Журнал «Агротехника и технологии»
Российский рынок кормозаготовительной техники переживает сегодня значительные изменения. С одной стороны, повышение таможенных пошлин на импортные кормоуборочные комбайны привело к росту цен и, как следствие, снижению спроса на эти машины, а с другой, отечественный производитель начал получать хорошую государственную поддержку, механизм приобретения российской техники упростился. В такой ситуации соотношение между показателями цены и качества большинства агрегатов сильно изменилось.
По словам Антона Горшкова, аналитика «Росагромаша», в 2008 году рынок кормозаготовительной техники, включая кормоуборочные комбайны, косилки, пресс-подборщики, оборачиватели валков и грабли-ворошилки, составил более $270 млн. При этом доля российских производителей на внутреннем рынке в рассматриваемом периоде была 30%, на импортные поставки пришлось 70%.
Осенью 2008 года ситуация начала кардинально меняться. Экономической кризис, ухудшение условий кредитования отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и резко возросшие ставки по кредитам в российских банках привели к сокращению платежеспособного спроса на кормоуборочную технику. По данным «Росагромаша», в первом полугодии 2009 года реализация кормоуборочных комбайнов на внутреннем рынке сократилась на 68% (до $55 млн) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Более того, в 2009 году произошел существенный передел рынка между отечественными и импортными компаниями. Горшков приводит данные, согласно которым в январе-июле этого года доля российских машин для кормозаготовки на внутреннем рынке выросла до 57% (на 27% по сравнению с 2008 годом).
В основном это было связано с введением в декабре 2008 года ограничений на закупки иностранных машин с использованием схем льготного государственного финансирования.
Тем не менее, уровень таможенной защиты отечественного производства по практически всем видам кормозаготовительной техники в Российской Федерации в настоящее время остается достаточно низким и составляет 5% от таможенной стоимости машины, замечает Горшков. Исключением являются действующие в настоящее время на временной основе таможенные пошлины на самоходные кормоуборочные комбайны в размере 15%, но не менее €120 за 1 кВт мощности двигателя, заключает эксперт.
«Родина» комбайнов
На российском рынке кормозаготовительной сельхозтехники представлено более 40 отечественных и зарубежных производителей. Основными поставщиками этих машин являются отечественные компании «Кировец-ЛандТехник», «Красноярский завод комбайнов», «Бежецксельмаш», «Корммаш», «Ростсельмаш», «Нефтекамский автозавод», «Амурдормаш», «Сасовкорммаш», «ТехАртКом», «Текстильмаш», «Завод Сибсельмаш-спецтехника», «Тульский комбайновый завод», а также зарубежные Kuhn (Франция), «Бобруйскагромаш» (Белоруссия), Kverneland (Норвегия), Krone (Германия), «Гомсельмаш» (Белоруссия), Claas (Германия), John Deere (США), Tonutt (Италия), Pottinger (Австрия), Wolagri (Италия). На долю этих предприятий приходится более 90% от всего рынка, говорит Горшков.
Опрошенные «АТт» специалисты сходятся во мнении, что парк импортной техники в России достаточно велик, однако большинство аграриев все же используют отечественные машины. Сергей Ефремов, заведующий лабораторией испытания сельхозмашин Владимирской МИС, рассказывает, что в хозяйствах Владимирской, Ивановской, Ярославской и Рязанской областей применяют в основном отечественную технику. Такая же ситуация наблюдается и в Тамбовской области. «Импортных агрегатов в хозяйствах Тамбовской области достаточно много, в большинстве своем она куплена около 4-5 лет назад, когда у аграриев появилась для этого первая возможность. Однако в большинстве агрокомпаний все же пользуются отечественными машинами, что вызвано в первую очередь нехваткой денежных средств», — полагает Василий Киреев, директор компании «БАМ Тамбов» (Тамбов, поставщик сельхозтехники).
