Сладкая жизнь

Установленный в конце мая улей соберет уже к началу августа минимум 40 кг меда
Установленный в конце мая улей соберет уже к началу августа минимум 40 кг меда
Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Развитие пчеловодства в стране стремительно набирает обороты: начиная с 1990 года производство меда выросло в 2,5 раза с 42 до 101 тыс. т.

Пчеловодство — весьма выгодный бизнес. По подсчетам генерального директора группы компаний «АпиРусс» (Санкт-Петербург; пчеловодческий инвентарь) Николая Смирнова, все затраты на обустройство пасеки окупаются всего за три-четыре месяца. «Современный улей фирмы стоит 3 тыс. руб., пластиковые рамки к нему — еще 2 тыс. руб., семья пчел — 4 тыс. руб. Установленный в конце мая улей, точнее семья пчел, соберет уже к началу августа минимум 40 кг меда. При существующей цене на «авторский» мед в 500 руб./кг доход с одного улья в сезон составит 20 тыс. руб.», — подсчитывает Смирнов.

Бутов не разделяет столь радужных прогнозов. Вероятность того, что пасека начнет окупаться с первого года, невелика, уверен он. И действительно, зачастую для того, чтобы пчеловодческое хозяйство вышло на самоокупаемость, может потребоваться два-три года. Например, у Ткачева, который в свое время приобрел 30 пчелиных семей и весь необходимый для обслуживания пасеки инвентарь, затраты в размере 5 тыс. руб. полностью окупились лишь через два года работы.

Кстати, прежде чем планировать создание пчеловодческого хозяйства, необходимо проверить реакцию своего организма на пчелиный яд, советует Бутов. Это очень важно, поскольку в случае наличия у человека аллергии последствия могут быть печальными. Следующим этапом должны стать теоретические курсы и практика. «Мы, например [Российский Национальный Союз Пчеловодов], организуем начинающим пчеловодам летнюю практику у пчеловодов со стажем», — говорит эксперт.

Уменьшить себестоимость производства и увеличить объемы производимой продукции, по его словам, можно при помощи кочевания. «Изучайте географию области и узнавайте, где и когда начинают цвести медоносы. После этого можно собирать инвентарь и двигаться по проложенному маршруту, — советует Бутов. — Второй способ — сеять медоносы самостоятельно, тогда кочевать не придется». Самый благоприятный месяц для кочевания — июль, добавляет эксперт.

Что же касается технологии разведения пчел, то она выбирается в зависимости от их породы, а также от медоносных и климатических условий, рассказывает Смирнов. «На промышленных пасеках Европы и России наибольшее распространение получила многокорпусная технология. Ее суть в том, что ульи представляют собой не отдельные рамки, а корпуса, состоящие из десяти рамок. За счет этого одному пчеловоду удается обслуживать 200 и более ульев», — объясняет специалист.

Использование стандартного десятирамочного «комбинированного» улья позволяет значительно снизить трудозатраты и увеличить объемы пчеловодческой продукции, уверен Ткачев. Кстати, за годы практики он разработал собственную методику по уходу за пчелами. По словам специалиста, его технология уже успешно внедряется не только в пчеловодческих хозяйствах России, но и за рубежом: в Германии, Америке, Монголии, почти во всех республиках бывшего СССР. В настоящее время почти во всем мире пчелы вынуждены обитать, а пчеловод ухаживать за ними в условиях варроатозной и вирозной инвазий, рассказывает Ткачев. Плохая эпидемиологическая обстановка является постоянной проблемой в пчеловодстве, а жаркая и ветреная погода лишь обостряют ее. Поэтому при разработке технологии специалист «увязал» зоотехнику с ветеринарией, чтобы применяемые зоотехнические приемы способствовали повышению эффективности используемых лекарственных препаратов. «Например, при лечении варроатоза целесообразно произвести отделение менее заклещеваной части семьи от более заклещеванной, после чего поэтапное лечение станет эффективнее. А при лечении вирусного заболевания следует отделить часть семьи-носителя вирусов от очага заболевания, расплода, и применить поэтапное лечение обеих частей», — объясняет пчеловод.

В технологии Ткачева особое внимание уделяется профилактике болезней пчел и их расплода, поскольку здоровые пчелиные семьи, хорошо развиваясь в весенний период, возвращают все затраты на их содержание еще до начала лета. «Мед надо научиться брать тогда, когда он есть в природе и когда погода позволяет собрать его пчелам, а не готовить пасеку только в расчете на главный медосбор, который происходит в июле-августе», — рассуждает пчеловод.

