Журнал «Агротехника и технологии»
Последние несколько лет телескопические погрузчики все больше замещают в хозяйствах устаревшую спецтехнику. На это есть несколько причин — они универсальны, «длинноруки», имеют небольшие габариты и при этом очень «юркие». В этом номере мы решили рассказать об агрегате 531-70 Agri английской компании JCB, предложившей мировому рынку 30 лет тому назад первый телескопический погрузчик. Модель, о которой пойдет речь, по мнению экспертов, является наиболее востребованной среди российских аграриев.
Алексей Фомин главный инженер хозяйства «Откормочное» (Тульская область)
— До покупки в 2007 году спецтехники 531-70 Agri мы работали на машинах французской фирмы Kuhn, а также на отечественных агрегатах МТЗ 80 с навеской ПФ-0,8 и самоходных украинских погрузчиках «Карпатец» 1560С ПЭА-1А-02.
После приобретения нового погрузчика мы отказались от старых моделей. «Карпатец» списали после 10 лет эксплуатации. Эта машина расходовала слишком много топлива и масла. А от МТЗ на погрузочных работах отказались за ненадобностью. Ведь один 531-70 Agri в состоянии заменить шесть таких агрегатов.
У нового погрузчика есть масса преимуществ. Он экономичнее в расходе топлива, чем тот же Kuhn, на него можно вешать не только ковш и вилы, но и другие орудия (отвал, силосо-отрезной захват, комбинированный ковш для копки, планирования и погрузки
В нашем хозяйстве он задействован как в животноводстве (на корме), так и в растениеводстве (на погрузке зерна), а также при выполнении строительных работ, для которых он просто незаменим. За счет большого ковша погрузка ускоряется в несколько раз. На мой взгляд, эту машину стоит покупать тем хозяйствам, у которых как минимум 2-3 зерновые площадки.
Погрузчик JCB довольно маневренный, его высота позволяет перемещаться в небольших складских помещениях. Но многое зависит от опыта и квалификации оператора. Если он профессионал, то машина становится продолжением его рук и без проблем выполняет все необходимые действия. Поэтому на погрузчик JCB мы посадили человека, который уже имел дело с импортной техникой.
В отличие от старых погрузчиков с рычажной системой управления, 531-70 Agri намного удобнее в управлении и обладает высокой скоростью выполнения работы. С помощью джойстика оператор может контролировать все рабочие органы машины, передвигать ее вперед-назад, производить поднятие, опускание, выдвижение стрелы.
В сравнении с аналогичными погрузчиками, у которых управление давлением в гидросистеме осуществляется за счет вспомогательного клапана, в конструкциях JCB использовано прямое соединение с полной передачей давления на главный распределительный клапан.
Радиус разворота ковша у телескопического погрузчика JCB довольно высокий — он опрокидывается на 90%. Поэтому его можно поставить вертикально и в таком же положении поднять.
Более того, эта машина адаптирована под быструю замену орудий. Достаточно и 30 секунд, чтобы поменять ковш или зацепить полет. Для сравнения, на переоборудование МТЗ-80 мы тратили как минимум 30 минут за счет более сложной конструкции навески.
Шины у этой машины бескамерные, потому в ремонте она намного удобнее — при замене не требуются дополнительные детали. Прочность резины высокая. После года работы мы заменили только одно покрытие, и то потому, что его сами порвали об арматуру при погрузке на строительных работах. А так как шины далеко не дешевые, мы решили сэкономить и закупить российскую резину (передние шины от трактора МТЗ 1221).
За все время работы погрузчика 531-70 Agri серьезных технических проблем не возникало. Разве что на быстроразъемной муфте повредилось уплотнительное кольцо, из-за чего происходили небольшие утечки масла. Эту неисправность мы устранили самостоятельно.
Если мы будем соблюдать все нормативы по обслуживанию и эксплуатации, думаю, он прослужит в хозяйстве еще как минимум 8 лет. При нагрузке 100% этот агрегат, купленный за 2,9 млн руб., уже давно оправдал затраты.
Михаил Молчанов исполнительный директор хозяйства «Агрофирма Дмитрова Гора» (Тверская область)
— В апреле прошлого года мы закупили два погрузчика JCB 531-70 Agri за 3,45 млн руб. (стоимость базовой комплектации). Один работает у нас, второй в Курской области, в хозяйстве «Агропромкомплектация-Курск», которое входит в наш холдинг.
Главные критерии выбора, которыми мы руководствовались при выборе техники, — это экономичность, маневренность и многофункциональность агрегата (JCB с легкостью выполняет погрузо-разгрузочные работы и транспортировку). А вопрос в выборе фирмы и вовсе не стоял.
