Тепличный хаос

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Выращивание овощей в закрытом грунте очень распространено в России. Но, несмотря на то, что уже около пяти лет идет активное тепличное строительство, общая площадь, занятая теплицами, не увеличивается. Причина тому — постепенный выход из строя старых конструкций советского производства. В такой сложной ситуации перед аграриями неминуемо встает вопрос: стоит ли пытаться реконструировать старые теплицы или покупка новых будет значительно рентабельнее?

На территории бывшего Советского Союза с 1960-х и до начала 1990-х годов общая площадь закрытого грунта составляла примерно 5 тыс. га, но к 1994 году количество теплиц резко сократилось, и площадь земли, занятой под тепличные комплексы, снизилась до 2 тыс. га.

Вечные проблемы

Произошло это в основном по причине обветшания сооружений, говорят специалисты. «Теплицы начали приходить в негодность, так как строились еще в 1970—1980-х годах и были рассчитаны примерно на 30-летний срок эксплуатации. Реконструировать же их мало кто брался, поскольку капиталовложения в ремонт старых комплексов неэффективны», — объясняет Владислава Беликова, заместитель директора компании «Агроинжстрой» (Москва, проектирование и строительство тепличных комплексов).

С 2004 года в тепличной отрасли наметился подъем (сегодня в России под строительство стеклянных теплиц ежегодно отводится около 50 га). Но, несмотря на это, общая площадь таких комплексов все еще остается на уровне 2 тыс. га, так как многие хозяйства продолжают использовать старые конструкции, количество которых каждый год сокращается, констатирует Беликова.

По данным генерального директора ассоциации Наталии Роговой, общая площадь зимних теплиц на территории нашей страны охватывает порядка 2 тыс. га (валовой сбор овощей с этих площадей составляет более 630 тыс. т/год). Рогова также отмечает, что по сравнению с 1992 годом общая площадь под теплицами уменьшилась на 50%. «Ресурс старых сооружений исчерпан, энергозатраты на их содержание очень велики, стоимость реконструкции составляет не менее 80% затрат на возведение новых тепличных комплексов. Необходимо строительство теплиц с применением современных технологий. Это позволит значительно увеличить урожайность и уменьшить расходы на теплоэнергоресурсы», — считает генеральный директор.

Эдуард Краснов, начальник отдела реализации промышленных теплиц компании «Агрисовгаз» (Малоярославец, производство промышленных и фермерских теплиц), уточняет, что из 2 тыс. га площадей, занятых находящимися в эксплуатации теплицами, порядка 1750 га принадлежат «возрастным» сооружениям, срок службы которых составляет от 25 до 30 лет. Таким образом, через 2-5 лет многие из этих теплиц просто перестанут существовать, говорит специалист. Новые же, срок эксплуатации которых еще не превысил 10 лет, охватывают не более 250 га. И все же, несмотря на то, что ежегодно из оборота выводится от 30 до 50 га тепличных площадей, в последнее время стала преобладать положительная тенденция, утверждает Краснов. По его словам, на территории России общий объем строительства теплиц в 2008 году оценивается в 70-75 га.

Рогова также говорит о положительных тенденциях в развитии тепличного строительства. По ее данным, в последние годы в строй вводилось по 15-20 га площадей, отведенных под тепличные комплексы, в 2007 году было застроено уже около 50 га, а к концу 2008-го планировалось ввести в эксплуатацию 60 га.

Однако в целом увеличения площадей не наблюдается, так как в основном идет замена старых теплиц на новые, напоминает Рогова. «Если будем строить такими темпами, то для обновления существующих теплиц потребуется около 40 лет». И все же можно надеяться (и небезосновательно), что обновление теплиц будет происходить быстрее. Тепличные комбинаты включены в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, в которой предусмотрено субсидированное кредитование сроком до восьми лет на строительство, реконструкцию и модернизацию тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте.

Старые сгодятся?

Стоимость теплицы российского производства составляет в среднем €1 млн, а, например, голландские дороже на 20%. При этом окупается комплекс не быстро — по разным оценкам, не менее, чем за 4-6 лет. Из-за дороговизны тепличного строительства и некоторых проблем с кредитованием в нашей стране уже более десяти лет практикуется реконструкция старых сооружений. Однако специалисты относятся к такой практике весьма скептически. «Можно нарастить стойки, сделать фундамент повыше, но принципиально это ничего не изменит», — утверждает Беликова из «Агроинжстроя». Она уточняет, что современные технологии строительства теплиц направлены прежде всего на повышение уровня энергосбережения, а это предполагает замену системы крепления стекол к каркасу со стального на алюминиевый, применение шторных энергосберегающих экранов и многое другое, что невозможно использовать в старых низких теплицах. К тому же на старых возникают серьезные сложности при установке вертикального шторного экрана, а в некоторых случаях это просто невозможно.

