Журнал «Агротехника и технологии»
Объемы производства консервированных продуктов в нашей стране увеличиваются с каждым годом, утверждают специалисты. Такая же ситуация наблюдается и в
виноделии, куда в настоящее время направлены довольно мощные инвестиции. Однако аграрии до сих пор сталкиваются с существенными трудностями в приобретении
и эксплуатации сельскохозяйственной техники для возделывания таких специфических культур, как сладкая кукуруза, зеленый горошек и виноград.
Эксклюзивную технику в Россию начали поставлять в начале 2000-х годов. Ее рынок в то время был совсем небольшим, да и сегодня крупнейшие дилеры продают в нашей стране не более пяти специализированных машин в год.
Павел Репников, генеральный директор компании «Урожай» (г. Санкт-Петербург, поставщик сельхозтехники), отмечает, что за последние несколько лет объемы поставок узкоспециализированной техники уменьшились. По мнению специалиста, их теперь чаще осуществляют либо производители семян, либо поставщики оборудования по дальнейшей переработки продукции.
В России техника для работы с виноградом, горохом, сладкой кукурузой не выпускается, но специалисты не видят в этом большой проблемы. Все они сходятся во мнении, что потребность наших хозяйств в таких машинах не достигает промышленного масштаба, и налаживание подобного производства внутри страны принесет только убытки.
Многие крупные производители и дилеры сельскохозяйственной техники отказываются от работы с подобными агрегатами из-за фактического отсутствия спроса на них. Такие компании, как «Amazone
Евротехника» (г. Самара, производитель сельскохозяйственной техники) и «Немецкая аграрная группа» (г. Москва, поставщик сельхозтехники) объясняют свою политику в этом вопросе прежде всего узостью рынка.
Отсутствие редкой техники создает существенные трудности для тех немногочисленных российских хозяйств, которые занимаются выращиванием кукурузы, зеленого горошка, капусты, винограда и ягод. Специализированные агрегаты непросто купить, стоят они дорого, а качественного сервисного обслуживания крестьянам никто не гарантирует. И все же быстрое развитие ряда отраслей на юге России позволяет предположить, что вскоре эта техника найдет покупателей в нашей стране.
Сладкая кукуруза и горошек
Александр Колтаевский, директор компании «КОЛТ ЛТД» (г. Крымск, поставщик специализированной техники), рассказывает, что предприятия Краснодарского края за последнее десятилетие совершили довольно мощный скачок в производстве консервированной продукции, в частности, зеленого горошка и сладкой кукурузы. По его словам, в настоящее время эта отрасль развивается очень активно. «Еще в 2000 году консервированный горошек в основном поставлялся из-за рубежа, а сейчас на прилавках магазинов достойное место занимает отечественная продукция», — доволен Колтаевский. Специалист добавляет, что хороший толчок развитию отрасли дают консервные заводы импортных фирм, таких как Bonduelle и Cecab, которые организовали в России производство собственного сырья, а также нанимают российских фермеров для работы по своей технологии.
Также довольно серьезными потребителями горошка являются заводы по быстрой заморозке. Колтаевский приводит в пример московский хладокомбинат «Западный» (торговая марка «4 сезона»), сырьевая база которого находится как раз в Краснодарском крае.
Выращивание горошка и кукурузы связано с применением довольно непростой технологии, которую нельзя нарушать. «Самая большая проблема с горохом — уборка, ее надо произвести очень быстро, ведь при высоких температурах в горошке происходит быстрый переход сахаров в крахмалы, он теряет качество и из высшего сорта может превратиться во второй за один день», — объясняет Колтаевский.
Ситуация с кукурузой еще сложнее. «Уборка кукурузы в Краснодарском крае осуществляется ориентировочно с 15 июля по 15 октября, на строго определенных площадях, например, по 18 га кукурузы в день. Именно такие площади засевают ежедневно весной и в начале лета», — приводит пример Колтаевский.
По его словам, уборка кукурузы и горошка идет круглосуточно, требует больших затрат и связана со значительными рисками. Поэтому ее невозможно производить без стопроцентной уверенности в технике.
По мнению директора «КОЛТ ЛТД», основной производитель комбайнов для уборки кукурузы в початках — фирма ОХВО (США). Среди техники для уборки зеленого горошка мировым лидером является компания Ploeger (Голландия), которая производит ежегодно до 60 машин, из которых 5-9 поставляется в Россию.
