Журнал «Агротехника и технологии»
Рынок сельскохозяйственной техники в настоящее время очень разнообразен, ассортимент импортных и отечественных машин постоянно увеличивается, в производстве применяются новые технологии. По оценкам экспертов, установка дополнительного оборудования может повысить стоимость агрегата на 30%. При выборе техники в этой ситуации очень важно ориентироваться на реальные потребности хозяйства, чтобы в погоне за новизной не забыть об эффективности и экономической целесообразности ее использования.
Основные тенденции развития современной сельскохозяйственной техники все опрошенные «АТт» эксперты описывают примерно в одном ключе. Заведующий лабораторией испытания сельхозмашин Владимирской зональной МИС Сергей Ефремов к таким направлениям в первую очередь относит улучшение условий работы механизатора. «Механизатор находится в процессе сельскохозяйственной работы дольше всех, испытывает большие нагрузки. Чтобы их уменьшить, повышается комфортабельность техники, уровень обзора, обеспечивается микроклимат, регулируются сиденья, механизмы управления располагаются удобнее», — перечисляет эксперт.
Другими важными тенденциями Ефремов называет повышение удобства контроля за технологическим процессом, уменьшение расхода топлива и защиту верхнего почвенного слоя от взаимодействия с агрегатами. Например, новые тракторы отличаются от своих предшественников удобством обслуживания и сокращением времени подготовки к выполнению сельскохозяйственных работ, повышается надежность техники, добавляет он.
Более подробно о новых технологиях, применяемых на сельхозтехнике, рассказывает Дмитрий Иноземцев, управляющий товарной группой комбайнового завода «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону, производство сельскохозяйственной техники). По его словам, новые комбайны верхнего класса производительности отличает возросшая до 400-500 л.с. мощность двигателя и ширина захвата жатки. Также совершенствуются детали сепарирующих органов, расширяется использование информационных систем, происходит дальнейшее усовершенствование узлов и деталей жаток.
В управлении комбайном за последние годы тоже произошли значительные изменения. «Современные агрегаты оборудуются вспомогательными электронными приборами, бортовыми компьютерами. Они регистрируют все машинные данные, а также обеспечивают оптимизацию времени эксплуатации и автоматический анализ рабочего времени», — рассказывает Иноземцев.
Комбайны становятся не только более производительными в поле, но и более быстрыми на дороге. Максимальная скорость — 30 км/ч — уже стала стандартом. Совершенствуется и ходовая часть: либо увеличивается диаметр колес для того, чтобы при допустимом давлении на почву ширина машины не превышала габаритных размеров, требуемых для движения по дорогам общего пользования, либо вместо передних колес устанавливаются гусеницы.
Также одной из первостепенных задач производителей оборудования является расширение ассортимента производимой техники. Поставщики сельскохозяйственных машин стараются создать агрегаты различной специализации и стоимости. Сергей Харитонов, бизнес-менеджер по сельскохозяйственным машинам по России и СНГ компании JCB (Великобритания, производство сельскохозяйственной техники), рассказывает, что старая модель мощного трактора 8250 имела бесступенчатую коробку передач, новая же, 7000-ая модель, оснащена 24-скоростной полуавтоматической коробкой. «По характеристикам в своем классе новая модель ничуть не уступает 8250, но за счет полуавтоматической коробки передач она стоит дешевле. Компания решила сделать эту машину из соображений расширения ассортимента выпускаемой продукции», — поясняет Харитонов.
Проблемы с новым оборудованием
Ведущие отечественные и западные производители сельскохозяйственной техники тратят огромные средства на разработку, патентование и запуск в серийное производство нового оборудования. Сложность для аграриев состоит в том, как оценить необходимость покупки высокопроизводительного комбайна или трактора. В этом вопросе специалисты отмечают несколько проблем.
Во-первых, сам уровень культуры земледелия в хозяйстве. Объемы производства могут оказаться недостаточными для эффективного использования высокопроизводительной техники. «При покупке комбайна также следует ориентироваться на достигнутый уровень урожайности зерновых культур, — объясняет главный инженер Поволжской зональной МИС Александр Медведев. — Высокопроизводительный комбайн с пропускной способностью 12-15 кг/сек. не найдет адекватного применения на полях с урожайностью 10-15 ц/га и никогда себя не окупит. Для таких полей вполне достаточно комбайна «Енисей». С урожайностью полей в 25-30 ц/га справляется комбайн «Дон», а для урожайности 35-45 ц/га и более, разумеется, необходимо приобрести высокопроизводительные импортные машины, в таких условиях они вполне способны себя окупить». Медведев также добавляет, что в хозяйствах с небольшими размерами полей нет никакого смысла использовать широкозахватное оборудование, так как все его преимущество «съедят» повороты и переезды.