Такого же мнения придерживается Борис Шишкин, начальник отдела продаж Научно-исследовательского института овощеводства защищенного грунта (Москва). Эксперт считает, что аграрии прибегают к реконструкции скорее от безысходности, а эффективность реконструированных теплиц значительно ниже новых. С Шишкиным согласна Рогова из «Теплиц России». «Поскольку стоимость реконструкции теплиц составляет не менее 80% затрат на строительство новых, нет смысла проводить переоборудование старых сооружений. Надо возводить современные энергосберегающие тепличные комплексы», — уверена она.

Абсолютно бесполезным занятием считает восстановление старых сооружений и Краснов из «Агрисовгаза». «Сумма затрат на реконструкцию и новое строительство отличается незначительно, но в одном случае мы получаем современную высокую светлую теплицу, построенную по последним технологиям, а в другом — старый низкий «сарай» с новой крышей и болезнями в наследство», — предостерегает специалист.

К такому же выводу пришли в ГУП «Комбинат «Тепличный» (Владимир, огурцы, томаты, баклажаны, перец). Татьяна Пугачева, главный экономист предприятия, рассказывает, что новые теплицы в хозяйстве занимают около 10% всего комплекса (2 га из 20), а старые находятся в плачевном состоянии и требуют капитального ремонта с заменой системы надпочвенного и подпочвенного обогрева. «Мы подсчитали, что ремонт обойдется нам в 18-19 млн руб./га. При этом урожайность не повысится, а расход теплоэнергии не снизится, в результате чего производство останется на прежнем уровне», — описывает проблему Пугачева.

Именно поэтому было принято решение строить на месте старых теплиц новые. Пугачева рассказывает, что на строительство в среднем уходит 6-7 месяцев и 50 млн руб. Но зато в итоге хозяйство получает долговечные и технологичные сооружения, которые обеспечивают повышение урожайности (с 34 до 50 кг томатов с 1 кв. м) и снижают уровень расхода теплоэнергии (у новых теплиц она составляет порядка 7 тыс. гигокалорий с 1 га/год против 10 тыс. гигокаллорий у старых конструкций).

Впрочем, у этих двух вариантов есть альтернатива — закупка теплиц бывшего употребления в Европе. Однако, по мнению Беликовой, торговля использованными европейскими теплицами была актуальна тогда, когда цена на сталь была значительно выше. Сейчас вследствие кризиса ситуация изменилась, и новые конструкции стали дешевле. «Конечно, б/у теплицы к нам поставляются, но в незначительном количестве. Все-таки аграрии понимают, что такое СНиП и что бывает, если на кого-то падает крыша», — иронизирует Краснов. «Наши теплицы строились с 1981 по 1987 год. Это антроцитовские блочные сооружения. Из-за просадок грунта периодически трескаются стекла, и приходится осуществлять их ремонт и замену», — делится опытом Илья Критский, главный агроном по выращиванию овощей на закрытом грунте хозяйства «Совхоз-Весна» (Саратовская обл., овощи).

Срок эксплуатации теплиц отечественного производства обычно не превышает 30 лет, поэтому в «Весне» начинают задумываться о приобретении новых конструкций. «Мы собираемся обновить часть наших теплиц через год, но на площади не более 1-1,5 га, так как их стоимость очень велика. Скорее всего, это будут отечественные конструкции», — рассказывает Критский.

Проведение реконструкции теплиц в хозяйстве ведется постоянно — разделены контуры обогрева на всей площади, заменены лампы в рассадных отделениях, перечисляет главный агроном.

К тому же важно обеспечить теплицы отоплением, а новые проекты обычно включают в себя строительство котельных. Здесь опыт совхоза также достаточно интересен. Критский рассказывает, что последние два года «Весна» занимается строительством собственных котельных. «Наша основная задача — уйти от городской ТЭЦ, протяженность трубопровода от которой составляет 11 км. Труба уже давно требует капитального ремонта», — говорит специалист. По его словам, стоимость строительства собственной котельной сопоставима с заменой трубопровода до ТЭЦ. Однако зависеть зимой от трубы очень опасно: «Любой прорыв магистрали в зимнее время способен попросту парализовать хозяйство», — поясняет аграрий.

