Журнал «Агротехника и технологии»
Во многих странах экологический метод ведения сельского хозяйства становится нормой, поэтому применение биологических средств защиты в последние годы стремительно возросло. Это обусловлено как «модой» на экологически чистую продукцию (потребители готовы платить за нее на 20-70% больше), так и реальными выгодами от использования биопрепаратов, утверждают специалисты. В России же биоагенты только начинают обретать популярность.
Рынок экологической продукции на Западе только за один прошлый год вырос в среднем на 15%, говорит Андрей Ходус, директор Некоммерческого партнерства по развитию экологического и биодинамического сельского хозяйства «Агрософия», заместитель генерального директора компании по сертификации и контролю экологического хозяйствования и экологической продукции «Эко-Контроль». Экологическими считаются продукты, выращенные в соответствии с экостандартами, при этом использование минеральных удобрений и синтетических средств борьбы с болезнями растений и животных исключается, рассказывает специалист. Таким образом, актуальными становятся биологические средства. Но и в традиционном сельском хозяйстве европейских стран основополагающим правилом является сочетание химических и биологических средств, замечает Ходус.
Однако в нашей стране биоагенты не столь популярны. По словам специалиста по агрозащите промышленной группы «Алсико» (Москва, производство и реализация химических и биологических средств защиты растений) Павла Тюльдюкова, биологические средства защиты сегодня используют только 15-25% отечественных хозяйств. Галина Навицкене, возглавляющая отдел защиты растений филиала ФГУ «Россельхозцентр» по Новгородской области, приводит несколько иные цифры: по ее данным, в минувшем году в Новгородском районе биопрепараты использовали около 30% хозяйств.
Специалисты уверены, что российские аграрии много теряют, не используя эти средства защиты. Ведь при грамотном применении такие препараты позволяют значительно снизить производственные затраты. «Используя биосредства, можно значительно повысить урожайность, — замечает Ходус. — Но их эффективность зависит от правильности и своевременности внесения».
Его слова подтверждает Навицкене. «После внедрения биопрепарата Агат-25 в СПК «Ильмень» Новгородского района (предприятие находится в водоохраной зоне, поэтому химию там применять нельзя) урожайность картофеля выросла на 20%», — приводит она пример. Хотя и заболеваемость фитофторозом в этом хозяйстве несколько выше обычного, не отрицает эксперт.
Одной из причин недостаточной популярности биоагентов у российских крестьян Владимир Ландышев, директор по производству компании «Белая Дача» (выращивание и переработка овощной продукции), считает отсутствие необходимой информации об этих средствах защиты. С ним соглашается гендиректор «АНП-Скопинская нива» (г. Скопин, Рязанская область, выращивание зерновых, зернобобовых культур, сахарной свеклы) Валерий Украинков. «Пока информации мало, — сожалеет он. — Например, среди моих коллег нет никого, кто мог бы поделиться опытом, и это является реальной преградой на пути к внедрению биоагентов».
Полезные бактерии
В качестве биоагентов используют насекомых, а также грибы, бактерии, вирусы и другие микроорганизмы, которых разводят в теплицах или лабораториях. «От болезней растений, как правило, помогают различные полезные микроорганизмы, а от вредителей — насекомые, — объясняет Ландышев. — Полезные грибы действуют подобно антибиотикам, а, например, зеленая плесень триходерма не дает размножаться вредным организмам».
Что касается полезных насекомых, то против белокрылки используют энкарзию, фитосейлюс применяется для борьбы с паутинным клещом, галлица борется с бахчевой тлей, перечисляет Навицкене. А биопрепараты на основе полезных микроорганизмов (грибов, бактерий), например, триходермина и планриза, часто используются против корневых гнилей, добавляет она. «Планриз — вообще универсальное средство, но он, к сожалению, не обогащен микроэлементами», — поясняет эксперт.
У разных культур биоагенты применяются на разных фазах, продолжает Навицкене. Некоторые препараты используются при посеве (Агат, Интеграл, Планриз), другие — в период вегетации (к последним относятся биологические инсектициды - Битоксибацилин, Лепидоцид, Интеграл), перечисляет она. «В наших хозяйствах использовался Агат-25 — биофунгицид с ростостимулирующим действием, — рассказывает эксперт. — Он применялся на зерновых, картофеле, капусте, льне, моркови и свекле в период вегетации. Практически все культуры на обработанных полях меньше страдали от неблагоприятных факторов (высокие температуры, засуха), были более здоровыми».
По словам агронома «Агрофирмы «Новобатайская» (Ростовская область, выращивание злаков, масличных культур, плодов) Александра Илюшечкина, от парши и вредителей в саду в хозяйстве, где он работает, используются продукты биосинтеза и бактериальные культуры, такие как лепидоциды.
