Журнал «Агротехника и технологии»
Сегодня существует множество компаний, предлагающих аграриям сельхозтехнику по привлекательной цене. Однако крестьянину нужно осторожно подходить к выбору продавца, чтобы впоследствии не оказаться обманутым и разочарованным. О том, на какие нюансы стоит обратить внимание, покупая технику, рассказывают эксперты и участники рынка.
К покупке новой техники аграрию следует подходить взвешенно и осмысленно, рассуждает Александр Торбин, генеральный директор «БАМ Саранск» (Саранск, поставка сельхозтехники и оборудования, запасных частей, гарантийное и сервисное обслуживание; входит в группу компаний «Талина»). Прежде всего сельхозпроизводитель должен решить, для каких целей ему нужен данный агрегат: для уменьшения расходов, сокращения штата работников, обслуживающих машины, или для внедрения новой технологии возделывания сельхозкультур. При этом техника должна выбираться с учетом агротехнологии, которая применяется в компании. «К примеру, при технологии глубокой обработки почвы с оборотом пласта нужен плуг. Если же используется прямой посев, необходимы стерневые сеялки», — поясняет Торбин.
Действительно, зачастую при выборе сельхозтехники аграрии исходят не из реальных потребностей, а из своих желаний, не учитывают почвенно-климатических условий и технологию возделывания почвы, не ориентируются на возможные изменения конъюнктуры рынка, говорит Сергей Забелин, генеральный директор компании «Агромастер-Алтай» (Алтайский край; поставка сельхозтехники, запасных частей и сервисное обслуживание агрегатов). Например, покупая трактор, необходимо заранее определить его предназначение, а также учесть, какую технику, прицепную или навесную, с ним можно агрегатировать. «В противном случае неправильный подбор шлейфа машины приведет к необоснованным затратам и, как результат, к низкой рентабельности», — замечает специалист.
Помимо этого необходимо учитывать не только технические характеристики и объемы производства, но и условия эксплуатации агрегатов, считает Алексей Шпагин, главный агроном хозяйства «Емельяновское» (Красноярский край; молочное животноводство, зерновые культуры, общая площадь полей — 9 тыс. га). «Нами был приобретен посевной комплекс культиваторного типа, выполняющий ряд технологических операций за один проход. Но заявленную производительность он не выдает из-за частых поломок: в хозяйстве в основном тяжелые суглинистые почвы, а этот комплекс предназначен сеять по легким», — раздосадован агроном. По его словам, стабильная работа агрегата также зависит от удаленности хозяйства от сервисного центра, наличия склада запчастей и квалифицированных специалистов. «Не следует забывать и о том, что на современной технике установлено программное обеспечение. Поэтому следует оценить уровень квалификации своих сотрудников, понять, смогут ли они эксплуатировать такие машины, и при необходимости предусмотреть дополнительное обучение», — добавляет Торбин.
Фермер Андрей Давыдов из КФХ «ДиК» (Калуга; мясное скотоводство) тоже считает, что, прежде чем приобретать технику, нужно получить опыт работы на ней либо почерпнуть информацию о данном агрегате из первых уст: от механизатора или тракториста, эксплуатирующих его.
И все же, покупая сельхозмашину, аграрий не застрахован от ряда проблем, уверен Забелин. Прежде всего это отсутствие своевременного, квалифицированного сервисного обслуживания, недостаточное количество расходного материала и запасных частей к агрегату в свободном доступе или на складах поставщика и отсутствие дешевых кредитных ресурсов на приобретение дорогостоящей техники, предостерегает специалист.
Подтверждение этому — неудачная покупка тракторов агрохозяйством «Березовка» (Калужская область), соседей КФХ «ДиК». В 2007 году хозяйство решило приобрести два трактора МТЗ 1523 (Белоруссия) мощностью 156 л.с., рассказывает Давыдов. Судя по рекламе, это были более мощные агрегаты, чем уже известные тракторы марки МТЗ 1221 (около 133 л.с.): если тракторы МТЗ-1221 были способны работать с оборотным плугом с четырьмя лемехами, то МТЗ 1523 могли тянуть оборотный плуг из пяти корпусов. Таким образом, МТЗ 1523 обещал быть лучшим вариантом как по производительности, так и расходам на ГСМ.