Но опыт хозяйства «Весна» не универсален. Практика «Тепличного» показывает, что при меньшей длине трубопровода сотрудничество с городскими ТЭЦ оказывается чрезвычайно выгодным. «У нас нет собственных котельных, мы потребляем тепло от городской ТЭЦ (длина трубопровода составляет 6 км — 2 трубы по 3 км). Мы подсчитали, что содержание котельных обойдется нам значительно дороже сотрудничества с городскими электростанциями. Недавно к нам приезжали коллеги из Новгорода. Они используют собственные установки для отопления своего хозяйства общей площадью 6 га. Стоимость гигокалории тепла у них около 1 тыс. руб., в то время как мы платим ТЭЦ менее 500 руб. за 1 гигокалорию. Так что нам котельная не нужна», — резюмирует Пугачева.

Тепличное строительство

Строительство новой теплицы сопряжено с целым рядом проблем, первостепенная из которых — это выбор производителя. «Только ленивый не строит сейчас теплицы в России! — восклицает Краснов. — Это и голландцы, и израильтяне, и множество других отечественных и иностранных компаний». Долю импорта подсчитать очень сложно, но по разным оценкам она составляет от 40 до 60%. «И это при том, что в России есть завод по производству теплиц и пошлина на ввоз составляет 20%. Но используя «дыры» в законодательстве, многие импортеры завозят тепличные комплексы и оборудование в Россию в «ноль», и подрывают нашу экономику», — раздосадован специалист.

Беликова объясняет такую высокую долю импорта на наглядном примере: «Дело в том, что теплицы оснащаются огромным количеством систем, многие из которых не производятся в России. В нашей стране есть фирмы, которые изготовляют тепличные каркасы, системы контроля микроклимата, лампы досвечивания, системы полива, но ни одна компания не выпускает, например, шторные экраны или технологические лотки для выращивания». Также специалист добавляет, что очень важной является система подкормки растений CO2. «Это оборудование, состоящее из нескольких частей, — рассказывает Беликова. — Отдельные детали этой системы производятся на неспециализированных заводах в России, но найти комплексный продукт не удастся».

Однако заместитель генерального директора по производству компании «Агротип» (Москва, производство тепличного оборудования) Анатолий Сибиряков считает, что налаживание производства специализированного тепличного оборудования в России будет стоить еще дороже и в целом не окупится.

Еще одной существенной причиной высокого импорта тепличных конструкций остается относительно низкое качество российской продукции, считают некоторые специалисты.

Рогова, описывая рынок теплиц отечественного производства, назвала лишь одного единственного производителя — компанию «Агрисовгаз». Они же строят теплицы «под ключ». Установкой теплиц «под ключ» также занимаются ПКФ «Агротип» (Москва), «Теплицэнергострой» (Малоярославец), «Агримодерн» (Москва), «Теплицмонтаж» (Брест) и другие предприятия, перечисляет эксперт.

В настоящее время земля вокруг крупных городов дорожает, а это сильное препятствие для развития тепличных хозяйств. В глуши теплицам не место, ведь для успешного функционирования им необходима развитая инфраструктура с бесперебойными поставками газа. «Еще одной важной причиной ориентации теплиц на город является необходимость в привлечении квалифицированных кадров. Сооружение площадью в 6 га нуждается в среднем в 100 специалистах, а в сельской местности такого ресурса не существует», — замечает Беликова из «Агроинжстроя».

Именно поэтому агропромышленные комплексы размещаются на расстоянии около 10 км от городов. Например «Агрокомбинат » расположен в 7 км от окраин Москвы, а «Совхоз-Весна» - в 6 км от Саратова.

В настоящее время большим препятствием для тепличного строительства стала сложная экономическая обстановка. Аграрии отмечают, что строить теплицы на свои деньги довольно сложно, а с кредитами сегодня серьезные трудности, тогда как еще полгода назад банки зачастую сами навязывали их тепличным предприятиям. «Выплачивать кредиты иногда нечем, а ведь в условиях кризиса важно сохранить производство на прежнем уровне, не сокращать посевные площади и не увольнять людей», — описывает экономические проблемы Пугачева.

Огурцы или помидоры?

По словам специалистов, основные культуры, выращиваемые в овощных теплицах, — это огурцы (на их долю приходится 60% площадей крытого грунта) и томаты (35%). На перец и баклажаны приходится около 5% всей крытой земли. Наиболее рентабельными считаются огурцы и зелень, далее идут томаты. А вот перец и баклажаны относятся к низкорентабельным культурам. Также в отдельных тепличных хозяйствах существует небольшой опыт по выращиванию земляники.

Овощи защищенного грунта в общем объеме производства составляют 5-6%. Они выращиваются во внесезонный период, когда овощей с открытого грунта еще или уже нет. Теория подтверждается практикой совхоза «Весна». В хозяйстве 24 га остекленных зимних блочных теплиц. Преимущественно эта территория отдана под выращивание томатов и огурцов, салатная линия занимает около 3 тыс. кв. м, луковая теплица — 500 кв. м.

