Журнал «Агротехника и технологии»
Из существующих на сегодняшний день в стране 200 крупных агрокомпаний, занимающихся промышленным свиноводством, порядка 65% специализируются исключительно на откорме. По словам экспертов, в ближайшие годы заметного роста «независимых» откормочников наблюдаться не будет. Однако через 10-15 лет, когда в производстве свинины появится специализация, их число может вырасти в разы.
По словам генерального директора Национального союза свиноводов Юрия Ковалева, на Западе у животноводческих компаний четкая специализация: одни занимаются генетикой, другие — откормом, третьи — забоем и разделкой. В России же сегодня мало кто строит «независимые» откормочники. Их возводят преимущественно в составе агрохолдингов с полным циклом производства. «На российских свиноводческих комплексах, как правило, сосредоточены все три направления, — говорит Ковалев. — Но всему свое время. Ведь, приводя в пример Запад, необходимо учитывать, что там развитые рыночная экономика и сельское хозяйство, в том числе и свиноводство. В России же за период с 1990 по 2005 год промышленное производство свинины сократилось в четыре раза (с 1,6 млн т в убойном весе до 400 тыс. т)».
По словам эксперта, возрождение индустриальной отрасли свиноводства в нашей стране началось с 2005 года. К 2010-му удалось частично восстановить производство, увеличить годовой объем продукции в три раза и выработать 1,3 млн т в убойном весе.
В настоящее время в России наступила эра агрохолдингов, темпы развития отрасли весьма высоки, а стало быть, в ближайшем будущем в стране наступит период специализации, как на Западе, не сомневается Ковалев.
Что нам стоит дом построить
Генеральный директор компании «Неофорс» (Минск, проектирование свинокомплексов) Алексей Лысцов рассказывает, что в Европе (Дании, Голландии, Бельгии и других странах) передающаяся из века в век традиция существования мелких фермерских хозяйств не нарушалась никогда. «Поэтому там и появилась специализация, ведь в рамках одного маленького хозяйства невозможно поддерживать весь цикл воспроизводства и откорма», — объясняет Лысцов.
Исключение на Западе, по его словам, составляют такие страны, как США, Бразилия и Аргентина, где, как и в России, создаются фермы промышленного типа, принадлежащие перерабатывающим агрохолдингам,
Того же мнения придерживается и генеральный директор компании «Кавикорм» (Москва, кормоцеха, кормовые добавки) Андрей Антонюк. Специализация, которая существует на Западе, в частности в Германии, Финляндии и Швеции, действует благодаря тому, что в этих странах имеется мощная кооперация между предприятиями, занимающимися генетикой, откормом, забоем и разделкой, говорит он.
По аналогичному пути развития отечественное свиноводство, по прогнозам Ковалева, пойдет уже через 10-15 лет. В России свиноводство развивалось «с чистого листа», рассказывает он. Так, компании, которые в свое время начали строить откормочники, столкнулись с тем, что в стране отсутствует грамотно организованная кормовая база. Поэтому, возводя откормочники, они были вынуждены строить и кормозаводы.
Следующим шагом для большинства предприятий стало самостоятельное выращивание зерна, продолжает эксперт. Ведь рынок зерна весьма волатильный: только за 2008 год цены на него выросли в три раза, а в 2010-м — в два, приводит он пример. Далее компании приступали к созданию собственной племенной базы и убойно-разделочных предприятий.
С каждым годом свиноводческая отрасль будет развиваться, и для того, чтобы выдерживать жесткую конкуренцию, инвесторам придется сконцентрироваться на одном из направлений отрасли, куда они и направят все свои силы и средства, прогнозирует Ковалев. Пока же сельхозпроизводителям приходится заниматься всеми направлениями одновременно.
Однако Лысцов отмечает, что наличие всех звеньев цепочки на больших комплексах делает предприятие более защищенным от рыночных колебаний и конъюнктуры спроса.
Так, в ГК «Мираторг-Белгород» - одном из самых сильных игроков на рынке — налажен полный цикл производства. В состав каждого свинокомплекса входят три площадки: репродуктор и две фермы, на каждой из которых производится доращивание и откорм.
