Журнал «Агротехника и технологии»
Преимущества гибридных семян перед традиционными сортами очевидны и общеизвестны, равно как и их недостатки. В любом учебнике по агрономии написано, что такие семена дают одинаковые по размеру и форме плоды, что очень удобно при машинной уборке. Но на практике не все так гладко, как в теории. «АТт» постарался выяснить, в чем состоят плюсы и минусы сортов различных направлений селекции с точки зрения ученых, селекционеров и практиков.
До сих пор среди сельхозпроизводителей нет однозначного мнения о том, что лучше — гибриды или классические сорта. Дело в том, что обычные негибридные сорта тоже бывают очень удачными. Да и потребители, несмотря на то, что существует большое количество лучших по свойствам гибридов, отдают предпочтение запомнившимся, испытанным временем сортам.
Гибриды и классика
Сортам классической селекции вытеснение с рынка не грозит еще и по причине высокой стоимости гибридов: многие хозяйства просто не могут себе позволить такие затраты. Разница в цене особенно заметна на примере томата: стоимость его семян F1 гибридов может достигать десятков тысяч долларов за 1 кг. (Рекорд стоимости семян гибридов томата Черри в 2007 году был поставлен израильской селекционной компанией Hazera Genetic: семена гибрида Summer Sun продавались европейским производителям по цене в $350 тыс./кг.) В то же время семена томатов сортов классической селекции дешевле: цена за 1 кг может колебаться от тысячи до десятков тысяч рублей в зависимости от сорта и региона продажи.
Заместитель директора по производству компании «Урал Агро» (Башкортостан, зерновая продукция, животноводство) Павел Кутиков, как и все опрошенные «АТт» специалисты, без затруднений назвал преимущества гибридов. «Безусловно, они гораздо лучше обыкновенных приспосабливаются к природно-климатическим условиям: от 30% до 50% факторов внешней среды (климат, влажность, тип почвы) гибриды используют эффективнее, чем классические сорта. Минус только в том, что они очень дорогие и не всегда по карману сельхозпроизводителю», — объясняет специалист.
Именно по этой причине компания, в которой он работает, не может позволить себе F1 гибриды. При этом Кутиков еще помнит времена, когда семена гибридной кукурузы были доступнее зерна пшеницы. «В СССР научная часть производства гибридных семян финансировалась из бюджета. А научно-производственная часть в опытных хозяйствах была поставлена на хозрасчет. Поэтому семена гибридной кукурузы стоили дешевле, чем зерно пшеницы. Но к старому уже возврата не будет», — сожалеет он.
Впрочем, у гибридов есть не только плюсы, но и минусы, замечает генеральный директор «Агрохолдинга «Кубань» (Краснодарский край, селекционно-семеноводческий комплекс) Федор Дружинин. Во-первых, они в отличие от классических сортов не обладают широкой устойчивостью к совокупности неблагоприятных экологических факторов того или иного региона возделывания. Во-вторых, создание гетерозисных гибридов возможно не на всех видах культурных растений. «Это целесообразно только для видов, у которых есть мужскостерильные формы, а также на тех культурах, где можно легко удалить мужские генеративные органы, — поясняет специалист. — «Метелки» у кукурузы, например, удаляются легко, хотя объем работы для селекционера большой. А вот для зерновых колосовых (пшеница, ячмень
По словам менеджера по маркетингу компании «КВС РУС» (Москва, селекция и семеноводство технических культур) Екатерины Макаровой, классические сорта могут отличаться устойчивостью к заболеваниям. Кроме того, полученные при производстве коммерческих посевов семена сортов (до определенного поколения — чаще всего третьего-пятого, в зависимости от культуры) могут быть высеяны хозяйством без потери качеств, которые обеспечиваются генотипом растения. А вот гибридные семена необходимо закупать ежегодно. Впрочем, эти затраты компенсируются их высокой производительностью, считает Макарова.
С точки зрения создателей
В каталогах селекционных компаний гибридами заняты почти все страницы. Но причина такой большой популярности кроется не столько в их хорошем качестве, которое достигается благодаря гетерозисному эффекту, сколько в защите авторских прав. Дело в том, что добиться выплаты роялти за использование сорта — очень сложная задача: семеноводы и крестьяне довольно часто пренебрегают требованиями закона, и селекционеры остаются ни с чем.