Однако на практике все оказалось не столь радужно, говорит аграрий. В рабочем состоянии оказался только один агрегат, второй же постоянно ремонтировали. «Причем ломалось все — от гидроцилиндров подвески до коробки передач и двигателей», — возмущается Давыдов. В то же время трактор МТЗ 1221 работал в полную силу и без поломок. Его «березовцы» купили по рекомендации своего соседа — компании «Агросистемы». «Однако пятью годами ранее такие же проблемы были и у тракторов МТЗ 1221. Вероятно, новые агрегаты, выпускаемые в Белоруссии, лучше брать через 4-5 лет после выпуска первых машин, да и прислушиваться к отзывам соседних хозяйств не помешает», — делает вывод Давыдов.
С хозяйством «Березовка» «АТт» связаться не удалось. А вот на заводе факт неисправности МТЗ 1523 поставили под сомнение. Сергей Теледчик, начальник сервисного обслуживания по рекламационной работе Минского тракторного завода (Белоруссия, производитель сельхозтехники), считает, что подобная неисправность могла произойти только в случае неправильного агрегатирования. «При покупке любой техники нашего завода выдается справочная информация, в которой подробно описано, с чем агрегатируется данный трактор. Однако в некоторых агрохозяйствах его используют не с определенными агрегатами, а с теми, что есть. Следовательно, если подобные поломки происходили, то, скорее всего, по вине аграриев», — уверен специалист.
Если с жалобой на поломку одного и того же узла сельхозмашины обращается значительное число покупателей, то завод после усовершенствования этого узла заменяет его бесплатно или с частичной компенсацией стоимости, а иногда разрабатывает полностью новый узел, рассказывает Ольга Кадникова, специалист по рекламе и маркетингу компании «ЭкоНиваСибирь» (Новосибирск, поставка и сервисное обслуживание сельскохозяйственной техники и оборудования).
По ее мнению, необходимо расспросить продавца о комплектации агрегата и дополнительно изучить все возможности машины. Ценовая политика при выборе техники не должна стоять на первом месте, уверена Кадникова.
Николай Ефремов, главный инженер агропромышленного холдинга «Русагро» (сахарное, жировое, мясное и сельскохозяйственное бизнес-направления, 350 тыс. га земли в Белгородской, Воронежской и Тамбовской областях), считает, что при выборе сельхозтехники необходимо учитывать и стоимость, и конструктивные особенности, и габариты агрегата (для удобства перегона техники).
Однако Сергей Солдатов, начальник отдела продвижения ТД «Петербургский тракторный завод» (Санкт-Петербург, дочернее предприятие Петербургского тракторного завода), уверен, что сегодня не просто найти продавца, который может предложить ту или иную технику высокого качества и по оптимальной цене. В то же время выйти напрямую на производителя практически невозможно, поскольку предприятия стараются реализовывать продукцию через региональных партнеров, говорит специалист. И все же, определившись с тем, какая техника необходима, аграрий может попробовать обратиться на завод-изготовитель или в центральную сбытовую структуру, чтобы выяснить, какая организация отвечает за сбыт данной техники в его регионе и получить прайс-лист для сравнения цены изготовителя и продавца, советует Солдатов. Также он рекомендует оговаривать с продавцом вопросы гарантийного и сервисного обслуживания, чтобы избежать риска купить контрафактную или заведомо некачественную технику или, что тоже бывает, приобрести оригинальную, но с большой наценкой.
Если аграрий столкнется с некомпетентным поставщиком техники, у него могут возникнуть проблемы как с поставкой агрегата, так и с его дальнейшим обслуживанием, соглашается Максим Дмитриев, руководитель отдела продаж управления сельхозтехники ГК «ЕвроХимСервис» (поставка агрохимикатов, средств защиты растений и сельскохозяйственной техники). Поэтому крестьянину необходимо выбрать торговую компанию, которая предоставит на данный агрегат и гарантию, и сервисное обслуживание и в дальнейшем будет поставлять запасные части к нему, добавляет Андрей Ширяев, генеральный директор компании «Агромашины» (Смоленск, реализация сельскохозяйственной техники, запасных частей и сервисное обслуживание). «К сожалению, сегодня достаточно недобросовестных компаний, навязывающих аграриям технику, которая не подходит для работы в определенных природных условиях и на почвах, которые имеются в хозяйствах, не говоря уже о том, что она обладает низким качеством», — возмущен специалист.