Знать врага в лицо

По словам экспертов, несмотря на принимаемые меры, потери от заболеваний и отравлений пчел остаются значительными. Жаркая сухая погода — хорошее условие для размножения клеща варроа, возникновения гнильцов, меланоза, мешотчатого расплода и паралича пчел.

Варроатоз и аскосфероз, по словам Людмилы Соловьевой, завотделом профилактики и борьбы с болезнями пчел НИИ пчеловодства РАСХН, на сегодняшний день считаются основными заболеваниями пчел, тяжесть течения которых усугубляется при смешанном их проявлении на пасеках. Варроатоз — тяжело протекающая, не поддающаяся полному излечению паразитарная болезнь пчелиных семей с поражением пчел, трутней, маток и расплода. Возбудитель — клещ из семейства Varroidae. «В отличие от других заразных болезней, которые, как правило, поражают расплод или взрослых пчел в определенные периоды года, варроатоз причиняет пчелиной семье вред круглогодично. При этом заболевании в гемолимфе пчел и трутней снижается содержание нуклеиновых кислот и общего белка. В итоге рождаются мелкие нежизнеспособные трутни и пчелы с различными уродствами, сокращаются плодовитость и срок жизни маток, и пчелиные семьи отстают в развитии», — рассказывает Соловьева.

По словам Клочко, способность клеща варроа развиваться в пчелином расплоде под защитой восковых сотов делает попытки освободить пчел от этого паразита тщетными. В случае же принятия жестких мер вместе с клещами могут погибнуть и сами развивающиеся в расплоде молодые пчелы. Остается единственный путь воздействия на клеща — после его выхода из пчелиного расплода вместе с родившимися молодыми пчелами.

Основная ошибка пчеловодов в борьбе с варроатозом, по мнению эксперта, — отсутствие своевременных обработок пчел. По словам Клочко, поражения пчел клещами весной может быть визуально не заметно, поэтому и не вызывает желания проводить лечебные обработки. Впоследствии такое невмешательство приводит к значительному накоплению клеща варроа в семьях пчел в летнее время. По ее словам, усугубляет положение и то, что параллельно происходит активизация болезни, известной как вирус деформации крыла. Вредное действие клещей варроа в данном случае заключается в том, что они переносят этот вирус с больных пчел на здоровых от семьи к семье.

В настоящее время появилось большое количество высокоэффективных препаратов, избирательно действующих на клещей варроа и не оказывающих при этом вредного воздействия на пчел, рассказывает Соловьева. «К ним относятся прежде всего Фумисан и Варросан (производства компании «Апи-Сан»). Оба препарата — это тонкие полоски, пропитанные специфическими акарицидами фумигантного и контактного действия. Препараты применяются осенью после откачки меда. Полоски подвешивают в межрамочном пространстве улья в средней его части. При наличии в семьях расплода для достижения стопроцентного лечебного эффекта полоска должна оставаться в семье до 25 суток, при отсутствии расплода достаточно 2-3 дней», — объясняет эксперт.

Снижение иммунного статуса пчел на фоне варроатозной инвазии в последнее время приводит к распространению заболеваний, ранее встречавшихся в единичных случаях. Например, акарапидоза, болезни, вызываемой паразитированием в трахейной системе взрослых пчел клеща Acarapis woodi. «Поскольку упомянутые заболевания вызываются клещами и в настоящее время часто протекают одновременно, наиболее целесообразно применять для их лечения лекарственный препарат, эффективно действующий одновременно на обоих возбудителей. К таким препаратам, например, относится Акарасан (производства «Апи-Сан») и ТЭДА (производства фирмы «Аписфера»)», - советует Клочко.

Препарат также представляет собой небольшие полоски картона, пропитанные специальным составом. При обработке Акарасаном образуется дым, который заполняет внутреннее пространство улья и, проникая в трахеи пчел, вызывает гибель клещей.

Инфекционное заболевание пчелиных семей аскосфероз протекает в основном на фоне варроатоза. Возбудитель — сумчатый гриб Ascosphaera apis. «Распространение аскосфероза приобретает на пасеках эпизоотический характер и наносит значительный ущерб, снижая продуктивность и ослабляя пчелиные семьи, — рассказывает Соловьева. — В пчелиной семье инфекция проявляется с апреля по октябрь, когда имеется расплод, а максимума развития достигает в июне-августе. Взрослые особи не болеют, но являются носителями возбудителя».

