Журнал «Агротехника и технологии»
Российский рынок сельхозтехники становится привлекательным для зарубежных производителей не только как рынок сбыта. Субсидирование кредитов аграриям на покупку сельхозтехники, произведенной в России, предложение правительства ведущим зарубежным компаниям организовать ее производство на территории нашей страны — все это создает благоприятные условия для открытия заводов по сборке или производству импортной агротехники. Однако зарубежные сельхозмашиностроители не спешат открывать дочерние предприятия в России.
Во время мирового финансово-экономического кризиса 2009 года правительством России было принято решение направлять бюджетные средства, выделяемые на поддержку сельского хозяйства, исключительно на закупку российской техники. Это активизировало работу зарубежных компаний по созданию своих сборочных производств в России, уверен Валерий Кузьмин, заведующий отделом ФГБНУ «Росинформагротех» (Москва). Но чтобы участвовать в российских государственных программах, в частности в разрабатываемой программе утилизации сельскохозяйственной техники, которая должна стартовать с 2012 года, иностранные компании обязаны иметь определенный уровень локализации (долю сборочных единиц и деталей, производимых в России), говорит эксперт.
Производится за рубежом, собирается у нас
Свои сборочные производства в России наладили уже многие мировые производители сельхозтехники. Компания Claas выпускает технику в Краснодаре, John Deere - в Домодедово (Московская область), New Holland — в Набережных Челнах (Татарстан), Amazone - в Самаре, Kverneland - в Лебедяни (Липецкая область), осенью состоится открытие предприятия AGCO в Голицыно (Московская область), перечисляет Александр Каплун, руководитель по развитию продукта компании «Цеппелин Агро» (Москва). На этих предприятиях собираются комбайны, тракторы, сеялки, почвообрабатывающие орудия — наиболее дорогостоящая и востребованная на российском рынке техника. По словам специалиста, одна из главных причин, по которой сельхозмашиностроители с мировым именем открывают у нас свои производства, — погашение аграриям 2/3 процентной ставки рефинансирования при покупке российской техники. Ведь нашим государством субсидируется покупка только той техники, которая произведена или собрана в России, констатирует Каплун.
Действительно, зарубежная техника, собираемая в России, получает российский ПТС (паспорт технического средства), который дает право на участие в льготных программах кредитования, подтверждает директор департамента маркетинга компании «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону) Заур Дышеков. Кроме того, при организации сборки на территории России зарубежный производитель экономит на налогах. Например, ставка таможенной пошлины при ввозе зерноуборочных и самоходных кормоуборочных комбайнов составляет 15% от их стоимости или не ниже €120 за кВт мощности двигателя, тракторов — 15%, а при ввозе отдельных сборочных конструкций — от 0 до 15%.
Однако вопрос выделения субсидий или предоставления льгот фермерам или сельхозпредприятиям, приобретаемым технику, произведенную иностранными компаниями на территории РФ, урегулирован не до конца, замечает генеральный директор компании «Клаас» Ральф Бендиш. По словам специалиста, в нашей стране до сих пор отсутствует четкое определение таких понятий, как «локализация» и «произведено в России». «Участие в программах государственного финансирования и вопрос о включении той или иной модели производимой нами техники в программу субсидированного кредитования рассматривается банком или соответствующей финансирующей организацией отдельно по каждому конкретному случаю. И это несмотря на то, что собранная нашей компанией в Краснодаре техника является произведенной в России, и на нее выдается паспорт самоходной машины с указанием изготовителя — ООО «Клаас» Краснодар», — недоумевает генеральный директор.
Тем не менее региональные власти охотно идут на субсидирование моделей отечественного производства (или собранные на территории России), поскольку на них заложена компенсация из федерального бюджета в размере 2/3 ставки рефинансирования по кредиту, напоминает Сергей Забелин, генеральный директор компании «Агромастер-Алтай» (Алтайский край, поставка сельхозтехники, запасных частей и сервисное обслуживание агрегатов).
С ним соглашается Руслан Кантемиров, руководитель отдела механизации Минсельхоза Ульяновской области. Сегодня в регионе действует совместное предприятие компании «Гомсельмаш» и ульяновского «Агропромпарка», рассказывает он. В прошлом году это СП выпустило 50 зерноуборочных комбайнов. Администрация региона заинтересована в организации подобных объединений для производства сельхозтехники. «Мы уже провели переговоры с Claas и Kverneland, а с Kuhn подписано соглашение о намерении», — констатирует Кантемиров. Однако все благие намерения администрации области остались на бумаге. «К сожалению, зарубежные производители с опаской относятся к бизнесу в России: поскольку рынок продаж в нашей стране непредсказуем, не все компании готовы идти на риск. И даже заинтересованность региональных властей в создании свободных экономических зон иностранных производителей не привлекает», — сожалеет эксперт.