По мнению Ходуса, сектор, где биологические средства защиты на сегодняшний день наиболее востребованы, — это закрытый грунт, то есть теплицы. «Применение химических средств в теплицах весьма ограничено, а использование биоагентов позволяет значительно снизить содержание вредных веществ в конечной продукции вследствие неприменения прежде всего синтетических пестицидов и тем самым гарантировать, что концентрация вредных для человеческого организма веществ не превысит ПДК», — объясняет он.
Ландышев из «Белой Дачи» рассказывает, что в его хозяйстве в теплицах выращивается пчелоопыляемый огурец. Пестициды на этой культуре применять нельзя (особенно ранней весной), иначе пчелы погибнут. «Биологические средства для нас являются спасением», — говорит специалист. Впрочем, этот метод может применяться и на открытых полях. «Так было в советское время, — вспоминает Ландышев. — Трихограмма рассеивалась на капусте, против колорадского жука использовались хищные клопы подизус и пикромерус».
Не стоит забывать и о применении других нехимических методов, таких как карантин растений, агротехнические, механические и физические мероприятия, добавляет старший научный сотрудник ИТИ «Биотехника» УААН (Украина, производство и реализация биологических средств для защиты растений от болезней и вредителей) Алексей Богач. Кстати, при работе с микробиологическими средствами необходимо, несмотря на их нетоксичность, придерживаться мер предосторожности, как и при работе с пестицидами (требование Минздрава), напоминает он.
Тепло и забота
Эффективность биоагентов зависит от многих факторов, рассказывает Ходус. Прежде всего от точности наблюдений агронома за действием биоагентов, и только во вторую очередь от подбора энтомофагов. «Биологические средства — довольно «интеллигентная» система, требующая постоянного контроля, — поясняет специалист. — Поэтому агроному желательно вести дневник изменений ситуации в хозяйстве. В теплицах или лабораториях, где разводятся энтомофаги, необходимо соблюдать температурный режим и следить за тем, чтобы не нарушался естественный экоциноз (путем регулирования численности самцов и самок)». «Аграрию также необходимо следить за равномерным распределением биоагентов по очагам вредителей, — продолжает Ходус. — По мере уменьшения кормовой базы («вредных» организмов) численность энтомофагов снижается: они или погибают, или разлетаются на смежные территории, не нарушая при этом естественного экобаланса», — утверждает специалист.
Необходимо учитывать и то, что действие биоагентов во многом зависит от погоды, замечает Навицкене. Например, при низких температурах (менее +10оС) обрабатывать растения не имеет смысла. Поэтому начинать процедуры эксперт рекомендует только тогда, когда опасность заморозков уже миновала.
Своими силами
Для долговременной и успешной работы с биосредствами аграриям необходимо наладить их «местное» производство (например, в одном из хозяйств для обеспечения потребностей окружающих ферм), советуют специалисты. «Для разведения энтомофагов нужно иметь небольшое по площади помещение, оснащенное приборами для создания и поддержания различных свето-климатических режимов», — говорит Ходус. «Объем теплицы, в которой выращиваются биоагенты, должен быть равен 10% от той площади, которую вы хотите защитить», — добавляет Ландышев.
Но главный фактор успешности производства — человеческий, считают эксперты. «Все зависит от добросовестности и профессионализма специалиста — энтомолога или агронома по защите растений», — утверждает Ходус.
По словам Ландышева, все используемые биосредства «Белая Дача» выращивает самостоятельно. «В нашей лаборатории работают два специалиста и восемь рабочих. В год на производство и применение биосредств уходит около 7-8 млн руб., но затраты с лихвой окупаются количеством и качеством получаемого урожая», — доволен он. Однако тем хозяйствам, которые хотят создать лабораторию «с нуля», специалист советует все хорошо обдумать. «Нашей лаборатории по выращиванию энтомофагов более тридцати лет, поэтому она оснащена всем необходимым, но если начинать внедрение биосредств с самого начала, то для создания базы потребуется как минимум пять лет», — подсчитывает Ландышев.
Непросто найти и специалистов в данной области. «Их в стране единицы», — сетует Ландышев. С ним соглашается Богач: «Использование полезных организмов требует очень хорошей подготовки сотрудников, способных грамотно проводить фитосанитарный контроль и организовывать мероприятия по применению биоагентов, а таких людей недостает».
Что же касается биосредств, представленных на отечественном рынке, то, по словам Навицкене, их разнообразие не очень велико — «всего около десяти наименований». В России существует хорошая научная база для производства биопрепаратов, однако на сегодняшний день исследованиями в данной области занимается лишь ВИЗР (Ленинградская область) и еще несколько лабораторий, говорит Ходус. Биопрепараты производятся в Москве и Новосибирске (например, Битоксибацилин и Лепидоцид), добавляет Навицкене.