Гибели пчел можно было бы избежать, и для этого есть много способов. По словам специалиста, в период медосбора лечение не проводят: все обработки заканчивают до второй декаде августа, то есть до начала подкормки пчел в зиму. С наступлением же устойчивой теплой погоды весной терапию аскосфероза можно проводить с помощью различных препаратов (в виде пластин, в форме паст, порошков), а также путем опрыскивания. При этом обработку пчел путем опрыскивания (при помощи таких препаратов, как нистатин, нитрофунгин, дикобин Б, унисан, аскоцин, аскооль, асконазол и др.) проводят при температуре не ниже +18оС, заключает Соловьева.

Лечить пчел от аскосфероза в этом году пришлось и пчеловоду Анастасии Шиханцовой, чья пасека находится в поселке Мирном Краснодарского края и насчитывает 60 пчелосемей. «Прошлой весной этот вирус в нашем регионе был развит сильнее остальных. Об этом я слышала от многих коллег-пчеловодов. Действенным лекарством для борьбы с аскоферозом оказался препарат Аскосан (производитель — «Апи-Сан»). Приготовив рабочую смесь из порошка, им нужно обработать соторамки с обеих сторон. Трех-четырех лечебных обработок достаточно для исчезновения признаков заболевания», — советует пчеловод.

Вместе с тем, по мнению Клочко, основная причина гибели пчелосемей в России — это человеческий фактор: нарушение правил содержания и кормления пчел, отсутствие современных методов диагностики болезней и отсутствие контроля за состоянием пчеловодства как отрасли со стороны государства.

По словам Бутова, не смотря на это, пчеловодство стремительно набирает обороты, хотя объемы производимого в стране меда пока не покрывают потребности внутреннего рынка. «Такая ситуация наблюдается не первый год. По этой причине после 1990 года был прекращен экспорт меда из России. Хотя до этого 90% этого продукта отправлялось за рубеж», — вспоминает эксперт. «На сегодняшний день государственной поддержки пчеловодству нет в принципе. Достаточным подспорьем стало бы выделение средств на оплату услуг ветеринарных врачей по исследованию пасек и на закупку лекарств от болезней, носящих эпизоотический характер. Пока же все держится на плечах пчеловодов», — констатирует Бутов.

А ведь для развития этой отрасли в нашей стране имеются все условия, говорит он. Пчел в России можно разводить практически во всех регионах (за исключением двух-трех областей Крайнего Севера), к тому же на территории России произрастает 3 тыс. видов цветов и деревьев, выделяющих нектар. Такого разнообразия ботаники нет ни в одной стране мира.

Нектарная недостаточность

Из-за засухи и вызванных жарой пожаров сырья для производства меда практически не было. Спастись от больших потерь удалось благодаря усилиям пчеловодов, оперативно отреагировавших на природные катаклизмы и успевших перевезти свои кочующие пасеки в безопасные регионы с цветущими медоносами, рассказывает председатель Российского Национального Союза Пчеловодов Арнольд Бутов.

Особенно сильно производство меда уменьшилось в Поволжье, Южном Урале и Центральном Черноземье. Однако в Сибири, на Дальнем Востоке, Алтайском крае, Белгородской области и Северном Кавказе погодные условия были даже лучше, чем в предыдущие годы. «Благодаря этому меда в 2010 году удалось собрать даже больше по сравнению с 2009-м: 101, 5 тыс. т вместо 97,8 тыс. т соответственно», — констатирует эксперт.

По словам ведущего научного сотрудника лаборатории ветеринарной санитарии в пчеловодстве ВНИИ ветеринарной санитарии, гигиены и экологии Россельхозакадемии Раисы Клочко, жара опасна для пчел тем, что в период сухой жаркой погоды растения выделяют очень мало нектара, из-за чего падает медопродуктивность пчелы. «Нередки случаи, когда в жаркую погоду пчелы перестают работать: свои силы они тратят на то, чтобы поддержать оптимальную температуру внутри улья. Достигается это за счет выкучивания его на передней стенке или дне. Но если улей стоит на солнце, то пчелосемья может и вовсе погибнуть из-за жары», — объясняет эксперт.

