Нереальные нормативы

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Проведенный нами опрос аграриев показал, что нормативами на сельскохозяйственную технику, составленными на машинно-испытательных станциях (МИС), в хозяйствах уже не пользуются. Однако эксперты и сотрудники МИС убеждены, что без нормативов сельскому хозяйству не обойтись. Без них в машиностроении начнется хаос, утверждают они.

Ни в одном из опрошенных «» хозяйств не пользуются нормативами. После покупки техники специалисты сами проводят испытания и выявляют все нужные им параметры. В МИС согласны, что испытания можно проводить и самостоятельно, но категорически отрицают, что в их нормативах существуют неточности.

Испытание на точность

Причины уверенности инженеров в точности своих нормативов объ-яснил главный инженер Центрально-Черноземной МИС Александр Брежнев. По его словам, в России машинно-испытательные станции размещены во всех почвенно-климатических зонах, поэтому их нормативы наиболее приближены к специфике каждого региона. За основу берутся характерные условия конкретной зоны, а технология возделывания почвы, ухода за растениями и уборки урожая используется такая же, как в большинстве местных хозяйств. Такой подход исключает ошибки, считает Брежнев. Более того, альтернативы этой системе, по его мнению, просто нет. «Насколько я знаю, во всех странах МИС государственные. Хотя есть и отдельные примеры, когда государство владеет станцией только на 50%. Оно дает задания на испытания, а в остальное время специалисты выполняют заказы предприятий», — рассказывает он.

Основная задача МИС — предоставить аграриям исчерпывающую информацию о технике, особенно новой, о которой пока известно немного. Как считает Брежнев, часто «грешат» сокрытием важных показателей западные компании: «Иногда иностранцы умалчивают о некоторых технических характеристиках своей техники, в то время как мы делаем ее полное описание в своей зоне и приводим условия, при которых были получены наши данные, — подчеркивает он. — Ни в одном проспекте вы не найдете таких исчерпывающих сведений, ведь мы определяем как эксплуатационные показатели, так и технологические».

В то же время некоторые иностранные компании, которые хотят выпускать качественную технику и продавать ее в России, сами просят сделать им протоколы испытаний, не отрицает Брежнев. «Западные производители часто заказывают исследования в нашей стране, потому что за рубежом такая работа стоит намного дороже, да и условия испытаний другие — почва, климат, технологии в каждой стране свои», — замечает эксперт.

Тем не менее, аграрии указывают на ошибки в нормативах. Брежнев считает, что неточности возникают в основном в многофакторных показателях, которые зависят от множества исходных условий. Типичный пример — расход топлива, данные по которому всегда будут различаться, полагает эксперт. Дело в том, что расход горючего зависит не только от модели трактора, но и от твердости почвы, ее влажности, машины, с которой он агрегатируется во время замера, и от многих других факторов.

Руководитель лаборатории организации и экономики инженерно-технической структуры АПК Всероссийского научно-исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ) Сергей Горячев назвал еще одну структуру, которая до 1990-х занималась нормативами, — систему так называемых опорных пунктов и нормативных станций. Теперь таких станций нет, остались только отраслевые НИИ, в которых есть отдельные исполнители, занимающиеся нормативами, и МИСы, показывающие в своих протоколах данные о качестве изделий и их надежности.

О том, что когда-то существовали нормативные станции, сегодня знают только эксперты. Нормативные станции могли иметь место только в условиях плановой экономики, так как занимались сбором статистических данных по своим областям, поясняет Брежнев. И если раньше все хозяйства пользовались одинаковыми нормативами, то теперь каждое предприятие устанавливает свои, а значит, нельзя быть уверенным в целесообразности их существования в современных условиях, полагает главный инженер Центрально-Черноземной МИС.

Что же касается МИС, то в их необходимости эксперты не сомневаются. «Бюджетные организации, какими являются машинно-тракторные станции, независимы и не подвержены ничьему влиянию, — утверждает преподаватель Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии Эдуард Липкович. — В России нет ни одной частной организации с таким опытом работы, какой есть у государственных МИС».

Причину несоответствия показателей реальности Липкович объясняет просто. По его данным, обычно нормативы на отечественную технику занижены, а показатели по импортным машинам завышены. Однако это не повод проверять агрегаты методом проб и ошибок, предупреждает эксперт. «Если так получилось, что нормативов на приобретенную технику нет, надо провести испытания совместно с агрономом, механизатором и инженером», — рекомендует Липкович. При этом он советует не забывать, что некоторые механизаторы могут изменять показатели в свою пользу.

В последнее время стали появляться предложения упразднить систему МИС как государственную структуру — ежегодно обновляется план приватизации, куда включаются и МИС. Эксперты с таким вариантом категорически не согласны. «Машинно-тракторные станции ни в коем случае нельзя приватизировать. С этого начнется настоящая вакханалия, — восклицает Липкович. — Если не будет МИС, наши заводы начнут выпускать негодные машины, а иностранные компании — завозить плохую технику».