Определенные трудности могут возникнуть и при использовании на одних и тех же работах высокопроизводительной западной техники нового образца и старых отечественных агрегатов. По словам эксперта, проблемы возникают главным образом при попытке собрать агрегат из импортных и отечественных элементов. «Например, импортный посевной комплекс имеет пневматический высев с приводом от гидросистемы трактора. В процессе эксплуатации с отечественным трактором выяснилось, что эти системы между собой не согласуются, в результате масло в гидросистеме трактора нагревается до критической температуры и дальнейшее его использование невозможно. Всех подобных неурядиц можно избежать, если будут приобретаться импортные машины, прошедшие испытания на государственных машино-испытательных станциях МСХ РФ», — уверен Медведев. «Необходимо также обратить внимание на общую технологическую линию, — добавляет Ефремов. — Например, если высокопроизводительные кормоуборочные комбайны могут обеспечить сменную производительность до 1,5 тыс. т силосной массы, но дальнейшая транспортировка и укладка в траншею такого количества сырья по техническим причинам не может быть осуществлена. Это ставит крест на эффективности дорогостоящей техники, ее применение бессмысленно, машины простаивают, а хозяйство терпит убыток».
Для решения подобной проблемы в хозяйстве «Барыбино» (Московская область, КРС) постепенно обновили весь парк машин, перейдя с отечественных агрегатов на импортные. Главный инженер Сергей Шатковский рассказывает, что несколько лет назад хозяйство начало использовать технику Claas (Германия). «Тогда она показалась нам наиболее эффективной и производительной, постепенно мы заменили практически весь парк отечественных машин импортными агрегатами разных производителей, однако в качестве автотранспорта у нас все еще используются отечественные, которые отлично подходят для этого», — делится опытом аграрий.
Спутник и компьютер
Технология использования GPS навигаторов при обработке полей уже давно не является новинкой. Она появилась несколько лет назад и первоначально применялась на западной технике, однако новые комбайны «Ростсельмаш» ACROS 530 и RSM-181 также оснащены оборудованием, позволяющим осуществлять вождение по сигналу GPS.
С одной стороны, система автоматизации вождения комбайна на базе GPS обеспечивает многие преимущества: сохранение точности вождения даже при плохих погодных условиях, увеличение рабочих скоростей и улучшение работы механизатора. Специалисты отмечают, что основным экономическим преимуществом этих систем является снижение затрат за счет полного использования ширины захвата жатки, повышения производительности уборки и уменьшения расхода топлива.
Но такие системы стоят недешево, а их эффективность в небольших фермерских хозяйствах не доказана. Ефремов из Владимирской зональной МИС отмечает неэффективность использования подобного оборудования на агрегатах с шириной захвата менее 9 м. С ним соглашается и Шатковский из «Барыбино». Аграрий рассказывает, что в их хозяйстве подобная технология пока не нашла результативного применения. Иначе смотрит на GPS навигаторы Алексей Деблик, управляющий машинотехнической станцией «Урал Агро» (Башкортостан, зерно, молочный КРС). По его мнению, эти устройства найдут применение даже в небольших фермерских хозяйствах. «Все зависит от хозяина и требований, которые он к себе предъявляет. Если он использует широкозахватные опрыскиватели и проводит обработку почвы ночью, то без использования этой технологии обойтись невозможно», — объясняет специалист. Медведев из Поволжской МИС также считает эту технологию весьма эффективной: «В нашей местности днем дуют ветра, и опрыскивать удобнее по ночам. В этом случае GPS навигаторы спасают — водитель может работать и днем, и ночью».
Сегодня технология полностью компьютеризированного управления сельскохозяйственной техникой только появляется в России, но она уже успела себя положительно зарекомендовать. Ефремов рассказывает, как работал с полностью компьютеризированными комбайнами фирмы Claas. «Они нам очень понравились, новое оборудование позволяет механизатору настроить машину на необходимую урожайность и характеристику хлебостоя, не выходя из кабины. Теперь уже не нужно мучиться с гайками, болтами, настройкой скорости и оборотов — достаточно всего лишь установить необходимые параметры в компьютере», — делится впечатлениями
Ефремов.
Эксперт также отмечает, что проблем с освоением нового оборудования у подготовленного механизатора не возникает. «Новые условия работы заставляют переоценить роль механизатора в обслуживании техники. Если раньше считалось, что он обязан уметь проводить ремонт оборудования, знать устройство комбайна, то сейчас комбайнер должен всего лишь уметь грамотно эксплуатировать технику. А для ее обслуживания создаются отдельные бригады. Это очень удобно, так как все усилия механизатора сосредоточены только на одном», — подытоживает
Ефремов.
Подобные технологии сегодня применяются практически на всех образцах зарубежной техники. Но использование такого оборудования создает сразу две проблемы. Во-первых, цена машины повышается, по разным оценкам, на 15-30%. Во-вторых, его надо как-то обслуживать. «Реализуя технику, иностранные фирмы, конечно, подписывают договор о гарантийном ремонте и эксплуатации, в который входит сервисное обслуживание техники и предоставление запчастей. Но эти сервисные центры развиваются с большим трудом», — объясняет Ефремов.