С гибридами же дело обстоит иначе. Для выращивания семян F1 гибридов необходимо иметь родительские линии, которые находятся у селекционера. Простым переопылением растений F1 гибрид получить нельзя. Поэтому желающие их размножать вынуждены покупать права у создателей, а хозяйства — ежегодно покупать семена.
Впрочем, сорта тоже представляют определенную ценность и источник доходов для селекционеров. «В нашем ассортименте 90% приходится на F1 гибриды и 10% — на сорта классической селекции. Сейчас гибриды продаются значительно лучше, но если у хозяйства нет сеялок точного высева или оно испытывает финансовые затруднения, то лучше брать стабильные проверенные сорта. По сравнению с гибридами они будут уступать по качеству, урожайности и устойчивости к заболеваниям, но тем не менее дадут хороший результат», — говорит Александр Пискарев, региональный менеджер компании «Бейо семена» (Москва, продажа семян).
Однако не все селекционные компании предпочитают сохранять сорта в каталогах. Алексей Стеценко, менеджер по продукту «Семена» в Украине и России компании «Монсанто» (селекция, семеноводство, производство средств защиты, R&D), рассказал, что сортов классической селекции в ассортименте в странах СНГ у компании нет, так как гибриды F1 давно проявили себя как более стабильные, урожайные и дающие высокую прибыль.
Дружинин из «Агрохолдинга «Кубань» тоже считает, что будущее за гибридами: «Селекция на гетерозис (создание гибридов) стала ведущим направлением в мировой селекции. При гибридизации удается в короткие сроки совместить в потомствах F1 плохо сочетаемые ценные качества, например, продуктивность и устойчивость к специфическим патогенам».
Макарова из «КВС РУС» убеждена, что гибридность семян особенно важна для тех технических культур, при уборке и хранении которых необходима влажность (например, для початков кукурузы или корзинок подсолнечника). В целом же выбор методов селекции зависит от генетических и селекционных особенностей самой культуры. Поэтому «КВС РУС» продает семена как гибридов, так и классических сортов.
В настоящий момент, по мнению большинства селекционеров, для селекции важны и гибриды, и сорта. Сорта дают возможность получить экологически пластичный посевной материал, а гибриды — высокопродуктивные растения.
Советы для практика
Специалисты селекционных компаний рекомендуют производителям, прежде чем сделать выбор, оценить свои финансовые и технологические возможности.
F1 гибриды выдают высокие показатели только при строгом соблюдении технологий. Под них необходимо вносить полный комплекс удобрений, не пропускать сроки посадки (высева) и уборки урожая. К тому же семена гибридов должны быть высокого качества, то есть экономить на них нельзя. Проверить качество семян может агроном, проведя ряд стандартных испытаний (на дружность прорастания, всхожесть
Такого мнения придерживается коммерческий директор фирмы «Извеково» Сергей Кляцов (Смоленская область, производство семян многолетних трав): «Нет сомнения, что использовать гибриды в производстве выгодно. Если технология возделывания соблюдается на все 100%, то есть смысл их применять. Но когда финансовые или технические возможности хозяйства ограничены, то лучше использовать более дешевые семена классической селекции, потому что гибрид без правильной технологии не даст ожидаемых результатов».
Нельзя забывать и об особенностях каждой отдельной культуры и ее предназначении. Исполнительный директор хозяйства «Агрофирма «Дмитрова гора» (Тверская область, животноводство, производство кормов) Михаил Молчанов рассказал, что предпочитает использовать гибриды, хотя и не отрицает качество кормов из классических сортов: «Гибрид дает стабильный урожай и высокий рост при заготовке кукурузы на корма, однако по энергетике корма получаются не того качества, которые дают негибридные сорта. И все же последние пять лет мы не используем сорта классической селекции, так как из-за изменившихся климатических условий они перестали давать прежние хорошие показатели».