Действительно, в условиях нестабильности российского рынка о выгоде производства комплектующих деталей в России трудно говорить, подтверждает данные Кантемирова Бендиш из Claas. По словам специалиста, инфраструктура в России или плохо развита, или полностью отсутствует. «Работа с потенциальным поставщиком и доработка его технологических и логистических процессов до необходимого уровня очень затратна для головной компании. На Западе же инфраструктура развита хорошо, поэтому малые и средние предприятия работают с применением самых современных технологий и очень эффективно. В результате купленные за рубежом комплектующие оказываются иногда в разы дешевле деталей, произведенных в России. Особенно это относится к комплектующим, которые изготавливаются по нашим чертежам. «Например, предложенная нам цена за тележку для транспортировки жатки местного производства в 5 раз превышала стоимость такой же тележки, произведенной поставщиком в Германии», — недоволен Бендиш.
Отсутствие производства качественных комплектующих — давняя проблема российского сельхозмашиностроения, соглашается Кузьмин из «Росинформагротеха». «Например, известно, что Claas длительное время ищет надежных российских поставщиков для своего дочернего предприятия в Краснодаре. Ведь, если не будут выдержаны требования по качеству узлов, предъявляемые немецкими заказчиками, может выйти из строя комбайн, а это грозит потерей репутации и снижением спроса на продукцию», — поясняет эксперт.
Обнаруженный брак необязательно ведет к прекращению всех отношений с поставщиком, замечает Бендиш. «Мы совместно, по-партнерски, обсуждаем эти проблемы, анализируем технологический процесс и находим решения. Например, такая работа была проведена с поставщиком шнеков. И сегодня эти шнеки экспортируем в том числе на головное предприятие в Германию», — доволен специалист.
В отличие от Кузьмина, главный конструктор российского предприятия компании «Колнаг» (Коломна, Московская область) Максим Туболев имеет иное мнение насчет качества российского производства. «Действительно, узлы для агрегатов закупаются нами за границей, — не отрицает он. — Однако металлоконструкции мы варим в основном из российского металла — вместе с покраской и сборкой это наша добавленная стоимость, которая варьируется от 40% до 80%. И качество выпускаемых нами агрегатов нередко выше качества импортных машин. Был случай, когда мы завезли картофельный комбайн AVR из Бельгии, аналогичный тем, которые выпускаем сами, и обнаружили, что сварные швы и лакокрасочное покрытие у наших агрегатов лучше. К тому же на наших машинах больше наклеек с информацией по технике безопасности. А само качество сборки нашей и европейской техники принципиально ничем не отличается».
Однако у аграриев другие соображения насчет качества российской техники. Картофелеуборочная техника компании «Колнаг», собранная в Коломне, работает на полях агрохозяйства «Предпортовый» (Ленинградская область, растениеводство, животноводство). По словам главного инженера Николая Соловьева, по качественным и ценовым характеристикам культиватор-гребнеобразователь Rumptstad RSF 2000 российской сборки не отличается от импортного аналога, который также используется в их хозяйстве. «Нареканий к машине нет. Однако мы обратили внимание на то, что у российского культиватора зубец стачивается быстрее, чем у его импортного аналога. Возможно, это связано с качеством металла», — размышляет аграрий. Вероятно, поэтому вся остальная техника, работающая в хозяйстве, импортного производства.
В «Золотухинском Агро» (Курская область, растениеводство, озимая и яровая пшеница, ячмень, возделывание сахарной свеклы) работают только на импортной технике, купленной за рубежом. В качестве российской техники директор хозяйства Виктор Корольков сомневается. По его мнению, надежность российской сборки все же уступает импортной. Хотя сама идея создания в России иностранных сборочных предприятий аграрию нравится, ведь благодаря производству машин на нашей территории не придется оплачивать транспортные расходы и таможенные пошлины, к тому же действуют программы, стимулирующие покупку такой техники. Тем не менее сегодня еще не отработана технология сборки агрегатов, да и качество российского металла смущает, добавляет аграрий.
