специалист.

С ним согласен Керло, который добавляет, что при искусственном осеменении появляется возможность осуществлять контроль качества производимого семени по различным параметрам и использовать семя лучших хряков для улучшения племенной ценности всего стада.

Искусственное осеменение появилось в СССР в 1970-е годы и использовалось на всех без исключения товарных комплексах, рассказывает Васильева. «Позже оно «перетекло» в западные страны, там технически модернизировалось и вновь появилось у нас в России в качестве западного «ноу-хау», — иронизирует эксперт.

Но как бы там ни было, сегодня искусственное осеменение свиней племенным материалом (семенем), полученным от высокопродуктивных хряков, все чаще используется в нашей стране для племенных целей. «Это удобно, ведь живое подготовленное семя племенных хряков может «путешествовать» между странами и континентами, — говорит Васильева. — Но, к сожалению, у нас слишком много таможенных, ветеринарных и прочих проблем, которые сильно затрудняют распространение этого метода. И все-таки для массового размножения в племенных и товарных стадах как в России, так и в других странах мира предпочитают иметь собственных хряков. Это дешевле, поскольку использовать производителя можно столько раз, сколько потребуется — он всегда под рукой».

На комплексах «Талины» технология искусственного осеменения используется с 2004 года. «Первое осеменение происходит, когда свинка достигает возраста 240 дней. Для ветеринаров не секрет, что у животных нередко встречаются заболевания репродуктивной системы. Но этого можно избежать, пристально наблюдая за состоянием животного, соблюдая график вакцинации и т. д. В нашем холдинге действует собственная ветеринарная служба, специалисты которой научились не допускать появления недугов у животных, поэтому сегодня на наших площадках показатель оплодотворяемости свинок достигает 90%», — довольна Толстых.

Искусственное осеменение применяется и в «9-ой Пятилетке». Этот метод обладает важным зоотехническим и экономическим значением, уверена Васильева. По ее словам, спермой выдающегося хряка можно осеменить до 300 и более маток в год и приобрести жизнеспособное и быстрорастущее потомство. «Конверсия корма у нас составляет 3,8-3,9 кг, продолжительность откорма — 210 дней, среднесуточный прирост живой массы — 520 г, а среднесуточный прирост за период откорма — 669 г. За период откорма в возрасте 135-210 дней свинья набирает 45-50 кг живой массы. В момент завершения периода откорма животные весят 105-108 кг», — делится данными специалист.

В то же время есть ряд факторов, способных уменьшить оплодотворяемость маток при искусственном осеменении, замечает Керло. Чтобы этого избежать, нужно соблюдать некоторые условия, обращает внимание специалист. Во-первых, использовать высококачественное семя, произведенное профессиональным способом в лаборатории при надлежащих условиях (на различных стадиях подготовки семени необходимо использовать высококачественные материалы — воду, разбавитель), при этом важна оценка клеток семени на их количество, подвижность, морфологию. Во-вторых, свиньи, которых готовят к осеменению, должны содержаться в хороших условиях (особенно важно качество кормов и воды) и быть здоровыми. И, в-третьих, необходимо правильное выявление охоты (для этого на фермах используются специальные рабочие графики) и грамотное проведение самого процесса осеменения. Для качественного размножения свиней необходимо с 5,5-месячного возраста определять признаки половой охоты (достаточно визуального осмотра) с целью выделения их в группы для спаривания, говорит Косарева. «Первое осеменение мы проводим с третьей охоты свинки, — делится опытом специалист. — Возраст животного должен составлять не менее 7,5 мес., а вес — не менее 140 кг, так как ранняя случка приводит к проблемам во время опороса, а также влияет на многоплодие и жизнеспособность потомства».

По словам Керло, такие результаты, как процент опороса — 90%, помет — 13-14 поросят, в Европе широко распространены. При этом бытует мнение, что в России таких результатов достичь просто нереально. «Наш опыт, наоборот, показывает, что это возможно при полном соблюдении условий производства. Уже сейчас на различных фермах в России мы имеем 13-14 поросят на приплод и 30 живорожденных поросят на свиноматку в год», — гордится специалист. Опираясь на свой опыт, Керло отмечает, что для качественного процесса производства важно не только правильно отнестись к выбору ремонтных свинок для последующего воспроизводства, но и учесть планировку фермы. «Я довольно часто встречаю на фермах большие станки для кормления свиней и непродуманные коридоры для хряков-пробников, а ведь из-за этого мы наблюдаем перекормленных животных и неправильное выявление охоты. В нынешних условиях рынка мы следуем следующим требованиям к производству: возраст — 240 дней, вес — 140 кг, толщина шпика — 14 мм. Конечно, иногда с качеством кормов бывают проблемы. Недостаточное содержание в кормах тех или иных веществ также оказывает прямое воздействие на результаты производства. Поэтому одним из главнейших условий успешного производства является наличие высококвалифицированного персонала», — не сомневается Керло.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»