На сегодняшний день в структуре холдинга десять автоматизированных свинокомплексов, выведенных на проектную мощность, рассказывает генеральный директор ГК «Мираторг-Белгород» Василий Прохоров. Инвестиции во все десять комплексов составили 14,9 млрд руб., из них на основное технологическое оборудование (станки осеменения/ожидания, опороса, доращивания, откорма, системы кормления, поения, микроклимата, вентиляции, навозоудаления и кормокухни), поставщиками которого были компании Big Dutchman (Германия) и «Неофорс-Смоленск» (Россия), было потрачено 2,5 млрд руб., приводит он цифры.
В среднем один такой свинокомплекс, дающий в год 100-110 тыс. товарных животных, окупается за 7,5-8 лет в зависимости от породы завезенного племенного поголовья, добавляет Прохоров.
Жилищный вопрос
На сегодняшний день для строительства современных российских откормочников применяется такой же материал, как и для других видов свиноводческих предприятий: кирпич, керамзитобетонные и газосиликатные блоки, сборный железобетон, монолитный бетон, металлоконструкции, сэндвич-панели и прочее.
Однако в Дании, где развито свиноводство, вы не найдете свинарников из металлоконструкций и сэндвич-панелей, утверждает Лысцов. По его словам, эти здания обладают слабой тепловой инертностью: они быстро нагреваются и так же быстро остывают. Кроме того, внутренние металлические покрытия стен не устойчивы к агрессивной среде свинарника — любое случайное отверстие в покрытии стены может послужить толчком к развитию плесени в ее утеплителе. Тем не менее в России тенденция к строительству зданий из этого материала нарастает, удручен специалист. «В основном это связано с быстротой и относительной простотой их возведения. При строительстве крупного перерабатывающего холдинга такое здание успевает окупиться быстро, еще до его прихода в негодность», — объясняет Лысцов.
Также для выращивания свиней на откорме в последнее время вошли в моду здания из так называемых облегченных конструкций. Это холодные помещения (металлоконструкции) с покрытием из различных материалов вплоть до тканевых с пропиткой. Свиньи в таких ангарах содержатся на глубокой подстилке без обогрева. Именно поэтому в таких зданиях корм используется животными в большей степени для собственного обогрева, чем для прибавки веса. «Ангары из облегченных конструкций выгодно строить в силу их низкой себестоимости в южных регионах, где температура зимой не падает ниже -10оС», — поясняет Лысцов. По его мнению, корпуса из кирпича или цементных блоков более надежны и долговечны.
При строительстве важно также учитывать и потребность в площади на одну откормочную свинью. «Для свиней на откорме необходимо 0,8 кв. м, для хряка — 10 кв. м, для холосто-супоросных маток в групповых станках — 2 кв. м, для холосто-супоросных маток в индивидуальных станках — 1,6 кв. м, опорос на одну матку с гнездом занимает 4,7 кв. м, при доращивании поросят в возрасте 2-4 месяцев — 0,6 кв. м, а для поросят-отъемышей — 0,4 кв. м», — перечисляет Григорий Аксаньян, главный эксперт по развитию отрасли Национального союза свиноводов. Размер площади, необходимой для животных, варьируется в зависимости от их веса, говорит он. «Так, молодым поросятам требуется меньшая площадь, чем, например, хрякам, поскольку для последних необходимо создать максимально комфортные условия для получения высококачественной спермы», — поясняет специалист.
Правильно подобранное оборудование — еще одна из неотъемлемых составляющих создания благоприятного климата свинарника. Особенно важную роль здесь Лысцов отводит вентиляции и обогреву. Коэффициент термосопротивления стен по существующим нормам должен быть равен двум, напоминает он.