Гарантийный договор или договор с гарантией
Чтобы крестьянин не попал в трудную ситуацию при покупке сельхозтехники, он должен внимательно отнестись к основному документу — договору купли-продажи. Ведь именно в нем прописываются все условия покупки, цена, сроки и условия поставки и конкретная спецификация поставляемой техники, говорит Ширяев. Указание спецификации очень важно, так как от нее зависит стоимость покупаемой техники. Особое внимание следует уделить и пункту договора, в котором указывается срок гарантийного обслуживания, ведь в гарантийный период аграрий может рассчитывать на бесплатный ремонт техники при ее поломке, поясняет специалист. «К тому же обязательно должны быть прописаны сроки исполнения всех гарантийных условий, в том числе проведения ТО. И еще необходимо указать условия, при которых гарантия отменяется», — советует Ширяев.
Подробно прописав предоставление гарантии в договоре купли-продажи, аграрий может рассчитывать на качественное гарантийное обслуживание при условии, что завод выполняет гарантийные обязательства, а у дилера есть грамотный специалист по работе с гарантийными рекламациями, добавляет Кадникова из «ЭкоНиваСибирь».
С тем, что пункт договора о гарантиях является ключевым, соглашается и Александр Климентовский, главный инженер МТС «Агросервис» (Воронежская область; растениеводство, площадь полей — 15 тыс. га). Но аграрий недоволен некоторыми пунктами, говорящими о нераспространении гарантии. «К примеру, гарантия не распространяется на фары, лобовое стекло, уплотнения. Но ведь причины повреждения деталей могут быть различными. Одно дело, если это механическое повреждение, произошедшее по нашей вине (например, стекло разобьют камнем). Но если поломка произойдет по не зависящим от нас причинам (скажем, стекло расколется от перепада температур), это означает, что материал данного компонента не подходит под наши климатические условия. А продавец нас об этом не предупредил. И кто в этом случае должен нести ответственность?» - возмущается аграрий.
Все виды неисправностей, работ, а также узлы и детали машины, не подлежащие гарантийному возмещению, и условия отказа от выполнения гарантийных обязательств должны прописываться в приложении к договору, обращает внимание Гурген Чергештов, коммерческий директор «Цеппелин Агро» (Москва, поставка сельскохозяйственной и лесозаготовительной техники, группа компании Zeppelin).
В любом договоре кроме гарантийного срока эксплуатации и обязательств по гарантийному ремонту и обслуживанию должны быть прописаны ответственность поставщика, сроки выполнения работ и штрафные санкции, подчеркивает Забелин из «Агромастер-Алтай». Помимо этого необходимо указать на моменты, когда техника может быть снята с гарантии, считает он.
Также в договоре необходимо отразить условия проведения технического обслуживания, бесплатного гарантийного ремонта, если выход из строя произошел по вине изготовителя (продавца), сроки устранения неисправностей и возможности продавца устранять их по месту эксплуатации, добавляет Дмитрий Чупшев, заместитель генерального директора компании «Мособлагроснаб» (Москва, инженерно-технологический центр).
В агрохолдинге «Талина» в основном используется импортная техника. Отечественная, как правило, уступает ей в надежности и производительности, если сравнивать машины одной мощности, объясняет Торбин. Техника европейского производства обеспечивает качественное проведение сельхозработ в оптимальные сроки и удобна в обслуживании. «Сложностей с исполнением пунктов гарантийного договора в нашей практике не возникало. Безусловно, бывают случаи, когда во время эксплуатации выявляются какие-либо дефекты. Например, несколько лет назад мы приобрели довольно большую партию тракторов. Вскоре выяснилось, что коленный вал у машин оказался с дефектом. Тогда мы обратились к производителю, и он заменил всю неисправную технику», — делится опытом аграрий.
Гарантийным обслуживанием пользуются и в «Агросервисе». После приобретения свеклоуборочного комбайна компании Ropa специалисты хозяйства обнаружили неисправности в двигателе производства Mercedes, о чем и сообщили дилерам и компании-производителю. После тщательной проверки брак был признан заводским, и насосные секции двигателя были заменены, доволен Климентовский. «Программа постгарантийного ремонта существует и в компании John Deere. При условии заводского брака производится замена неисправных деталей или техники. Это удобная и эффективная программа», — говорит аграрий.
Но такой пункт в договоре прописывают не все, чаще указываются лишь сроки по замене детали или узла и срок ремонта, замечает Кадникова из «ЭкоНиваСибирь». «У некоторых компаний достаточно строго с гарантийными рекламациями и заменой деталей. Но большинство производителей прописывают гарантию только на бумаге», — сожалеет она.
В хозяйстве «Емельяновское» с невыполнением гарантийных обязательств не сталкивались. Но у некоторых дилерских центров сроки исполнения по гарантии затягиваются из-за отсутствия склада запасных частей, сетует главный агроном Шпагин. «Порой на заказ уходит от двух до трех недель, что недопустимо в условиях сельскохозяйственного производства, ведь можно безвозвратно потерять часть продукции или получить ее низкого качества и тем самым нанести ущерб предприятию», — расстроен аграрий.