На Украине большую часть рынка биологических средств защиты растений представляют препараты, производимые ИТИ «Биотехника» УААН совместно с «Центром Биотехника», а также институтом сельскохозяйственной микробиологии УААН (г. Чернигов) и компанией «Биоветфарм», утверждает
Богач. «Возможно, мы скоро запустим в производство два «условно» новых препарата (технологии производства и использования разработаны в 1990-х годах) — Кониотирин и Глиокладин (на основе полезных грибов, применяются как на открытом, так и на закрытом грунте)», — рассказывает он.
По мнению специалистов, представленных на отечественном рынке биоагентов явно недостаточно. «В советское время существовала целая сеть биофабрик, но сейчас большинство из них перестало функционировать», — сожалеет директор Всероссийского научно-исследовательского института агрохимии им. Д.А. Прянишникова Виктор Сычев. «Развитая научная база, оставшаяся еще с советских времен, — это очень хорошо, но для практического применения, особенно в такой огромной стране, как Россия, нужно восстанавливать и развивать «местное» производство», — добавляет Ходус.
Бочка дегтя
Даже при соблюдении всех необходимых требований для использования биологических средств эти препараты не смогут стать панацей от всех бед, предупреждают специалисты. Ведь наибольшая эффективность от их применения достигается только при использовании биоагентов в профилактических целях. Поэтому полностью исключить химию будет сложно. «Проводя регулярный контроль с помощью биосредств, можно избавиться от множества проблем, но, чтобы оперативно защитить растения в разгар болезни, придется применять химикаты», — уверен Тюльдюков из «Алсико». С ним соглашается Илюшечкин из «Агрофирмы «Новобатайская»: «Биологические средства пока еще не могут полностью исключить химию».
Их поддерживает Навицкене: «Биоагенты хорошо использовать в качестве профилактики, но если болезнь уже наступила — например, фитофтороз картофеля — биологические средства не спасут». «Биосредства не всегда могут защитить растение при массовом проявлении и распространении вредного организма, так как они не обладают искореняющими свойствами, — добавляет Богач из «Биотехники». — Поэтому наша задача — создать в агроценозе с помощью превентивных обработок такое биологическое равновесие между растением и вредным организмом, при котором наличие фитопатогена или фитофага будет экологически безопасным».
С осторожностью относится к биоагентам и руководитель группы полевых культур отдела маркетинга компании Syngenta Андрей Шнейдер. «Использовать биологические средства защиты растений — очень хорошая идея, но пока эта технология не отработана, и в полной мере результат от их применения проявится лишь через несколько десятилетий», — прогнозирует специалист.
Однако Ходус считает, что в отдельных случаях биоагенты могут помочь и в разгар заболевания, при этом количество изначально применяемых энтомофагов придется увеличить. «Но лучше, конечно, до критического состояния не доводить», — советует директор «Агрософии».
Во избежание риска многие аграрии предпочитают сочетать биологические и химические средства защиты. Например, именно так поступают в «Алсико». А в «АНП-Скопинская Нива» биодобавки используют только при протравливании семян. «При малейшей ошибке в применении биосредств можно загубить весь урожай — никто сегодня от подобных случаев не страхует», — предупреждает Илюшечкин из «Агрофирмы «Новобатайская».
С ним соглашается Андрей Баймуратов, специалист по сертификации карантина агрофирмы «СеДеК» (производство и продажа семян): «На данном этапе химические средства надежней биологических».
К тому же будет ошибкой полагать, что биологические средства являются полностью безвредными, говорят специалисты. «Существует четыре класса экологической опасности, — рассказывает Тюльдюков. — Биологические средства относятся к третьему-четвертому, то есть являются малоопасными. Однако нарушение правил их применения может привести к серьезным неприятностям».
Светлое будущее
Тем не менее, перспективы развития у биологических средств защиты хорошие, считает Тюльдюков. «Если применять их грамотно, то можно во многом усовершенствовать, удешевить и обезопасить наше производство, — полагает он. — Ведь использование биологических средств позволяет улучшить иммунитет растений, повысить кустистость и увеличить урожай на 10-15%. К тому же применение биоагентов уменьшает количество используемой химии и, соответственно, приводит к снижению затрат на защиту растений (как правило, биопрепараты намного дешевле химических)».
К тому же вредители со временем вырабатывают иммунитет к любому химическому средству, и тогда приходится либо менять его состав, либо увеличивать дозы, объясняет Ландышев. А против естественных природных «врагов» - энтомофагов — у вредителей оружия нет, добавляет специалист. Вдобавок применение биологических средств позволяет добиться более длительного эффекта: после внесения на поля полезные организмы продолжают размножаться, регулируя экологический баланс. Но самое главное преимущество биоагентов — это экологичность, то есть здоровье людей и чистота окружающей среды, заключает директор по производству компании «Белая Дача».