Воронежская область входит в число территорий, сильно пострадавших от засухи минувшим летом. По словам пчеловода Александра Ткачева, чья пасека находится в Калачеевском районе, температура воздуха +35…+45оС и порывистый юго-восточный ветер привели к тому, что все растения-пыльценосы и медоносы засохли. «В результате произошло ухудшение питания пчел, особенно белковым кормом — пыльцой, что негативно повлияло на их физиологическое состояние и иммунитет, — рассказывает пчеловод. — За 30 лет моей практики сезон 2010 года оказался самым плохим: на большинстве пасек нашего района медопродуктивность семей составила лишь 25 кг. Обычно же она составляет в среднем по району 50-75 кг на зимовалую семью. На моей пасеке медопродуктивность тоже была ниже показателей прошлых лет (на 35%), а контрольная пчелиная семья — самая сильная — произвела всего 76 кг меда. Это количество товарной продукции она заготовила в мае и июне, а в июле-августе медосбор почти отсутствовал. При этом обычно медопродуктивность контрольной семьи составляет 100-130 кг».

Ткачев уверен, что последствия таких негативных погодных условий отрицательно скажутся на сохранности пчелиных семей во время зимовки и следующим летом пчеловодам из регионов, пострадавших от засухи, придется потратить дополнительные средства на восстановление пчелосемей на своих пасеках.

Что же касается цен на мед, то их удастся удержать на уровне прошлого года, считает Бутов. Так, осенью на ежегодной Всероссийской ярмарке меда в Москве стоимость одного килограмма этого продукта варьировалась от 250 до 400 руб. в зависимости от сорта.

Не «липовый» мед

Погодные аномалии отразились не только на сохранности пчелиных семей, но и на качестве меда. Эксперты предостерегают потребителей от покупки опасного для здоровья продукта, а также ненатурального меда, который на фоне сокращения производства меда в этом году представлен на рынке в изобилии.

Зачастую недобросовестные пчеловоды приписывают различным видам меда названия растений, которые даже не являются медоносными: облепиховый, пихтовый и т. д., рассказывает старший научный сотрудник НИИ пчеловодства Тамара Русакова. По ее словам, делается это с расчетом на то, что потребителей привлекут полезные свойства лекарственных растений и трав. «Для получения меда с конкретных медоносных растений необходимо, чтобы они росли вокруг пасеки в радиусе 3 км, — объясняет эксперт. — Ботаническое название может иметь лишь мед, собранный с липы, гречихи, подсолнечника, акации и хлопчатника. В остальных случаях его можно назвать сборным цветочным или полифлерном».

По словам Клочко, обязательным условием для определения подлинности меда является проведение пыльцевого анализа. У продавцов помимо декларации соответствия должен быть протокол испытаний, в котором указывается результат пыльцевого анализа исследуемого меда. По процентному содержанию пыльцевых зерен можно определить монофлерность того или иного вида меда, объясняет эксперт. «Наличие пыльцы для подтверждения ботанического происхождения может быть разное. Но в любом случае все зависит от нектарного коэффициента. В каждом случае его определяет эксперт, который проводит испытание данного меда. Так, например, в липовом меде пыльцовых зерен может быть мало, но когда количество пыльцы умножается на нектарный коэффициент, то становится понятно, что он липовый. В случае же, если на меде указано, что он, например, акациевый, а пыльцевых зерен там нет, вывод один: продавец такого продукта нарушает закон о защите прав потребителя», — рассказывает Клочко.

Русакова добавляет: чтобы не вводить в заблуждение покупателей, необходимо информировать их о качестве меда в соответствии с существующей нормативно-технической документацией. Мед подлежит декларированию, а это значит, что в документации должна быть отражена информация о качестве продукта, благополучии пасеки, с которой он собран, и об ответственности производителя.

Если пчеловод не кормит пчел сахарным сиропом в активный период их жизнедеятельности, соблюдает все правила пчеловодства, а также ветеринарно-санитарные требования к производству и лечению пчел, то любой натуральный мед будет полезен для человека, добавляет Клочко.

Русакова замечает, что нет оснований считать вредным для здоровья бортевой мед и мед диких пчел.

Основные ветеринарные мероприятия на пасеке

В июле-августе применять стимулирующие подкормки. Замену некачественного кормового меда проводить не раствором сахара, а его инвертом, и делать это не позднее августа.
В конце июля-начале августа проводить обработку пчел от варроатоза препаратом длительного действия типа фумисана.
Обязательно контролировать эффективность противоварроатозной обработки путем обследования пчел до и после обработки.
Бипин использовать только как дополнительное средство в сентябре-октябре при отсутствии расплода, строго контролируя его эффективность. Не применять этот препарат на одной пасеке более трех лет, так как это приводит к привыканию к нему клещей и снижает иммунитет пчел.
Источник: данные лаборатории ветеринарной санитарии в пчеловодстве ВНИИ ветеринарной санитарии, гигиены и экологии Россельхозакадемии

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»