Журнал «Агротехника и технологии»
Износ и старение сельскохозяйственных машин — это естественный процесс. Его нельзя избежать, но можно минимизировать. Благодаря бережному использованию, соблюдению норм хранения и квалифицированному ремонту.
Большинство российских хозяйств в силу финансовых трудностей не в состоянии обновить весь парк техники. «Если в крупных агрохолдингах, как правило, стараются избавиться от старых агрегатов, то в малых хозяйствах, наоборот, можно встретить 30-летние «Нивы». И за ними заботливо ухаживают, потому что эти машины кормят своих владельцев», — говорит пресс-секретарь «Союза производителей сельхозтехники и оборудования для АПК «Союзагромаш» Максим Шорохов.
Сельскохозяйственный микс
Сегодня у аграриев можно видеть смешанный парк техники, состоящий как из отечественных, так и зарубежных машин. Характерным примером технического оснащения среднестатистического российского хозяйства служит предприятие «Извеково» (Смоленская область, производство семян многолетних трав). Сеялки здесь российского производства, трактора белорусские, а вот кормоуборочная техника, плуги и разбрасыватель минеральных удобрений — импортные. «Технику для тех или иных целей мы выбираем, ориентируясь на соотношение цены и качества и не забывая при этом про такую важную характеристику, как износо-устойчивость. Например, на сеялку большой нагрузки нет, поэтому ее можно приобрести у отечественного производителя, а вот для плуга необходим высококачественный металл, максимально износостойкий, поэтому плуги мы закупаем импортные», — делится опытом коммерческий директор «Извеково» Сергей Кляцов.
Схожими принципами руководствуется и главный инженер аграрной компании «Русагро-Инвест» (Белгородская область, растениеводство, производство масла и сахара) Юрий Тарасов. «Из тракторов российского производства мы используем современные К 744 Р1 и К 744 Р2 (Санкт-Петербург), которые в нашем хозяйстве соседствуют с 15-летними «дедушками» К 701, а также не новыми моделями ХТЗ 161 и ХТЗ 163. А из импортной техники у нас в основном трактора фирмы John Deere 9420 и 8420», — перечисляет специалист. Главный критерий, по которому в компании выбираются сельхозмашины, — надежность. Однако, по мнению Тарасова, этим качеством в большей степени обладают иностранные агрегаты. Поэтому на протяжении последних лет «Русагро-Инвест» постепенно меняет отечественную технику на импортную. «Конечно, сразу перевести все хозяйство только на импортные модели невозможно, — говорит главный инженер. — Но со временем мы сделаем это».
А вот в агрофирме «КРиММ» (Тюменская область, растениеводство) полностью переходить на зарубежную технику не собираются. «У нас 30% отечественных машин и 70% импортных, — рассказывает директор хозяйства Геннадий Рязанов. — Иностранные, конечно, более долговечные и удобные в работе, но, к сожалению, мы столкнулись с большой проблемой поиска запчастей для них. Вопрос обслуживания импортных моделей стоит перед нами настолько остро, что там, где есть возможность продолжать использовать технику российского производства, мы на зарубежные машины не переходим. В конце концов, работать на отечественных агрегатах оказывается более выгодно хотя бы потому, что при неисправности того или иного узла нет банального простоя: в абсолютном большинстве случаев поломки на наших машинах мы можем устранить силами собственных мастерских».
Все познается в сравнении
В ситуации неоднородности технического парка наши фермеры имеют уникальную возможность сравнить результаты труда, полученные от работы на машинах российского и иностранного производителя.
Одна из главных претензий аграриев к отечественной технике — «недоведенность до ума» и неподготовленность к работе «с ходу». Характерный пример приводит Кляцов: «Недавно мы покупали новые белорусские тракторы «Беларусь 82». Все вроде нормально, но термостат плохо справлялся со своими задачами, поэтому его сразу пришлось менять. Он стоит недорого, и заменить несложно, но вот сама ситуация, когда приходится дорабатывать только что купленную технику, довольно неприятная».