Уровнем обслуживания, предоставляемого западными производителями, довольны далеко не все аграрии. «Сервисы распространены широко, однако бывают случаи, когда нужную деталь приходится ждать неделями, что, конечно, связано с большими экономическими потерями», — описывает ситуацию Шатковский. Поддержка отечественной продукции развита еще слабее. По словам Алексея Деблика из «Урал Агро», одной из причин перехода их хозяйства на импортную технику был именно высокий уровень обслуживания, который обеспечивают иностранцы. «Мы полгода искали полуоси для отечественного трактора ХТЗ 150 09, партию которых наконец-то недавно закупили. А ведь это весьма распространенная запчасть», — делится печальным опытом аграрий.
Конечно, следует отметить также небольшие трудности, которые испытывает механизатор при переходе на новое оборудование. Деблик утверждает, что эффективность новой техники во многом зависит от подхода к ее использованию. «Если уделять новому оборудованию должное внимание, заставить механизаторов его изучить, несколько переделать саму систему ведения работы, то можно добиться высокого уровня эффективности и окупаемости, и тогда вложение денег в новую технику не будет напрасным».
Тракторный рынок
Николай Щельцын, директор НАТИ по научной работе, так описывает рынок тракторов в России. Часть техники поступает на российский рынок с отечественных заводов. Все эти предприятия создавались еще в Советском Союзе и принципиально не изменили линейку производимых тракторов. На Владимирском тракторном заводе производятся относительно небольшие колесные тракторы, на Волгоградском заводе — гусеничные тракторы средней мощности. Алтайский завод выпускает гусеничные машины средней мощности, а мощные агрегаты попадают на рынок с конвейера Петербургского тракторного завода. Модернизация всей этой техники идет очень медленно, а совершенствуются в первую очередь двигатели.
Эксперт отмечает, что очень большое место на нашем рынке (около 60%) занимают Минские и Харьковские машины. Это связано с тем, что по специализации, которая была принята еще в СССР, в Минске были поставлены на производство колесные тракторы относительно небольшой мощности, наиболее востребованные на рынке, объясняет Щельцин. Вот почему высокомощная колесная техника, производство которой принципиально не велось в СССР, до сих пор поставляется с дальнего зарубежья, в основном из Германии и США. В общей сложности такие поставки составляют порядка 15-16% рынка. В России сегодня тоже ведутся конструкторские работы по созданию отечественного трактора такого типа, в частности этой проблемой занимается концерн «Тракторные заводы», но пока их разработки довольно далеки от введения в серийное производство.
Биодизельное топливо
В последнее время распространилось множество сообщений о разработке и патентовании двигателей, способных работать на биодизельном топливе или рапсовом масле, в частности подобные работы ведутся специалистами компаний JCB, Claas, Same Deutzfahr и др. По словам экспертов, подобные технологии находятся только в проектной стадии и еще весьма далеки от выхода в серийное производство.
Александр Медведев, главный инженер Поволжской зональной МИС, утверждает, что, хотя рапс и является возобновляемым ресурсом, в настоящее время его применение нецелесообразно. Эксперт объясняет, что перевод тракторной энергетики на биотопливо требует соответствующей доработки двигателя внутреннего сгорания, на что их производители пока не идут. Все доработки, как правило, носят экспериментальный характер и реализуются на двигателях, которые уже находятся в эксплуатации. Таким образом, работы по переводу сельскохозяйственной техники на биотопливо находятся в состоянии научного поиска и разработки опытных образцов, требующих для своей конструктивной доработки натурных испытаний и апробации в условиях их реальной эксплуатации.
Преимущества импортной техники
В настоящее время в России существует довольно устойчивая тенденция обновления парка сельскохозяйственной техники за счет продукции западной Европы, США и Канады. Представители аграрного бизнеса в появлении такой тенденции видят разные причины.
Николай Колиниченко, заместитель директора хозяйства «Колыванское» (Алтайский край, зерно, молочный КРС, свекла), рассказывает, что переход с оте-
чественной техники на зарубежную в их компании был предпринят в прошлом году, когда был куплен свекло-уборочный комбайн фирмы WIC (США), 9-метровые жатки MacDon (Канада) и тракторы John Deere (США). По словам агрария, это решение было продиктовано «безвыходностью», ведь свеклоуборочной техники в России не выпускается вовсе. К покупке техники в хозяйстве подошли очень ответственно: в течение трех месяцев занимались подбором машины, пытались разобраться во всех ее характеристиках, так как у свеклоуборочного комбайна узкая специализация и его нельзя применять больше ни для какой работы. В итоге в «Колыванском» остались довольны покупкой и надеются продолжить сотрудничество с иностранными компаниями.
Алексей Деблик, управляющий машинотехнической станцией «Урал Агро» (Башкортостан, зерно, молочный КРС), в свое хозяйство тоже закупает импортные агрегаты, так как, по его мнению, в России до сих пор не создано промышленной сельскохозяйственной техники. В основном отечественные машины предназначены для частных фермерских хозяйств, говорит он, к тому же они дешевые и часто ломаются. В «Урал Агро» налажена круглосуточная работа, трактор «заводится весной и глушится осенью», и частые ремонты техники при таком интенсивном производстве — непозволительная роскошь, говорит Деблик.