Считается, что свиньи на откорме менее требовательны к температурным факторам/показателям, чем поросята на подсосе или доращивании. Однако поросята на подсосе тоже нуждаются в особом микроклимате. В силу их малого веса здесь не требуется интенсивного воздухообмена, но они нуждаются в дополнительном обогреве, объясняет Лысцов. Для этого, по его словам, сооружаются домики с лампами инфракрасного свечения, а также используются обогреваемые водой или электричеством коврики или элементы пола. На доращивании, где поросята испытывают повышенный стресс после отъема от свиноматки, они также нуждаются в строго регулируемом микроклимате, говорит специалист, поэтому в помещении необходимо исключить сквозняки, обеспечив при этом адекватный воздухообмен и стабильную температуру.
На стадии откорма свиней главный научный сотрудник Всероссийского государственного научно-исследовательского института животноводства Иван Мошкутелло также советует особое внимание уделять температурному режиму. «Температура в откормочнике не должна превышать +22оС. Добиться этого можно в том числе и при помощи кондиционера. Если же не следить за температурным режимом, то последствия для животных могут быть весьма пагубными: в жаркое время года из-за слишком высокой температуры в откормочнике поросята даже могут умереть», — предупреждает Мошкутелло.
Технолог по свиноводству компании «Коудайс МКорма» (Москва, продажа премиксов, концентратов и престартеров для сельскохозяйственных животных) Михаил Шкатов считает, что самый эффективный способ содержания свиней на откорме — раздельное выращивание маточного и откормочного поголовья. Данный способ позволяет оптимизировать процессы в помещениях и предотвратить распространение заболеваний. Именно по этой, пришедшей из-за рубежа, технологии строятся практически все современные свинокомплексы, говорит он.
Однако самый простой тип содержания — ангарный, не отрицает технолог по свиноводству. Он требует минимума капитальных затрат — в десятки раз меньше, чем при капитальном строительстве, но существенно увеличивает расходы на корма в зимнее время, рассказывает Шкатов. «Зимой на 1 кг прироста тратится в 2-3 раза корма больше, чем летом, потому что в ангаре невозможно создать оптимальный микроклимат», — замечает он.
Есть у «ангарного содержания» и еще один минус, продолжает специалист: зимой температура в таких помещениях может опуститься до минусовых значений. В отапливаемых же помещениях она поддерживается в соответствии с физиологическими требованиями животных — +20-24оС. «При содержании в ангарах спасает глубокая подстилка, благодаря которой свиньи не замерзают. Однако в этом случае животные становятся гораздо жирнее, следовательно, полученное от них мясо будет содержать больше шпика», — убежден Шкатов.
Антонюк уверен, что подобный способ содержания свиней на откорме допустим только в южных регионах России. «В холоде животное тратит всю энергию на то, чтобы согреть себя. А чтобы свинья росла, ей нужно обеспечивать благоприятный микроклимат: температуру в +20оС и хороший обмен воздуха», — согласен он с другими специалистами.
Кормим «на убой»
Откорм свиней на современном свинокомплексе, по словам Аксаньяна, в среднем длится 160 дней.
Как отмечает генеральный директор компании «Мордовский бекон» (ГК «Талина», Республика Мордовия, свиноводство) Александр Вдовин, на предприятии «Мордовский бекон — Ковылкино», входящем в состав группы компаний «Талина», период откорма длится 100 дней, а среднесуточный привес составляет 860 г. «По этому показателю мы уверенно нагоняем знаменитую свиноводством Данию», — гордится Вдовин. На его предприятии животные снимаются с откорма, когда достигают 110-113 кг. Выращивание поросят делится на три периода: молочный, доращивание и откорм. После 28-дневного молочного периода свиньи с живым весом 7-8 кг отнимаются от матки и передаются на участок доращивания. На откорм животные направляются в возрасте 75 дней, в это время они достигают веса около 30 кг. При увеличении среднесуточного прироста на откорме (от 30 до 110 кг) с 600 до 850 г продолжительность откорма снижается практически в 1,6 раза, то есть как в Дании, доволен специалист. На предприятии «Мордовский бекон — Ковылкино» конверсия корма равна 2,9 кг.