Большую роль также играет собственный опыт агрономов. Порой приобретенные за годы работы навыки позволяют избежать ошибок при выборе сортов и гибридов. «В результате применения гибридных семян и соблюдения технологии мы стали получать урожай сахарной свеклы порядка 40 т/га, что намного выше, чем урожай из сортов. Однако, выбирая семена, надо учитывать регион, в котором они будут выращиваться», — делится опытом Иван Дьяков, главный специалист по земледелию агрохолдинга «Талина» (Мордовия, свиноводство, производство кормов). Этот вопрос всегда тревожил агрономов, потому что здесь никогда нельзя ничего предугадать, говорит он, ведь один и то же гибрид в разных регионах при различных погодных условиях может дать неодинаковый урожай. Поэтому специалисты агрохолдинга «Талина» сочли оптимальным засеивать 5-6 гибридов одной культуры одновременно: это дает возможность подстраховаться и достигнуть поставленных целей.
ГМО: есть можно, сажать нельзя
Вопрос разрешения или запрета ГМО весьма спорный, и часто ученые высказывают диаметрально противоположные суждения на этот счет. Противники ГМ сортов настаивают на экологической опасности этой продукции, утверждая, что она способна нанести вред здоровью. Чаще всего высказываются опасения о появлении «суперсорняков» из-за переопыления с новыми сортами. Некоторые исследователи предупреждают об опасности для аллергиков. Ведь в ДНК можно вставить ген от любого растения, и если покупатель-аллергик съест кукурузные хлопья из ГМ кукурузы, в которую был внедрен ген (например, от земляники), то он рискует своим здоровьем, утверждает часть ученых.
Свою роль сыграл и резонанс в центральных СМИ всего мира, повлиявший на общественное мнение. Но, впрочем, позиция экологических организаций и защитников природы хорошо известна, поэтому мы предоставляем слово ученым и практикам.
Пискарев из «Бейо семена» является «центристом» в этом вопросе. «Как человек, изучавший биотехнологию, могу сказать, что пока не определено, насколько полезна или вредна ГМ продукция, на этот счет существует множество мнений. Однако мы должны учитывать, что при производстве ГМ сортов используют вирусы в качестве буфера для переноса генетического материала, а значит, существует большая вероятность того, что они могут проявиться через несколько поколений, — рассуждает специалист. — Что касается реализации ГМ продукции, то я считаю, что пока есть возможность выводить гибридные сорта «честной селекцией», ГМ продукцию в России лучше не использовать. Растения, устойчивые к гербицидам на основе глифосатов, в недалеком будущем могут стать одними из самых злостных сорных растений, контроль за которыми будет фактически невозможен в связи с отсутствием мер по предупреждению их развития. Хотя, в связи с ростом населения на планете, ГМО будут востребованы. Возможно, будут найдены новые пути более безопасного их получения».
Но с такими доводами готовы согласиться далеко не все, особенно представители компаний, производящих ГМ сорта. Например, специалисты «Монсанто» считают, что они заслуживают места под солнцем точно так же, как и обычные гибриды и сорта. Ни одно из достоверных исследований, которое проводилось со времени появления ГМО, не доказало вредность ГМ продукции, утверждает Стеценко. Более того, все ГМ культуры и продукция, полученная из них, проходят многоуровневую систему контроля качества. Однако при этом он подчеркивает, что на территории СНГ компания «Монсанто» свои ГМ сорта не регистрирует и не продает. «Гибриды, которые зарегистрированы в РФ для употребления в пищу и для производства кормов по действующему законодательству не разрешены для выращивания. Пищевая и кормовая регистрация позволяет только продавать и потреблять ГМО как продукт питания или компонент кормов, но выращивать подобные сорта на территории России запрещено», — объясняет специалист.
Не согласен с опасениями об опасности ГМО и главный технолог группы компаний «МКорма» Валерий Крюков. Чтобы доказать свою точку зрения, он объясняет процесс пищеварения у человека и животных: «Отдельные нуклеотиды, являющиеся элементарными единицами ДНК, не несут наследственной информации. Если говорить о физиологии питания животных и человека, то надо сразу отметить, что у взрослых животных со зрелой пищеварительной системой ни полинуклеотиды, ни полипептиды не всасываются. Но предварительно они должны быть переварены. Что такое процесс переваривания? Это гидролиз, когда полимер (полинуклеотид) подвергается реакции гидролиза с помощью ферментов до монокомпонентов (мононуклеотидов). А монокомпоненты не несут ни какой специфической информации. Поэтому слова о том, что гены, в том числе трансгены, то есть структуры, состоящие из нуклеотидов, после потребления с пищей могут повлиять на животное, являются смелым преувеличением. Ген, попав в организм в составе любого продукта питания, в желудочно-кишечном тракте как животного, так и человека, теряет свою спе-цифичность, потому что в процессе переваривания его структура распадается до мононуклеотидов».