Поэтому в договоре обязательно должны быть прописаны право покупателя на постгарантийное обслуживание и квалификация специалистов сервисной службы, подчеркивает Забелин из «Агромастер-Алтай». Там же указывается процедура устранения неисправностей и стоимость услуг продавца, продолжает специалист. «Но не стоит забывать и об обязательствах покупателя, который должен знать, как правильно эксплуатировать машину, как и через какое время нужно проводить ТО, а также требования производителя техники к ГСМ», — добавляет он.
Это нужно знать
Для того чтобы технику можно было успешно эксплуатировать, необходимо иметь пакет документов, в который входят акт приема-передачи, подтверждающий переход техники от одного собственника к другому, и бухгалтерские документы — накладная и счет-фактура. Помимо этого для самоходной техники нужен паспорт транспортного средства (ПТС), а для прицепных агрегатов (сеялка, плуг) достаточно иметь паспорт и инструкцию по эксплуатации, объясняет Ширяев из «Агромашин». «Но хочу обратить внимание аграриев на то, что необходимо требовать каталог запасных частей на покупаемую технику. Это избавит от зависимости от недобросовестных продавцов, поставляющих дорогие детали или не поставляющих их вовсе, и позволит найти альтернативных поставщиков запчастей», — говорит специалист.
Также нужны ТТН (товарно-транспортная накладная) для доставки груза клиенту и АПП для учета и регистрации в Гостехнадзоре, дополняет Чергештов из «Цеппелин Агро». Необходимо проверить, чтобы комплектация соответствовала заявленной в документах, и не забыть о руководстве по эксплуатации на русском языке, напоминает Чупшев из «Мособлагроснаба».
Договор купли-продажи должен быть составлен в двух экземплярах: один — для агрария, второй — для органов Гостехнадзора, поясняет Дмитриев из «ЕвроХимСервиса». Специалист также обращает внимание аграриев на то, что ПТС (ПСМ) выдает либо таможенный орган, либо завод-изготовитель, и в этом документе в обязательном порядке должна стоять подпись, заверенная печатью продавца.
ПТС (ПСМ) не выдается в случае, если техника относится к технологической, например, используется на фермах (кормораздатчики, измельчители соломы), говорит Чупшев. Или же если в наименовании техники отсутствует слово «прицеп» (полуприцеп), а машина выглядит как прицепная техника, но называется, к примеру, «машиной для внесения удобрений», «опрыскивателем», «зерносушилкой», приводит он примеры. А вот для прицепа-цистерны ПТС (ПСМ) обязателен, утверждает Чупшев.
Наличие ПТС (ПСМ) — обязательное условие для регистрации машин и допуска их к эксплуатации, подтверждает Торбин из «Талины». «Согласно Положению о паспорте самоходной машины и других видов техники РФ ПТС на сельхозтехнику выдается покупателю предприятием-изготовителем. И лишь на технику, выпущенную до введения паспортов (1995 год), этот документ может предоставляться государственными инспекциями Гостехнадзора», — рассказывает аграрий.
Иногда ПТС (ПСМ) покупателю сельхозтехники могут не выдать, замечает Забелин. Но, впрочем, происходит это только в случае 100%-ной неоплаты клиентом товара. Такая мера введена для того, чтобы неоплаченную технику нельзя было поставить на учет и оформить залог, поясняет специалист.
Поставщики выдают ПТС (ПСМ) по желанию клиента. Если клиент решил сэкономить и уверен, что данный агрегат не будет выезжать на дороги общего пользования, он вправе отказаться от этого документа, утверждает Чупшев. «В ПТС (ПСМ) должны быть прописаны: номера двигателя, мостов, коробки передач и серийный (заводской) номер машины. Если этого документа нет, то невозможно выяснить, является ли данная машина оригинальной», — говорит Солдатов, из ТД «Петербургский тракторный завод». По словам специалиста, некоторые подельщики выдают ПСМ, вписывая в него номера узлов и двигателей бывшего употребления. Позвонив на завод-производитель, по этим данным можно узнать, оригинальный ли это агрегат.
Недобросовестных поставщиков техники можно сразу распознать, посмотрев склад запасных частей и пообщавшись с сотрудниками сервисной службы, считает Забелин. Отсутствие сервисной службы и склада запчастей действительно говорит о возможностях поставщика, соглашается Чернышев, но агрария должна насторожить также ощутимо ниже среднерыночной цена техники и отсутствие информации о компании в Интернете и специализированных СМИ.