По словам Вдовина, высоких показателей удалось добиться благодаря планомерной работе. В компании разработана и реализуется Программа развития свиноводства на период до 2012 года. В ее основу положена ступенчатая классическая система разведения животных: первая ступень — прародительские чистопородные стада, вторая — фермы-мультипликаторы по производству двухпородных ремонтных свинок, третья — товарные стада. В «Талине» пришли к выводу, что главным преимуществом такой системы является повышение эффективности производства свинины и снижение производственных и экономических рисков.
Кроме того, специалисты «Талины» изучали передовой опыт западных стран, регулярно ездили на стажировки за границу, посещали свиноводческие предприятия и обменивались опытом с коллегами. При запуске новых холдингов для налаживания работы также приглашались зарубежные эксперты-практики.
В ГК «Мираторг-Белгород» тоже удалось выйти на высокие показатели: среднесуточный прирост здесь равен 810-840 г при продолжительности откорма в 98-105 дней.
Перевод животных из секции доращивания в секцию откорма на предприятиях компании осуществляется в возрасте 80 дней со средним весом 30 кг. Прирост живой массы за период откорма — 80-84 кг. Общая конверсия корма в ГК «Мираторг-Белгород» за 9 месяцев 2010 года составила 3,01, а товарная — 2,48, сообщают в компании. «Один комплекс рассчитан на 36,6-45 тыс. единовременно стоящих голов на откорме в зависимости от мощности свинокомплекса, — рассказывает Прохоров. — Каждый из них подготавливает в год от 105 до 125 тыс. товарных животных и от 2,5 до 3 тыс. ремонтных свинок для обновления своего маточного поголовья. Средний возраст товарных животных — 179 дней от рождения при среднем весе в 113 кг».
По словам Лысцова, свиньям на откорме можно давать сухие (влажные) и жидкие корма — у каждого способа свои преимущества и недостатки. «Достаточно сказать, что в мире примерно на 70% свиноферм применяется сухая кормораздача на всех группах свиней, в том числе на откорме. В остальных случаях используется жидкое кормление. Система сухой кормораздачи в плане инвестиций в оборудование дешевле в 2,5-3 раза. Ее эксплуатация проще, а аварийность практически исключена. К тому же она не оказывает влияния на микроклимат в помещении», — добавляет специалист.
Жидкое же кормление, по его словам, ввести сложнее из-за непростого монтажа оборудования и эксплуатации. Кроме того, оно дороже и нуждается в постоянном контроле во избежание аварий. «Вот случай из жизни, — вспоминает Лысцов. — Однажды на одном свинокомплексе ночью заело клапан раздачи, и 10 т корма ушли в канализацию». Тем не менее жидкое кормление позволяет более точно подгонять рационы под потребность животных определенного возраста, плавно переходить с одного рациона на другой, что способствует более высоким привесам — в 3-4 г, не отрицает специалист.
Шкатов уверен, что на откормочных площадках, входящих в состав небольших и средних по размеру свинокомплексов, выгоднее использовать сухие корма. В то время как система кормления жидкими кормами оптимальна для промышленных гигантов. «Жидкий корм свиньи едят лучше, в него легче ввести кормовые добавки непосредственно на свинокомплексе», — объясняет Шкатов.
Что же касается систем навозоудаления, то руководитель московского представительства компании «Биокомплекс» (Москва, переработка и утилизация отходов) Сергей Перегудов отмечает, что при строительстве откормочных площадок, входящих в состав современных свинокомплексов, начиная с 2002 года чаще всего используется вакуумная гидравлическая система периодического действия. «Она представляет собой бетонные накопители — «ванны», которые располагаются под щелевым полом. Дно ванны выполняется без уклонов, а в ее центр снизу подводится самотечная труба навозоудаления большого диаметра (обычно 200-250 мм), которая имеет герметичную пробку. Системой самотечных труб все ванны соединены с главной магистральной самотечной трубой навозоудаления. При этом все трубы прокладываются строго с уклоном 0,002-0,005 мм для обеспечения незаиливающей скорости не менее 1 м/с и исключения вероятности заиливания труб», — заключает специалист.