В агрокомпании «Вишневское» (Ростовская область, растениеводство, животноводство) эксплуатируются комбайны российской сборки. Однако работой агрегатов в хозяйстве не совсем довольны, и главная причина недовольства — дорогостоящие ремонтные работы. По словам главного инженера Виктора Романцова, хозяйству приходится тратить огромные деньги на выходящие из строя комплектующие. Ведь несмотря на то, что агрегаты собираются в Краснодаре, запчасти привозят из-за рубежа, а на это уходят и время, и деньги. Впрочем, импортная техника Романцова тоже не вполне устраивает. «Она, конечно, удобна в эксплуатации и надежней российской, но очень дорогая. А собранная в России иностранная техника — особенно. К тому же после пяти лет эксплуатации содержание такого агрегата становится разорением для хозяйства. Так, обслуживание восьми комбайнов Claas обходится нашему хозяйству в 4 млн руб./год», — сетует аграрий.
Недовольны российской сборкой и сервисники «Агромастера-Алтая». Инженерам сервисного центра приходится ремонтировать иностранную сельхозтехнику российской сборки гораздо чаще, чем их аналоги, собранные за рубежом. Тем не менее эти машины качественнее отечественных, уверен Забелин. «Сама идея создания предприятий по сборке агротехники мировых производителей в России прекрасная. Но она требует доработки как со стороны правительства, так и местных властей», — считает специалист.
Европейские компании готовы построить свой бизнес в России, добавляет Бендиш из Claas. Но непрозрачность законодательства и непонимание, при каких объемах производства производители могут рассчитывать на господдержку, препятствуют принятию решения по их приходу в Россию. «И все же мы очень надеемся на скорое разрешение всех спорных вопросов. Это поможет не только производителям сельхозтехники, уже работающим в России, но и развитию среднего бизнеса в целом», — полагает Бендиш.
Открытие новых предприятий — это создание дополнительных рабочих мест и пополнение местных бюджетов: не секрет, что все страны борются за инвесторов, создавая им благоприятные условия, поддерживает Бендиша Кузьмин из «Росинформагротеха». К тому же есть надежда на то, что зарубежные фирмы все же начнут заказывать и производить часть деталей и узлов в России. С другой стороны, при всех положительных моментах создания предприятий по сборке сельхозтехники в России есть и отрицательный, замечает эксперт. Иностранные инвесторы — это новый конкурент российскому аналогичному производству, которое в итоге может разориться, что приведет к сокращению рабочих мест, допускает он. Ведь современные зарубежные группы по производству сельхозтехники по своим производственным и финансовым возможностям не сравнимы с российскими предприятиями сельхозмашиностроения. «Например, весь оборот российского рынка сельхозтехники в несколько раз меньше оборота, к примеру, компании John Deere, — сравнивает Кузьмин. — Россия рассматривается иностранными компаниями как перспективный развивающийся рынок, и они конкурируют не столько с российскими предприятиями, сколько между собой».
Ближнее зарубежье — стартовая площадка
К сожалению, приходится констатировать: российская сельхозтехника, за исключением небольшого количества предприятий, становится все менее конкурентоспособной, и причина тому — глобальное, с каждым годом растущее отставание от ведущих мировых производителей техники, считает Каплун из «Цеппелин Агро».
Конечно, российские машиностроители сейчас в роли догоняющих, соглашается Кузьмин, но в их работе наметилась позитивная динамика по целому ряду экономических показателей. Они реализуют инвестиционные проекты, развивают экспорт, приобретают зарубежные предприятия, создают совместные производства. «Так, «Агромашхолдинг» наладил сборку зерноуборочных комбайнов в Казахстане (комплектующие поступают туда с Красноярского завода комбайнов). В 2009 году этой компанией было собрано 183 комбайна, в 2010-м — 133. А «Комбайновый завод «Ростсельмаш»» приобрел пакет акций канадской фирмы Buhler Versatile Inc и реализует через свою дилерскую сеть в России тракторы Versatile. Кроме того, с 2011 года начата продажа прицепных и самоходных опрыскивателей Versatile», — приводит примеры эксперт.
Помимо этого, сегодня просчитывается проект организации сборки комбайнов «Ростсельмаш» на базе канадского завода Buhler, добавляет Дышеков. «В минувшем году в Канаду было поставлено два TORUM, в этом — еще три. Комбайны проходят эксплуатационные испытания в фермерских хозяйствах Канады и США, изучается рынок сбыта», — доволен специалист. Также в 2010 году на базе ТОО «Комбайновый завод «Вектор» в Акмолинской области (Казахстан) начат выпуск комбайнов VECTOR. Партнером компании по данному проекту выступает «Казсервис», а в производстве комплектующих для комбайнов задействованы и другие предприятия республики. Весной 2011 года в Кустанайской области начата сборка комбайнов ACROS. Она ведется на заводе «Агротехмаш». Кроме этого, рассматривается возможность организации сборки тракторов, кормозаготовительной техники.