Отечественного производителя в нашей стране представляет в основном «Ростсельмаш», который, по информации Горшкова, является одним из лидеров российского рынка кормоуборочной сельхозтехники — доля этой компании на рынке самоходных кормоуборочных комбайнов оценивается более чем в 30% (по данным «Ростсельмаша», — 40%). Однако Киреев утверждает, что успех этого предприятия обеспечивается преимущественно за счет государственной поддержки. «Все европейские заводы начинают сборку комбайна только после получения предварительного заказа, который предполагает внесение предоплаты от дилера или непосредственно заказчика в размере 10-30%, — поясняет глава «БАМ Тамбов». — Но «Ростсельмаш», как и многие другие российские предприятия, работает на полную мощность весь год, практически не ориентируясь на потребности рынка, вследствие чего происходит перепроизводство. В разгар сезона уборки СМИ подогревают ситуацию, описывая факт перепроизводства «в красках», и тем самым привлекают государственные структуры на помощь заводу в реализации продукции. Отсюда и вырастают «дешевые кредиты» и другие виды дотаций на отечественную технику».
В «Ростсельмаше» опровергают слова Киреева. В пресс-службе компании утверждают, что последние государственные закупки по линии «Росагролизинг» были сделаны в 2004 году, после чего компания перешла на полностью рыночные механизмы производства и реализации продукции. «Необходимость в государственной помощи, возникшая в конце 2008 года, связана именно с тем, что клиенты компании не были готовы гарантировать плановые объемы закупки техники», — объясняют в «Ростсельмаше».
Кто на чем…
Финансовый уровень российских хозяйств очень разный, поэтому далеко не все могут позволить себе покупку импортной техники. Кроме того, это не всегда имеет смысл.
По словам Ефремова, основными покупателями западных агрегатов являются крупные животноводческие хозяйства, которые не могут использовать отечественные машины из-за их низкой производительности.
На фермах хозяйств «Атаманское» и «За мир и труд» (Краснодарский край; молочное животноводство) содержится приблизительно 7 тыс. голов скота, под заготовку сена отведено 2 тыс. га и еще 2,5 тыс. га — под силос. В «Атаманском» используется комбайн Jaguar 850 фирмы Claas, а в хозяйстве «За мир и труд» - такой же Jaguar 850 и Krone Big X 650. «Оба «Ягуара» мы купили четыре года назад, тогда они заменили нам сразу шесть комбайнов: пять машин Дон-680 и один белорусский КСК-100», — вспоминает Сергей Завгородний, начальник инженерной службы сельхозпредприятий. Что же касается комбайна Krone, то он был приобретен совсем недавно в расчете на расширение производства и еще не успел себя показать, добавляет специалист.
Завгородний утверждает, что Россия и Белоруссия не могут предложить высокопроизводительных комбайнов для столь крупных хозяйств, как «Атаманское» и «За мир и труд». Но это не единственная причина отказа больших сельхозпредприятий от отечественной техники. Начальник инженерной службы объясняет, что для Кубани заготовка сенажа традиционно связана с крупными рисками, ведь она начинается 10 мая, когда устанавливаются высокие дневные температуры — от +30о до +40о. «Технология заготовки сенажа требует измельчения провяленной массы влажностью от 60% до 65%. Утром влажность сенажа может быть 75%, а через два часа снизиться на 20% и стать неподходящей, — говорит аграрий. — В такой сложной ситуации только наличие высокопроизводительных машин позволяет произвести уборку в назначенные сроки и постоянно контролировать качество сенажа».
Другим крупным хозяйством, полностью ориентированным на импортную технику, является племзавод «Воля» (Краснодарский край). «Мы выращиваем кормовые культуры на площади 2,8 тыс. га.
В настоящий момент на кормозаготовке работают комбайны Maral
E 281, E 302, E 303 (Германия), комбайн Case 6900 (Германия), силосный комбайн Jaguar 850, прицепные косилки Stoll 3200 (Германия), грабли Andex (Германия), крупногабаритный пресс Case 550 (Германия)», — перечисляет заместитель директора хозяйства по кормопроизводству Сергей Старосел. Специалист рассказывает, что переход на импортную технику был осуществлен десять лет назад и, как в «Атаманском» и «За мир и труд», из соображений ее высокой надежности и производительности. Импортными агрегатами в «Воле» очень довольны: «Case работает у нас уже восемь сезонов, и за это время не было ни одной крупной поломки!» - отмечает «немецкое качество» Старосел.