Того же мнения придерживается и Чергештов. «Для того чтобы чувствовать себя уверенно при покупке техники, аграрию необходимо убедиться и в наличии у компании-продавца сервисной службы с квалифицированными специалистами, сервисными автомобилями, спецоборудованием и инструментами для выполнения ремонтных работ. Ну, и определяющим фактором, конечно, должно быть наличие склада запасных частей», — говорит специалист.
Приобрести сельскохозяйственную технику в данное время не представляет особой сложности: на рынке она представлена в большом количестве, однако качественной немного, считает Шпагин из «Емельяновского». «Поэтому мы приобретаем в основном сельскохозяйственную технику известных марок, которые хорошо себя зарекомендовали в условиях производства, или берем ее у заводов-изготовителей, работающих стабильно и отвечающих за качество своей продукции», — делится опытом аграрий.
Опасайтесь подделок
В адрес Петербургского тракторного завода неоднократно поступали обращения потребителей с претензиями на качество приобретенной ими техники (тракторов «Кировец» и специальных машин на их базе) и требованиями ее гарантийного и сервисного обслуживания. В пресс-службе ПТЗ сообщили, что покупатели были убеждены в том, что приобретают продукцию, изготовленную именно их заводом, поскольку она предлагалась к продаже под маркой «Кировец». Однако в ходе проверки этих обращений выяснилось, что тракторная техника в действительности была изготовлена другими производителями, не имеющими никакого отношения к данному предприятию.
Лицензия на использование товарного знака «Кировец» каким-либо юридическим или физическим лицам на территории России не предоставлялась, утверждают представители завода. Но несмотря на это, десятки организаций, осуществляющих производство и сбыт тракторной техники или запасных частей к ней, активно используют обозначение «Кировец» при предложении этих товаров к продаже.
Указанные действия нарушают положения Закона о товарных знаках, а также Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и являются основанием для привлечения нарушителей к ответственности в соответствии с действующим законодательством, напоминают в компании. При этом правообладатель вправе требовать от нарушителя не только прекращения незаконного использования товарного знака, но и возмещения убытков, причиненных незаконным использованием товарного знака либо выплаты установленной судом денежной компенсации в размере от 100 тыс. до 5 млн руб. Также незаконное использование товарного знака влечет административную (ст. 14.10 Кодекса Р. Ф. об административных правонарушениях) и уголовную (ст. 180 Уголовного кодекса РФ) ответственность.
В соответствии с заключением независимых оценщиков размер убытков, причиненных Петербургскому тракторному заводу незаконным использованием товарного знака «Кировец», составляет не менее 100 тыс. руб. из расчета на одну единицу контрафактной техники.
Важные документы
Директор по продажам компании «Ростсельмаш» Елена Терехова:
Приобретая сельхозтехнику, аграрии должны получить на руки оригиналы следующих документов:
договора купли-продажи, который регламентирует взаимоотношения между покупателем и продавцом;
товарной накладной Торг-12, удостоверяющей переход права собственности на товар от продавца к покупателю;
счета-фактуры, служащего основанием для принятия предъявленных поставщиком сумм налога к вычету либо возмещению;
квитанции об оплате и кассового чека (при оплате физическим лицом наличными денежными средствами в кассу поставщика), подтверждающих факт оплаты техники;
товарно-транспортной накладной, являющейся одним из основных документов для перевозки груза, а также подтверждающей факт принятия товара от поставщика техники;
руководства по эксплуатации (инструкции по эксплуатации и обслуживанию приобретаемой техники);
паспорта самоходной машины (только на самоходную технику). ПТС (ПСМ) является главным документом покупателя самоходной техники, в котором отражены все необходимые регистрационные данные о ней: производитель, таможня (если техника произведена за рубежом), продавец, покупатель. ПСМ в обязательном порядке предъявляют в органах Гостехнадзора при регистрации либо снятии данной техники с учета;
сервисной книжки (только на самоходную технику), которая отражает информацию о выполнении технического обслуживания техники в периоды, предусмотренные заводом-изготовителем, отмеченную штампом центра обслуживания;
договора на гарантийное и/или сервисное обслуживание техники (оформляется в случаях, когда гарантийные и/или сервисные условия не прописаны в договоре купли-продажи), регламентирующих взаимоотношения между сервисным центром и покупателем в части установления нормативных показателей и технического сопровождения (в большинстве случаев условия данного договора включены в договор купли-продажи).