В настоящее время в сельхозмашиностроительной отрасли сформированы крупные корпорации и холдинги, такие как «Концерн «Тракторные заводы», «Новое содружество», «Кировский завод», продолжает Кузьмин. «Участники этих холдингов и концернов создают дилерские сети, ежегодно вкладывают значительные средства на создание новых видов техники, что повышает технический уровень выпускаемых зерноуборочных комбайнов, гусеничных и колесных тракторов. Но даже у крупных предприятий для организации серийного выпуска новых моделей техники недостаточно средств и ресурсов, сожалеет эксперт.
Поддержка российских сельхозмашиностроителей
Валерий Кузьмин, заведующий отделом анализа и обобщения информации по экономическому развитию АПК ФГБНУ «Росинформагротех»:
Минпромэнерго (Минпромторг России) провел ряд конкурсов на выполнение научно-исследовательских работ по разработке и организации серийного производства следующей техники: зерноуборочного комбайна 6 класса (государственное финансирование составило 300 млн руб., победитель — «Комбайновый завод «Ростсельмаш» на организацию серийного производства выделил также собственные средства), гусеничного трактора 6 класса (госфинансирование — 150 млн руб., победитель — «Промтрактор») и модельного ряда дизельных двигателей жидкостного охлаждения (госфинансирование — 500 млн руб., победитель — «Уралтрак»).
Также уже реализована действовавшая с 2006 года программа союзного государства России и Белоруссии «Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства мощностью 200−450 лошадиных сил» (заказчики — министерства промышленности Беларуси и промышленности и торговли России). Основные исполнители — ВИМ, Гомельское К. Б. по зерноуборочной и кормоуборочной технике, объединение «Гомсельмаш», ряд российских НИИ и машиностроительных предприятий, выбиравшихся на конкурсной основе. Финансировалась программа из бюджета Союзного государства (200 млн руб.), а также из собственных средств предприятий (750 млн руб.). Всего за 2006−2009 годы разработано 16 образцов машин.
И все же развитие российского сельхозмашиностроения сдерживают многие факторы. Прежде всего это ограниченность внутреннего рынка (лимитирует платежеспособность села), низкий уровень конкурентоспособности и недостаточная инвестиционная и инновационная активность.
С миру по нитке
Владимир Гольтяпин, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Росинформагротех»:
Современное сельхозмашиностроение и рынок сельхозтехники можно считать мировым, поскольку национальные границы стираются, а в производстве агрегата используются комплектующие различных производителей.
Например, компания John Deere комбайны с тангенциальным молотильным устройством производит в Бразилии, а роторный комбайн STS — в США, комбайны же серии WTS и CTS — в Германии. Завод по производству комбайнов фирмы Claas расположен в г. Харзенвинкель (Германия), а жатки для комбайнов выпускает дочернее предприятие в Венгрии. В штате Небраска (США) находится завод по производству зерноуборочных комбайнов серии Lexion. Эти комбайны реализуются под торговой маркой CAT (Caterpillar). Рисозерноуборочные комбайны для азиатского региона фирма выпускает на заводе в Индии.
Все производители используют в приводе режущего аппарата жаток редукторы типа Schumacher. Компании John Deere, CNH, Deutz-Fahr на всех или на части комбайнов устанавливают двигатели собственного производства, остальные производители — двигатели фирм, специализирующихся на их изготовлении.
Так, тракторы общего назначения серии К 9000 (Петербургский тракторный завод) с шарнирно-сочлененной рамой (тяговый класс 5; 6 и 8) оснащены двигателями Mersedes Benz фирмы Daimler A. G. На моделях К 9450 и К 9520 установлена коробка передач Twin Disc (США).
В конструкции тракторов Terrion («Агротехмаш») применены комплектующие ведущих мировых производителей тракторных узлов и агрегатов: двигатели Deutz, коробка передач Valtra с трехступенчатым переключением передач под нагрузкой (трактор АТМ 3180), коробка передач ZF с гидротрансформатором и четырехступенчатым переключением передач под нагрузкой (тракторы ATM 4200 и ATM 5280), бесступенчатая автоматическая коробка передач ZF ECCOM 5.0 (ATM 7360 и ATM 7400), передний ведущий мост Carraro, рулевое управление с гидроусилителем Danfoss, механизм навески, управляемый системой EHR Bosch.
При этом российские, белорусские, украинские заводы сельхозмашиностроения используют на тракторах двигатели зарубежного производства.