Комбайны Jaguar 850 также используются в хозяйствах «Знаменское» (Тульская область; КРС) и «Барыбино» (Московская область; КРС). В обоих хозяйствах эти машины были приобретены около пяти лет назад и до сих пор не вызывают нареканий. Ефремов из Владимирской МИС поясняет, что популярность этой техники обеспечивается двумя основными факторами. Во-первых, эти агрегаты устроены проще большинства импортных комбайнов — на них отсутствуют электронные бортовые компьютеры. Отсутствием «электроники» обуславливается второе важное преимущество «Ягуаров» - относительная дешевизна (14-16 млн руб.) при приемлемом для российских хозяйств качестве.
С Ефремовым соглашается Киреев из «БАМ Тамбов». По его словам, большинство аграриев купили такие машины 3-5 лет назад, как только у них появились деньги на импортную технику. «Тогда «Ягуары» стоили в два раза дороже отечественных комбайнов, но и производительностью превосходили их примерно вдвое», — сравнивает он.
В то же время специалисты предостерегают небогатые хозяйства от покупки дорогостоящих агрегатов, объясняя, что использование импортных машин целесообразно далеко не для каждой фермы. Высокопроизводительные немецкие комбайны требуют налаженной системы транспортировки и переработки сырья с применением качественных машин на всем протяжении технологической цепочки. Поэтому в небольших фермерских хозяйствах использование импортной техники не имеет смысла.
Примером такого предприятия может служить сельхозкооператив «Атлашевский» (Чувашская республика), в котором содержатся 450 голов скота. Управляющий хозяйством Сергей Михайлов рассказывает, что у него используется всего один кормоуборочный комбайн «Дон-680». Эта машина была приобретена три месяца назад, на выбор Михайлова во многом повлияли выставки и показательные сельхозработы, проводимые «Ростсельмашем». Агрегат хорошо показывает себя на полях хозяйства, полностью удовлетворяя его потребности. «Иногда у «Дона» ломаются ножи жатки, но наши механизаторы с легкостью устраняют эту рядовую неисправность», — говорит Михайлов.
Довольны отечественной техникой и в агрофирме «Кадви» (Калужская область; животноводство, растениеводство). «В этом году мы приобрели кормоуборочный комбайн «Дон-680» компании «Ростсельмаш», — рассказывает гендиректор предприятия Александр Волков. — Эту технику мы выбрали не случайно. В первую очередь привлекла небольшая (по сравнению с импортными агрегатами) стоимость комбайна (около 3,5 млн руб.). Да и качество работы у «Дона» неплохое». Кстати, еще одно немаловажное обстоятельство, которое заставило «Кадви» остановиться на этом агрегате, — это рекламная акция, проводимая «Ростсельмашем»: при покупке одного агрегата «Дон-680» клиент мог получить в подарок 5 тыс. л солярки. «Этого количества топлива нам хватит на целый сезон», — подсчитывает Волков.
До покупки комбайна в хозяйстве работали на технике советского производства КСК-100 («Гомсельмаш»). Со слов Волкова, эти модели не поддаются никакому сравнению, потому что «Дон» намного комфортабельней, производительней и надежнее. И отказов у него не было, радуется гендиректор.
Также агрария вполне устраивает производительность «Дона» - 350-400 т сенажной массы в сутки. «Эта машина — идеальный вариант для заготовки корма на 300 голов КРС. Однако если мы будем увеличивать свое производство до 500 голов, производительности этого комбайна будет недостаточно, — замечает специалист. — Придется покупать более мощную технику».
Запчасти и сервисные центры
Специалисты отмечают существенную проблему с поставкой запасных деталей, особенно для импортной техники.