При этом Крюков напоминает, что основная пища животного или растительного происхождения, содержащая белки, обязательно включает гены тех организмов, из которых она получена. Потребляя пищу, насыщенную самими разнообразными генами, ни человек, ни животные на протяжении многих тысячелетий не подверглись действию генов, поступающих в организм с пищей. Если бы было иначе, то высшие организмы не смогли бы сохранить свою генетическую видовую индивидуальность, подчеркивает главный технолог.
Дружинин из «Агрохолдинга «Кубань» высказывает прямо противоположное мнение: «Последствия масштабного возделывания трансгенных культур непредсказуемы, следовательно, опасны, так как могут привести к глобальным изменениям экологического равновесия из-за переноса части генома трансгенных организмов вирусами, бактериями и микоплазмами. Кроме того, уже имеются данные о нарушении репродуктивных функций млекопитающих при скармливании кормов, полученных из трансгенных культур». В то же время он признает, что, несмотря на опасность, связанную с получением трансгенных сортов и гибридов, это направление в мире будет развиваться и совершенствоваться.
Многие компании стараются прислушиваться к общественному мнению и ориентироваться на желания потребителей. По словам Макаровой, «КВС РУС», являясь представителем немецкого семенного концерна, поддерживает европейскую точку зрения, согласно которой потребитель должен иметь право выбора: «Если государственные органы будут обеспечивать безопасность продукции, то есть проводить испытания и требовать маркировки товара, потребитель получит возможность сделать выбор. Безу-словно, наша компания отслеживает рост производства ГМ культур в мире, а также учитывает потребности производителей и потребителей. И если приоритеты последних изменятся, то мы будем разрабатывать такие продукты».
Однако некоторые агрономы призывают не делать поспешных выводов и ждут окончательного решения ученых по вопросу безопасности ГМО. Такой политики придерживается Кутиков из «Урал Агро». «Этот вопрос должен решаться в высших эшелонах агрономической науки, а не в спорах на страницах СМИ. И только после того, как НИИ придут к единому мнению, могут подключиться законодатели, — убежден заместитель директора по производству. — Ведь до сих пор неизвестно, с чем может переопылиться ГМ сорт. За 40 лет выращивания кукурузы на Урале она не скрестилась ни с одним видом. Случится ли это с ГМ кукурузой? Этот вопрос я оставляю ученым».
По мнению Макаровой, производство генетически модифицированной сахарной свеклы теоретически представляет достаточно низкий уровень описываемых в данной статье рисков: конечный продукт переработки содержит только углеводы и не включает генетический материал, к тому же само растение двулетнее, а значит, переопыление на второй год маловероятно в связи с российскими зимами.
В науке существует еще одно распространенное мнение. Согласно ему, человечество будет вынуждено использовать ГМО, потому что население Земли ощущает нехватку продовольствия уже сейчас. В будущем, когда людей на планете станет еще больше, переход на ГМО покажется меньшим из зол.
Среди опрошенных «АТт» специалистов такое предположение высказал Кляцов из «Извеково». По его мнению, технология ГМ сортов создана для сокращения обработок гербицидами. «Из сои или рапса убрать все сорняки очень сложно. Но применяя ГМ сорта, мы можем полностью решить эту проблему». Конечно, с точки зрения экологии, их нежелательно использовать, не отрицает специалист. «Вспомним, что канадцы использовали ГМ рапс, и он скрестился с дикой редькой. В результате они получили новый сорняк, с которым сейчас бесполезно бороться даже с помощью «Раундапа». К тому же не исключено какое-либо отрицательное влияние на человека. Но в ближайшее время определяющее значение будут иметь проблемы с обеспечением продуктами питания. Возможно, нехватка продовольствия станет такой острой, что уже не будет важно, из чего сделаны продукты», — заключает Кляцов.