В том, что по долговечности зарубежные агрегаты выигрывают у российских, не сомневается и Тарасов. «Возьмем тракторы John Deere 9420, — приводит пример специалист. — Мы используем их уже шесть лет, с 2003 года, однако никаких серьезных поломок не было. А если говорить об отечественном производителе, то, скажем, питерские тракторы К 744 нормально работают только один год, а потом начинают барахлить. Больших неисправимых поломок нет, но возникают проблемы с коробками передач, с ремнями. Еще один важный момент — удобство. В импортной технике в этом смысле все гораздо лучше устроено: высокий уровень комфорта, хорошая звукоизоляция».
В то же время то, насколько быстро машина выйдет из строя, во многом зависит от человеческого фактора, то есть от уровня подготовки механизаторов, добавляет Тарасов. Ведь какой бы качественной ни была техника, она требует ухода, который в том числе подразумевает грамотное хранение.
Ставим на зимовку
Особенность использования сельхозмашин состоит в их кратковременном применении и длительном нерабочем периоде. Большинство агрегатов выходит на поля лишь раз в году. В течение же остального времени они, как правило, находятся на хранении. Однако нельзя забывать, что и в нерабочий период техника продолжает разрушаться от эрозии и перепадов температур.
Менеджер по продажам компании «Урожай» Вячеслав Засухин (Санкт-Петербург, поставка техники, консалтинг) рекомендует хранить технику только в специально приспособленном для этого сухом помещении. «Если оставить машины на улице, неизбежно возникновение ржавчины, из-за которой может заклинить механизмы», — предупреждает специалист. По его словам, перед длительным хранением нужно обязательно вымыть, почистить и тщательно смазать рабочие органы механизмов, чтобы предотвратить коррозию. Также необходимо ослабить ремни и цепи, снять давление в шинах и вывесить колеса, предварительно побелив их. И еще важно провести специальные мероприятия по подготовке к хранению двигателя машины, напоминает Засухин: тщательно загерметизировать выхлопную трубу, чтобы влага не попадала в цилиндро-поршневую группу, и закрыть воздушный фильтр.
Продукт-менеджер компании Claas (Москва, производство сельскохозяйственной техники) Игорь Куприненко обращает внимание на еще один специфический момент, который необходимо учитывать, ставя сельхозтехнику «на зиму». «Один из главных врагов машин — это грызуны. Например, такая ситуация: комбайн пришел с полевой работы, и его, не вычистив, ставят на хранение. Так вот, если в каких-то укромных местах у него осталось зерно, то в машине заведутся мыши и перегрызут проводку, а это приведет к выходу из строя самых дорогостоящих компонентов современной сельскохозяйственной техники», — восклицает Куприненко.
Мероприятия по подготовке к зимовке — не пустая трата времени, продолжает Засухин, ведь при неправильном хранении техники срок ее службы может уменьшиться на 50%. Но, к сожалению, не все аграрии помнят об этом. «Около 80% хозяйств хранят машины не по
ГОСТу 7751-85, — утверждает специалист. — Я не хочу сказать, что наши фермеры — это злостные нарушители правил хранения и эксплуатации сельхозтехники. Наоборот, они заинтересованы в максимальном сроке службы своих комбайнов, сеялок
С Засухиным спорит Куприненко. Абсолютное большинство хозяйств, работающих с высокотехнологичной дорогостоящей сельхозтехникой стараются соблюдать правила хранения, уверен он. Но дело в том, что они не всегда совпадают с ГОСТом. «Как известно, по государственному стандарту машина при хранении должна находиться в подвешенном состоянии, чтобы снизить давление на покрышки. Но, насколько я знаю, это условие часто не выполняется просто потому, что в последнее время производители шин дошли до такого высокого уровня производства, что покрышкам не страшны и 15 лет хранения в неподвешенном состоянии», — рассказывает специалист.
И все же техника стоит дорого, поэтому хороший уход за ней просто-напросто экономит деньги. Большинство фермеров это понимают: в последнее время люди гораздо серьезнее стали относиться к таким вещам, заключает Куприненко.
Ремонт: сами с усами?