Василий Киреев, директор компании «БАМ Тамбов» (Тамбов, поставщик сельхозтехники), утверждает, что качество сервисного обслуживания и сроки поставки запчастей не всегда зависят только от сознательности дилера. Крупнейшие западные компании-производители предъявляют к своим поставщикам ряд требований, в частности, обязуют их иметь склад, в котором должны храниться установленные производителем запасные части. Однако в этот список входят далеко не все необходимые комплектующие. Крупные узлы и агрегаты часто невозможно найти, и при серьезных поломках некоторые детали приходится доставлять из-за рубежа.
Некоторые иностранные производители организуют склады запчастей для своей техники на территории РФ без посредничества дилеров. Киреев поясняет, что перечень комплектующих на таких складах значительно расширен, что часто спасает технику от простоя.
Немец со стажем
В ситуации, когда новая импортная техника является слишком дорогой, а отечественная по каким-либо причинам не удовлетворяет потребности хозяйства, многие аграрии идут на покупку западной техники бывшего употребления. Однако, по данным «Росагромаша», доля импортных поставок бывшей в эксплуатации кормоуборочной техники в Россию крайне мала. В 2008 году из 100% (более 400 штук) ввезенных из дальнего зарубежья самоходных кормоуборочных комбайнов только 3% были б/у.
Сергей Ефремов, заведующий лабораторией испытаний сельхозмашин Владимирской МИС, рассказывает, что сам неоднократно сталкивался со случаями закупки западной подержанной техники. В частности, по его словам, три хозяйства Владимирской области недавно купили б/у технику Claas (Германия). Эксперт не видит в этом отрицательной тенденции, ведь немецкие машины остаются очень качественными и после нескольких лет службы и могут составить довольно существенную конкуренцию новым отечественным агрегатам. Он лишь отмечает проблему с ремонтом такой техники. В отличие от новых машин, при покупке б/у агрегатов договоры на их техническое обслуживание не заключаются, и аграрий вынужден искать сервисный центр самостоятельно.
С Ефремовым полностью соглашается Владимир Фрибус, заведующий лабораторией ГОСНИТИ. Эксперт также одобряет покупку б/у агрегатов, но предостерегает аграриев от использования машин, срок службы которых превышает 10 лет: эти комбайны, по его словам, скорее всего, исчерпали большую часть своих производственных мощностей.
Отечественные модели
Владимир Фрибус, заведующий лабораторией ГОСНИТИ, описывает как положительные, так и отрицательные стороны отечественной и импортной техники.
Эксперт вспоминает, что комбайны Maral E-280 и E-281, которые завозили в нашу страну еще во времена ГДР, обладали невысоким уровнем производительности. Сегодня эти агрегаты собирает совместное российско-немецкое предприятие «Кировец-ЛандТехник». Новая машина с рязанским двигателем получила название Марал-125 (E-281) и пользуется популярностью в небольших фермерских хозяйствах.
Техника «Гомсельмаш», по словам Фрибуса, никогда не отличалась качеством из-за слабости производственной линии, и новый комбайн КСК-600 «Палессе» не стал исключением: этот агрегат значительно уступает по производительности и надежности нашему «Дону».
В то же время «Дон-680» и некоторые модели Jaguar приблизительно сопоставимы по мощности, но наш комбайн уступает немецкому в надежности, сравнивает эксперт. У «Ягуара» в два раза ниже наработка на отказ второй группы сложности, чем у «Дона», утверждает Фрибус, а это значит, что серьезные поломки случаются на нем в два раза реже, чем на отечественной машине. Популярность «Дона», по его словам, определяется прежде всего его небольшой стоимостью (он в два раза дешевле сопоставимого по мощности комбайна Jaguar) и наличием разветвленной сети сервисных центров.
Более того, сервисное обслуживание техники компании «Ростсельмаш» существенно дешевле, добавляет гендиректор агрофирмы «Кадви» (Калужская область; животноводство, растениеводство) Александр Волков. Да и спектр предоставляемых услуг сервис-центрами у российского производителя шире, чем у некоторых западных компаний, считает специалист.
Техника фирмы Claas также выигрывает за счет высокой надежности и сервисного обслуживания, которое поддерживается существующим с 2005 года заводом этого производителя в Краснодарском крае, заключает Фрибус.