Однако Дамьен Кошелин, директор предприятия «Кубанские консервы» (Краснодарский край, агропромышленное подразделение компании Cecab), считает французскую компанию Bourgoin довольно мощным конкурентом фирмы Ploeger как на мировом, так и на российском рынке. Кошелин рассказывает, что в его хозяйстве на уборке успешно работают комбайны именно этого производителя. «Машины были выпущены в 1992 году и первое время эксплуатировались на «родине», а в 2007-м были привезены в Россию», — уточняет специалист. Для посадки Кошелин использует сеялки точного высева фирмы Lemken (Германия). Компания не пользовалась услугами российских дилеров, осуществив поставку техники самостоятельно. «Основная трудность при покупке сельхозтехники связана со сложным экономическим положением в России. Если еще год назад получить кредиты на импортную технику было вполне реально, то в 2009 году «Россельхозбанк» и «Росагролизинг» деньги взаймы давать не торопятся», — считает Колтаевский. Единственный положительный момент сегодняшней ситуации состоит в том, что на специализированную технику не были повышены ввозные пошлины, поэтому ее цена по сравнению с докризисными показателями выросла на уровень падения рубля. «Горохоуборочный комбайн в России стоит около €540-560 тыс., но срок окупаемости у этих машин довольно хороший (7-8 лет). Однако если консервные заводы готовы покупать машины (и деньги у них есть, и кредитуют их более охотно), то фермерам гораздо сложнее», — поясняет глава компании «КОЛТ ЛТД».
Также большой трудностью для аграриев является осуществление сервисного обслуживания эксклюзивной техники, ведь в России отсутствуют представительства крупнейших европейских фирм, производящих такие машины. «Для настройки и регулировки своих агрегатов нам пришлось вызывать внутреннего специалиста компании Cecab из Франции. Поэтому недавно мы отправили туда двух человек — нашего механика и комбайнера — на обучение», — делится опытом Кошелин.
С запчастями проблем меньше. Чтобы получить их ко времени уборки, нужно своевременно озаботиться диагностикой техники и составлением заказа на необходимые комплектующие. «На российских складах таких эксклюзивных запчастей, конечно, нет, но аграрии об этом осведомлены и делают запросы заранее», — утверждает Репников из «Урожая».
Виноград
Производство винограда тоже сосредоточено в Краснодарском крае. «Места под Анапой, Крымском и Новороссийском климатически, по рельефу местности и даже составу почвы очень похожи на французскую провинцию Бордо, поэтому они традиционно привлекают инвесторов. Совсем недавно наметилась новая тенденция: российские инвесторы стали нанимать европейских технологов с целью организации производства качественного вина», — рассказывает Колтаевский. Специалист утверждает, что в настоящий момент новые виноградники закладываются также и в Кабардино-Балкарии, Дагестане, Ставропольском крае и Ростовской области. Рынок производства винограда растет, и площади виноградников увеличиваются каждый год.
По словам Колтаевского, в Европе процесс выращивания винограда механизирован на 80%. Технику там не применяют только в особо тяжелых горных условиях и на элитных виноградниках, где ручной сбор предписан технологией. «Современные комбайны способны обеспечить грамотную уборку, а значит, из винограда, собранного машинами, можно производить если не элитное, то по крайней мере классное вино», — утверждает специалист.
Среди крупнейших европейских поставщиков техники для работы на виноградниках Колтаевский называет компании New Holland (Италия), Clemens (Германия), Erо-Binger (Германия), Berthoud (Франция).
Однако уровень экономического развития региона крайне неоднороден, замечает он. Далеко не все хозяйства могут позволить себе дорогостоящую европейскую технику, да и не на всех полях ее применение будет эффективно. Специалисты объясняют, что использование виноградоуборочного комбайна связано с некоторыми проблемами в организации площадей: во-первых, необходима специфическая планировка поля, во-вторых, эксплуатация такого агрегата возможна не на любой ярусности.
Василий Перекотий, начальник Россельхозцентра (г. Анапа), рассказывает, что для уборки винограда комбайном необходима установка особой шпалеры, а сам он должен обладать более высоким дорожным просветом и рядом других специфических характеристик. Перекотий вспоминает, как сталкивался с негативным опытом использования виноградоуборочных комбайнов. В частности, первые советские агрегаты, по его словам, производились в Молдавии и работали крайне неэффективно, они очень сильно травмировали куст. «К тому же при машинной уборке виноград быстро окисляется, из-за чего его надо сразу же отправлять на переработку, а об этом удается договориться не со всеми винзаводами», — объясняет эксперт.