Пугачева из «Тепличного» рассказывает, что в их хозяйстве выращиваются томаты, перец, салат, огурцы и цветокультуры. «Наибольшим спросом пользуются огурцы, поэтому они занимают самые обширные площади в производстве — 78%. Томатам отведено 18,6%, оставшиеся теплицы заняты баклажанами, перцем и салатом», — говорит специалист.

Огромной проблемой в производстве овощей является конкуренция с турецкими, испанскими и иранскими продуктами. Исключение составляет только огурец, у которого не очень хорошая лежкость. Именно поэтому в импорте превалирует томат.

У стран-импортеров совершенно другие погодные условия, что значительно снижает затраты на электроэнергию и понижает себестоимость продукта, сетуют аграрии. «А ведь те же турецкие томаты не соответствуют никаким санитарно-эпидемическим требованиям. Их одной некачественной химией кормят!» - негодует Беликова.

Усугубляет непростую ситуацию и то, что в России не существует эффективных ограничений на импорт овощей, да и тепличное производство почти не получает государственной поддержки. В противовес этому Беликова приводит опыт европейских стран: «Например, в Испании, где множество теплиц, существует проблема с питьевой водой. Так, испанское правительство раз в месяц, строго по графику, выдает тепличным комбинатам бесплатную воду, что само по себе является огромной инвестицией». Если бы в России проводилась какая-нибудь льготная политика в отношении цен на газ для тепличного производства (а потребление газа в тепличном хозяйстве значительно превышает его потребление на крупных промышленных заводах), тепличникам жилось бы гораздо проще, считает Беликова. Такие меры позволили бы вытеснить с рынков турецкую продукцию, уверена она.

В «Весне» конкуренция с импортными поставщиками ощущается очень остро. «Турецкие товары не дают покоя», — огорчен Критский. По его словам, пик ввоза заморских овощей приходится на апрель, май, однако в середине октября 2008 года тоже был довольно крупный завоз, в результате которого цена на томаты упала на 20 руб. Качество турецкой продукции значительно ниже отечественной, считает аграрий. «Но хуже всего то, что импортная продукция выставляется на продажу под нашим брендом», — расстроен специалист.

Но в центральном регионе тепличники конкурируют и друг с другом. Пугачева рассказывает, что 65% своей продукции предприятие реализует в ближайшем к ним Владимире, остальной товар поставляется на рынки Москвы, Тулы, Твери. «Нам приходится сталкиваться с иранской продукцией, однако довольно острая конкуренция существует и с российскими производителями. Например, на Владимирский рынок привозит свою продукцию агрокомбинат (Московская обл.) и некоторые производители из Воронежа. Но у нас есть преимущество: во Владимире у нас существует развитая торговая сеть, которая позволяет реализовать большую долю продукции внутри города и не тратиться на дорогостоящие перевозки», — довольна Пугачева.

Борис Шишкин также выделяет конкуренцию с Турцией как одну из основных причин сокращения площади крытого грунта в России. Зато в последнее время широкое распространение получила практика выращивания цветов. «Сегодня цветочных проектов как минимум в два раза больше, чем овощных», — утверждает Беликова. Дело в том, что их окупаемость гораздо выше.

Современные технологии

В настоящее время получило распространение пленочное покрытие теплиц. Несмотря на то, что пленочные теплицы более трудоемки в обслуживании, они довольно широко применяются в небольших фермерских хозяйствах.
По мнению Эдуарда Краснова, начальника отдела реализации промышленных теплиц компании «Агрисовгаз» (Малоярославец, производство промышленных и фермерских теплиц), пленка не самый лучший выбор для агрария. Ведь это временное покрытие, рассчитанное в среднем на четыре года. Пленка сильно подвержена внешнему воздействию: например, ее любят клевать вороны. К тому же на ней образуется вредный для растений конденсат, который очень сложно удалить. Иногда вертикальное ограждение теплиц делается из поликарбоната, но он быстро тускнеет и с годами становится непрозрачным. Таким образом, на сегодняшний день альтернативы стеклу фактически не существует, убежден Краснов.
Что касается новейших конструкций
и технологий, то они предполагают увеличение высоты теплиц от фундамента до лотка до 6−7 м. Относительно недавно в России появилась технология вертикального и горизонтального зашторивания теплиц. Зашторивание необходимо для повышения уровня энергосбережения и затенения теплицы, что особенно актуально в производстве роз и хризантем.
Также в новейших теплицах помимо традиционных технологий и инженерных систем применяют технологию интерплантинга на подвесных лотках, рециркуляцию питательного раствора с повторным использованием и пр.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»