Горячев поддерживает Липковича в том, что приватизированные МИС или частные испытательные фирмы в России не будут объективными. «Данная проблема актуальна сегодня, потому что интерес к нормативам постепенно возвращается, — утверждает Горячев. — Если хозяйство экономически развито, то понимает необходимость применения обоснованных нормативов и либо самостоятельно их разрабатывает, либо обращается к нам. К тому же мы время от время выпускаем сборники показателей, которые пользуются спросом у аграриев».

При этом Горячев отмечает старую проблему — отсутствие органа, который бы контролировал и направлял выпуск нормативов. Из-за этого сборники выходят нерегулярно и охватывают далеко не всю используемую в России технику, сетует он.

По словам экспертов, планы приватизации МИС появляются каждый год, но прошения ученых заставляют их отклонять. Недавно министр сельского хозяйства России Елена Скрынник обратилась в адрес заместителя председателя Правительства РФ Сергея Собянина со словами о необходимости сохранения МИС в качестве федеральных государственных учреждений Министерства сельского хозяйства (МСХ). «Видимо, неоднократные обращения академиков РАСХН в МСХ и Правительство возымели действие. Хотелось бы верить, что это окончательное решение вопроса», — надеется Липкович.

Испытать не сложно

Так или иначе, аграрии давно перешли на самостоятельную разработку нормативов для своих хозяйств. Причем этот шаг был для них вынужденным. Руководитель сельскохозяйственного дивизиона АПК «Стойленская Нива» (объединяет более 35 предприятий, в число которых входят хлебозаводы, заготовительные, мукомольные и сельскохозяйственные предприятия) Сергей Новоселов не сомневается, что хорошо работающие МИС нужны сельскому хозяйству. Тем не менее, «Стойленская Нива» ни с одной из них не сотрудничает. «Конечно, для сельхозпроизводителей было бы значительно удобнее тестировать технику на станциях, получая экспертные заключения и рекомендации по ее дальнейшей эксплуатации, — не отрицает Новоселов. — Однако на данный момент большинство компаний вынуждены проводить собственные испытания в процессе использования приобретенных машин».

Причину того, что нормативы МИС стали практически бесполезными для хозяйств, Новоселов видит в плохом финансировании станций. «Значительное число МИС, материальную поддержку которых должно обеспечивать государство, не работает, — констатирует специалист. — О чем говорить, если у нас агропромышленный сектор недостаточно обеспечен сельхозтехникой». Как и сотрудники МИС, Новоселов не надеется на частную систему испытаний.

А вот представители компаний-поставщиков сельскохозяйственной техники считают, что нормативы хозяйствам лучше разрабатывать самим. Генеральный директор фирмы «Агрегат» (Калуга, дилер сельскохозяйственной техники) Сергей Попов советует особенно тщательно проверять показатели американской техники. «Данные испытаний европейских машин будут точно соответствовать заявленным в техпаспорте, а вот у американских агрегатов они могут расходиться с заводскими показателями, потому что у американцев другой подход к измерению, — поясняет он свою позицию. — Например, они снимают мощность не на крюке, а на двигателе, за счет чего появляется разница в цифрах. Если у европейского трактора заявлено 300 л.с., то при проверке столько же и останется. А у американской машины их будет 285 при заявленных 300. На мой взгляд, российским потребителям удобнее пользоваться показателем мощности на крюке».

У заместителя начальника сервисного отдела Александра Черевани из компании «Инвеста Агро» (Краснодар, дилер сельскохозяйственной техники) такая же точка зрения. Специалист утверждает, что ни те нормативы, которые дают МИС, ни те, которые предоставляются производителями, не соответствуют реальности. Поскольку «Инвеста Агро» работает с импортными производителями, техника которых в России довольно часто показывает себя в работе иначе, чем «дома», специалисты компании вообще не пользуются нормативами и действуют исходя из опыта.

По словам Черевани, разработка своих нормативов не отнимает много времени. «Мы уже примерно знаем, какой объем работ нам предстоит выполнить при сборке или вводе в эксплуатацию той или иной модели. Есть определенный спектр сельхозтехники, разница в показателях и эксплуатации которой не слишком сильно различается», — делится он опытом.

Нормативы «сделай сам»

У аграриев на разработку нормативов тоже не уходит много времени.

По словам агрономов и руководителей хозяйств, разработка нормативов — это довольно простая процедура. Работа заключается в том, что механизатор и агроном, вооружившись руководством по эксплуатации, вместе «катают» новую технику по полю, записывая все ее показатели. Конечно, технологические данные, для определения которых нужны приборы, так просто назвать нельзя, но все необходимое для работы, например, расход топлива и производительность в условиях конкретного хозяйства, скорость и точность посева и т. п., таким способом выясняется за пару часов.

Сергей Дьяченко, генеральный директор хозяйства «Рассвет» (Липецкая область, животноводство, выращивание сахарной свеклы, зерновых и зернобобовых культур), убежден, что нормативы сейчас вообще не нужны. «Сегодня мы все делаем сами. Достаточно потратить 2-3 часа на один агрегат, и нормативы для него готовы. Ничего особо сложного в этом нет», — подтверждает он мнение дилеров техники.