Интересно, что противниками виноградоуборочной техники являются и некоторые аграрии. «Мы уже около трех лет работаем по французской технологии, согласно которой организовали узкорядные виноградники, — рассказывает инженер по эксплуатации компании «Аврора» (Краснодарский край, выращивание винограда) Артавазд Асатурян. Эта технология предполагает применение специализированной техники, но на комбайнах в хозяйстве принципиально не работают. «Они себя не оправдывают, к тому же издеваются над виноградным кустом. Поэтому сейчас мы используем для уборки только ручной труд», — объясняет аграрий.
Единственный опыт Асатуряна по работе с подобными агрегатами заключался в использовании им виноградоуборочных комбайнов молдавского производства в 1985 году. Эти агрегаты, по его словам, работали очень некачественно. Тем не менее, вопрос о покупке новой уборочной машины в хозяйстве «Аврора» не стоит. «Недавно я разговаривал с представителем компании New Holland, он описал современную технику и уровень технологии уборки винограда, но мы пока не можем позволить себе такой комбайн. С одной стороны, эти агрегаты очень дорогие, а с другой, никто не может гарантировать нам качественного и своевременного сервисного обслуживания», — приводит доводы аграрий.
В подтверждение своей точки зрения Асатурян рассказывает о тракторе этой же фирмы, который уже давно используется в хозяйстве. «Его ремонт для нас традиционно связан с большими сложностями, найти специалистов по обслуживанию таких агрегатов в Краснодарском крае иногда просто невозможно», — огорчен специалист.
А в хозяйстве «Большевик» (Ставропольский край, выращивание винограда), где на специализированную технику не хватает средств, напротив, технологических преград для ее использования не видят.
Эта проблемная ягода
Механизированная уборка ягод — процесс довольно сложный. Большинство выращивающих их хозяйств принципиально отказывается от применения комбайнов.
В «Совхозе имени Ленина» (Москов-ская область), где выращивают мягкие сорта ягод, убеждены, что для их уборки без повреждений невозможно использовать ничего, кроме ручного труда. По мнению главного инженера хозяйства Бориса Евдокимова, сегодня на рынке нет ни одного достойного агрегата, способного осуществлять подобные операции.
Такого же мнения придерживаются и в компании «Сад-Гигант» (г. Славянск-на-Кубани, выращивание ягод, фруктов, зелени). Главный инженер хозяйства Александр Рыжов рассказывает, что для уборки ягод и плодов в его хозяйстве с целью получения наивысшего товарного вида продукции и дальнейшей успешной реализации ее на рынке, используется только ручной труд, а техника предназначена лишь для того, чтобы облегчить этот процесс и повысить производительность каждого сборщика. В частности, при уборке черешни применяются специализированные самоходные площадки итальянской фирмы N. Blosi, которые были куплены два года назад. Они поднимают и опускают сборщиков ягоды, но съем все равно осуществляется вручную.
Такая сложная ситуация на рынке заставляет даже крупных дилеров отказываться от торговли техникой для производства ягод. Павел Репников, генеральный директор компании «Урожай» (г. Санкт-Петербург, поставщик сельхоз-техники), рассказывает, что последний комбайн для ягод его компанией был поставлен в Россию четыре года назад, и больше заказов на такие машины не поступало.
Сложные овощи
Алексей Липп, генеральный директор агрофирмы «Ильинка» (Челябинская область, производство картофеля, овощей), поделился с «АТт» опытом по выращиванию овощей.
По его словам, для выращивания репчатого лука и капусты хозяйство применяет в основном иностранную технику, хотя отечественные агрегаты в компании тоже имеются. Например, для посадки капусты используется капустопосадочная машина, которая была произведена еще в СССР, уборка же этой культуры осуществляем вручную. Дело в том, что объем производства капусты в хозяйстве небольшой и потребности в покупке специализированной техники для ее уборки пока нет, поясняет специалист.
Для посадки лука в «Ильинке» используется сеялка точного высева Stanhay (Англия). Комбайна же для его уборки в хозяйстве пока нет. Однако в будущем планируется покупка двух немецких агрегатов Dewulf, которые будут оснащены насадками для сбора не только лука, но и свеклы.
Как и большинство аграриев, Липп столкнулся с трудностями при получении кредитов на импортную технику. Это переживается особенно болезненно, так как отечественных аналогов подобной техники фактически не существует, сетует он. В частности, в России не выпускаются сеялки точного высева, которые необходимо использовать для посева овощей, а картофелеуборочные комбайны, производимые на Рязанском комбайновом заводе, не сравнимы по своим характеристикам с импортными агрегатами, считает специалист. По словам главы компании, такой комбайн убирает за сезон всего лишь 20−30 га, в то время как импортный способен убрать 120 га.