Еще одной головной болью для многих аграриев является ремонт. Большинство крестьян в целях экономии средств чинят технику в собственных мастерских. Но если вышли из строя сложные механизмы, особенно в импортных машинах, то фермеры обращаются в сервисные центры, где помимо ремонта получают гарантию на починенную машину. «Расчеты здесь простые: стоимость работы сервисного механика составляет 980 руб./час, а нашего — в несколько раз меньше, — поясняет Тарасов. — Конечно, определенный риск при самостоятельном ремонте есть, но если действовать с умом, то больших проблем можно избежать. В каждой конкретной ситуации мы решаем отдельно — зря не рискуем, но там, где можем справится сами, предпочитаем экономить на сервисной службе».
Куприненко отмечает, что у некоторых хозяйств, например, у подмосковного «Барыбино», есть своя собственная ремонтная служба такого высокого уровня оснащенности, что ей могут позавидовать многие фирменные сервисные центры. «Так что порой бывает сложно сказать, что лучше для агрария: обратиться «на сторону» или попробовать починить технику в собственных мастерских, — рассуждает он. — О стандартном регулярном обслуживании я и не говорю: замену масел, подгон деталей, сварочные работы — со всем этим фермеры прекрасно справляются сами».
Вячеслав Засухин также указывает на то, что одна из главных причин самостоятельного ремонта, к которому вынуждены прибегать крестьяне, — отсутствие в непосредственной близости от хозяйств сервисных центров. «Отдавать технику на долгий срок и на далекие расстояния, терпя из-за ее простоя убытки, невыгодно. Поэтому фермеры предпочитают в подобных случаях обходиться собственными силами», — поясняет специалист.
На эту же проблему обращает внимание и Рязанов из агрофирмы «КРиММ»: «Периодически ломается любая техника, как импортная, так и отечественная, но когда из строя выходит, к примеру, зарубежный комбайн — это целая проблема. Первое, с чем мы столкнулись, начав 10 лет назад использовать иностранные машины, — это отсутствие рядом хорошего сервиса по их обслуживанию. Из-за этого мы вынуждены мириться с длительным простоем техники. Если у нас сломается трактор, он может не работать 4-6 месяцев. Нам приходится обзванивать все ближайшие сервисные центры в поисках нужных деталей для машин Landini или John Deere. И понятно, что, когда к нам в Тюмень из Казани специальной машиной привозят необходимые запчасти, цена их оказывается высокой. Но другого варианта у нас нет. Если не можем найти детали поблизости, заказываем напрямую из Германии, но тогда уже возникают проблемы с таможней — очень много времени тратится на прохождение госконтроля».
Фермеры с сожалением отмечают и тенденцию быстрого роста цен на запчасти, узлы и комплектующие к сельхозтехнике: «Только за последние полгода стоимость импортных запчастей поднялась на 30-40%, цены на отечественные комплектующие подорожали примерно на 20%. Естественно, все эти повышения связаны с ростом курса доллара и евро и падением рубля», — констатирует Тарасов. Но рост цен, к сожалению, мало связан с повышением качества производства, замечает он. «На мой взгляд, за последние 2-3 года качество продукта у всех импортных производителей техники стало ниже. Даже немецкие и итальянские машины стали ломаться быстрее. Раньше у нас по пять лет комбайны работали без проблем, а сейчас некоторые единицы и после трех лет службы уже требуют капитального ремонта», — сокрушается Рязанов. Он также отмечает проблему старых деталей, с которыми приходится сталкиваться его компании. «Особенно часто их предлагают к отечественной технике. Пять лет назад был, можно сказать, вопиющий случай, когда мы взяли через «Росагролизинг» тракторы Кировец 744, которые шли как новые, а оказались со старыми деталями (в частности, старой полуосью заднего моста). И, увы, это не дела давно минувших дней — в конце 2008 года мы закупили еще два Кировца 744, но через два месяца работы они сломались — вышли из строя идентичные важные узлы. Конечно, компания-поставщик нам все заменила, но неприятный осадок все же остался».
Таким образом, износ сельскохозяйственной техники является для современных аграриев серьезной проблемой, утверждают специалисты. Но в условиях кризиса строительство новых сервисных центров и расширение рынка запчастей выглядит, как отдаленная перспектива. А потому каждое хозяйство ищет свой путь решения этой проблемы.