У JCB все узлы собственного производства, а не сборные, как у некоторых компаний: двигатель от одного производителя, гидравлика от второго, кабина от третьего.
Также нас привлекла неограниченная сроками гарантия на стрелу от изломов и изгибов (если это происходит не по вине механизатора), которую предоставляет JCB и которой нет у многих импортных производителей. Кроме того, основное направление JCB — производство строительной и спецтехники. И большинство строительных компаний отдают предпочтение именно этой фирме.
Погрузчики отечественного производства мы даже не рассматривали, потому как российские заводы сегодня не производят машины такого класса.
В хозяйстве новый агрегат загружен в зимний период на 70%, в остальное время — на 100%. Он выполняет строительные и полевые работы (сев, погрузка удобрений, заготовка и отгрузка кормов, погрузка тюков, транспортировка).
Если сравнивать с погрузчиком JCB аналогичные модели, то, например, у машины французской компании Manitou BF менее производительная гидравлика. Но JCB выполняет буквально «акробатические» трюки: поднимает самого себя, производит автоматическое копирование ковша относительно грунта и т.д. Он включает все функции, которые есть у других аналогов.
Эта машина может передвигаться боком под углом 45%. Колесная схема со всеми ведущими и управляемыми колесами обеспечивает три режима поворота: только передних колес, передних и задних в разные стороны, движение «крабовым ходом». Хорошую устойчивость машины обеспечивают большая колесная база и низкий центр тяжести.
Что касается износа шин, то больше всего они изнашиваются на бетоне, меньше на асфальте и практически не стираются, если работать на грунте. У нас они изношены на 20%. При бережном отношении, думаю, прослужат еще года два.
Техническое обслуживание мы проходим регулярно (ТО-1 и ТО-2 делаем сами, а для ТО-3 приезжают сервисные инженеры). Замену масел, фильтров и плановые работы также производим самостоятельно. По моим подсчетам, до первого кап-ремонта нам еще 7-8 лет.
Николай Гуськов главный инженер хозяйства «Знаменское» (Тульская область)
— До покупки погрузчика JCB мы работали на реферном агрегате на базе трактора ЮМЗ 6 российского производства, который использовали исключительно для погрузки кормов. Новый же агрегат многофункционален и справляется не только с этой работой. Используем его для загрузки сеялок в посевную, а также при небольших строительных операциях.
Мы выбрали этот погрузчик потому, что он подошел нам по техническим характеристикам (вылет стрелы — 7 м). Поэтому приобрели его не раздумывая.
В управлении новый агрегат очень легкий — у него установлена коробка автомат. Да и с точки зрения безопасности и комфорта все предусмотрено. Кабина стеклянная, разделена на две части. У нее хорошая шумоизоляция, работает система вентиляции и отопления.
У нас 531-70 Agri проработал год. За время эксплуатации погрузчика отказов в работе не наблюдалось, если не считать протекания уплотнений гидроцилиндра. Когда неисправность была замечена в первый раз, инженеры сервисной службы дилера произвели замену уплотнительных колец по гарантии, сославшись на заводскую недоработку. Однако спустя три дня течь масла возобновилась и было принято решение о замене гидроцилиндра в сборе. Но новую деталь мы пока не получили. Все это время погрузчик работает исправно, хотя за счет утечки он ежедневно теряет значительное количество масла.
Павел Михайленко коммерческий директор центра аграрного маркетинга «Агро-М»
— Погрузчик 531-70 Agri будет пользоваться большим спросом в хозяйствах, где одновременно занимаются растениеводством и животноводством. На таких предприятиях работа для него найдется круглый год: перемещение буртов с зерном, погрузка зерна, тюков и рулонов с соломой, сеном и сенажом. Эту технику можно применять также для работ, связанных с погрузкой отходов животноводства, частично при выполнении земляных работ, для перемещения тележек с грузом. 531-70 Agri — это сравнительно «молодая» модель, поэтому оснащена лучше своих собратьев. Сейчас большое значение придается комфорту в кабине и удобству управления, и здесь, по моему мнению, производители хорошо справились со своей задачей. Это же касается и внешнего вида. По техническим характеристикам, расходу топлива, управляемости одна немецкая компания, которая проводит испытания сельхозтехники, оценила его как самый лучший из наиболее известных на сегодняшний день телескопических погрузчиков, и эта оценка, на мой взгляд, справедлива.
Но назвать JCB самой востребованной моделью на настоящий момент нельзя, и тому виной его достаточно высокая цена. А в связи с финансовым кризисом вряд ли он сможет в ближайшие несколько лет отвоевать более или менее значимую долю рынка, на котором сейчас господствуют хоть и немного устаревшие, но более привлекательные по цене Manitou и Merlo.