С ним согласен главный агроном компании «Агротехнология» (Башкортостан, растениеводство и животноводство) Александр Фирсенко, который рассказал, что проблем с нормативами у него пока не возникало. Специалист связывает это с тем, что хозяйство, в котором он работает, новое, поэтому техники пока немного, и самостоятельно разработанные нормативы, возможно, будут еще дорабатываться.

Главный инженер хозяйства (Краснодарский край, выращивание зерновых, пропашно-технических культур и производство животноводческой продукции) Сергей Рыбин подтверждает мнение всех своих коллег. «Мы не доверяем нормативам ни для оте-чественной техники, ни для импортной. Все равно они расходятся с реальным положением дел. В границах любого региона встречается разный состав почв, поэтому результаты испытаний у МИС и у каждого хозяйства будут различаться», — уверен он.

Из сложившегося положения в его хозяйстве выходят так же, как везде, — создают нормативы сами. Однако специалист не слишком доверяет механизаторам. «Фактически приходится использовать метод проб и ошибок и во многом зависеть от механизатора. Есть люди добросовестные, а есть не очень, которые занижают или завышают данные для своего удобства», — жалуется он.

История МИС

Машинно-испытательные станции (МИС) — это опытные сельскохозяйственные станции, занимающиеся испытанием сельскохозяйственных машин, орудий и их государственной оценкой. До распада СССР МИС находились в ведении объединения «Союзсельхозтехника», а после упразднения этой структуры были переведены на баланс Министерства сельского хозяйства.
Первые МИС стали появляться в Европе во второй половине ХIХ века.
В России первая машинно-испытательная станция была организована Вольным экономическим обществом в 1886 году в имении И. Н. Толстого в селе Богодухово Орловской губернии. Программа ее деятельности, кроме испытаний сельскохозяйственных машин, включала изучение почвы и метеорологических условий и проведение полевых опытов по удобрению и обработке почвы. Первой российской государственной МИС считается «Заполье», основанная в Лужском уезде Петербургской губернии, которая в 1895 году перешла в ведение Департамента земледелия Российской Империи.

Источник: данные опрошенных инженеров МИС, БСЭ

Испытания на МИС

Испытания, проводимые МИС, делятся на три группы: предварительные, приемочные и периодические.
Предварительные испытания — это исключительно договорные проверки, которые проводят производители, чтобы доработать свою технику до выпуска в массовое производство.
Приемочные — это испытания техники в полном объеме с агрегатированием тракторов с комплексом машин, определением качества как машины, так и ее работы, производительности, эксплуатационных показателей, расхода топлива и всех остальных показателей.
Периодические испытания проводятся уже после начала массового выпуска машин, если производитель желает получить дополнительные сведения об их работе.
Как правило, технику испытывают на выезде, чтобы все условия соответствовали производственным. К тому же это дешевле стоимости перевозки машин на МИС. Да и сами станции часто не имеют своей земли, поэтому исследуют агрегаты в хозяйствах на договорной основе.
Цены на испытания зависят от вида техники и пожеланий заказчика. Приемочное испытание трактора на месте, то есть в хозяйстве (без учета проезда специалистов и оплаты им командировочных) будет стоить заказчику порядка 150 тыс. руб. Для проведения приемочного испытания трактору нужно наработать 1000 моточасов. Только за такое время можно выяснить качество техники и определить все показатели.

Источник: Центрально-Черноземная МИС

С точки зрения дилера

Технический директор фирмы «Евроагропоставка» (эксклюзивный дистрибьютор компании Same Deutz-Fahr Deutschland GmbH на территории России и Казахстана) Денис Кулькин уверен, что нормативы по эксплуатации техники необходимы. Соблюдение нормативов, рекомендованных производителем, обеспечивает безотказную работу машин с максимальной экономией средств, затрачиваемых на их эксплуатацию (стоимость владения), и максимальной производительностью. Без нормативной документации невозможна правильная эксплуатация машин, а также усложнен процесс планирования (бюджетирования), поясняет он.
Специалист также не сомневается в необходимости МИС. По его словам, они оснащены специализированным оборудованием, позволяющим производить необходимые замеры, на этих станциях работают квалифицированные специалисты, которые адекватно оценивают показатели техники. К тому же МИС расположены в разных регионах РФ, что дает возможность правильно оценивать работоспособность и производительность агрегатов.
«Евроагропоставка» заказывает испытания техники на МИС по нескольким причинам, рассказывает Кулькин. Во-первых, компания открыла производство тракторов в РФ, а для получения сертификата ГОСТ-Р необходимо, чтобы техника прошла ряд проверок, которые проводятся только на МИС. Во-вторых, при проведении испытаний МИС получает реальные данные по производительности, тягово-мощностным характеристикам, расходу топлива на разных работах, а также сведения о работе машины с разными орудиями и т. д. Эта информация попадает во все справочники РФ по сельскохозяйственной технике, что позволяет на начальном этапе правильно подбирать агрегаты для конкретных работ, подчеркнул Кулькин.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»