Журнал «Агротехника и технологии»
Сегодня перед многими инвесторами и менеджерами, решившими заняться свиноводством, встает вопрос: как начать бизнес? Приобрести ли старое предприятие по производству свинины для его последующей реконструкции или построить новый комплекс в «чистом поле». Однозначного ответа на этот непростой вопрос не существует — все зависит от целого ряда обстоятельств и факторов.
На сегодняшний день около 80% производимой в России свинины получают на свинокомплексах советского образца. Около 50% из них модернизированы, но подавляющее число ферм по значительному числу показателей (энергосбережение, затраты корма на голову, количество сотрудников
Реконструировать старое?
Свинокомплекс «Троицкое» (Белгородская обл., входит в состав «Губкинагрохолдинга») с проектной мощностью 108 тыс. голов откорма в год (включая репродуктор) был запущен в 1970 г. За прошедшие с того времени тридцать с лишним лет оборудование и здания пришли в изношенное состояние, однако коммуникации, инфраструктура и опытный коллектив сохранились. Поэтому когда комплекс был включен в состав холдинга, здания было решено капитально отремонтировать, а оборудование постепенно заменить (без нарушения несущей способности конструкции). «Реконструкция — дело не простое, — делится опытом заместитель генерального директора Валерий Сидоренко. — Однако в сотрудничестве с инженеринговой фирмой нам удалось найти оптимальные решения по адаптации зарубежного оборудования. В результате мы достигли хороших показателей (сохранность до откорма у нас — 85%, среднесуточные привесы на откорме — 800 гр, поросят от свиноматки — 22,2 шт./г.) и успешно конкурируем на рынке».
В аналогичной ситуации оказался и один из старейших российских свинокомплексов «Заволжский» (Тверская обл.). Когда-то этот гигант, и сегодня поставляющий львиную долю своей продукции на Клинский мясокомбинат, имел статус племенного, потом потерял его, но после реконструкции получил вновь. «Мы начали работать в далеком 1965 г., и можете представить, в каком плачевном состоянии были здания и оборудование к моменту реконструкции, — рассказывает генеральный директор предприятия Николай Булычев. — Сначала мы начали с малого: заменили систему кормления на откорме. У нас была примитивная раздача с тележки в общие желоба. При этом происходили колоссальные потери корма, сильные особи отгоняли от кормушки слабых, поголовье получалось неровным. С установкой кормушек «Турбомат» и автоматизированной кормораздачи бельгийской фирмы «Роксель» мы получили огромную экономию на кормах порядка 30-35%, увеличили привесы с 550 до 680 гр в сутки. Оборудование прекрасно показало себя в условиях большого свинокомплекса. Затем, предварительно проведя ремонт зданий, поэтапно заменили все виды оборудования: систему контроля микроклимата, вентиляцию, обогрев. Это дало нам возможность снизить себестоимость свинины на 20-25%».
Действительно, самой основной производственной затратой, наиболее сильно влияющей на себестоимость свинины, является кормление. По данным российских специалистов, в себестоимости убойных свиней почти 75% составляют затраты на корма, на втором месте стоят общехозяйственные расходы — 4,2%, на третьем — энергозатраты и только на четвертом — зарплата — 3,5%. Но если на стоимость кормов повлиять нельзя (ее определяет рынок), то снижения затрат на корма добиться вполне реально. Сделать это можно как с помощью улучшения генетики свиней, так и путем внедрения современной кормораздачи и рациональных кормушек.
Возводить новое?
И все же по многим прогнозным показателям в ближайшие годы тон в производстве свинины будут задавать владельцы вновь созданных производств. Вполне вероятно, что лидерами станут такие компании, как Группа компаний «Черкизово», ЗАО «Мираторг», Сибирская аграрная группа, ЗАО «Русская свинина» и другие, сделавшие основной акцент не на реконструкцию, а на строительство новых современных свинокомплексов (не менее 5 тыс. основных свиноматок). По мировым меркам это гигантские свиноводческие предприятия. Однако не будем акцентировать внимание на размерах ферм. Тот факт, что непрофильные инвесторы предпочли строить новые объекты, говорит о современном подходе к свиноводческому бизнесу.
В том, что при желании отвоевать долю рынка свинины необходимо построить современное высокоэффективное предприятие, которое сможет предложить рынку продукцию, соответствующую критериям сегодняшнего дня, у специалистов нет сомнения. Не стоит даже ставить вопрос о том, что лучше: приобретать старое или возводить новое. Экономическая и рыночная целесообразность говорит только в пользу нового строительства.
Например, один из крупнейших импортеров мяса, «Мираторг», основываясь на изменчивости конъюнктуры рынка, принял решение в 2006 г. создавать собственное производство свинины. Амбициозные планы компании («Мираторг» заявил о производстве 1 млн гол./г. к 2010 г.) на взгляд традиционных свиноводов могут показаться нереальными. Однако в Белгородской области вовсю идет возведение крупных свинокомплексов. В некоторых из них уже стоят животные.
По словам генерального директора компании Александра Никитина, через несколько лет требования к производству мяса повысятся, поэтому здания и оборудование должны соответствовать стандартам НАССР и ISO. Добиться же этого можно только путем нового строительства, уверен специалист. «Вкусы российского потребителя уже сегодня стремительно меняются (например, стала востребованной нежирная свинина). Да и переработчики выставляют новые условия: поголовье на убой должно поступать «ровное», то есть одинакового веса и размера. А этих показателей можно достичь только на предприятии, где внедрены новые технологии, автоматизировано производство и соблюдены все нормы ветеринарии и гигиены. Поэтому у нас не было никаких сомнений, как создавать бизнес: все наши предприятия строятся только в «чистом поле», — объясняет политику своей компании Никитин.
Работая на перспективу, «Мираторг» также строит собственную кормовую базу (компания выращивает зерно на площади в 70 тыс. га). Словом, с первых шагов стремится организовать производство в соответствии с современными требованиями, чтобы в будущем ничто не препятствовало возможному экспорту мяса за рубеж.
По такому же пути пошло и предприятие «Русская свинина», созданное владельцами компании «Русский уголь». В Каменецком, Миллеровском и Кашарском районах Ростовской области строятся современные свинокомплексы с маточным поголовьем 5 тыс. каждый. У инвесторов амбициозные планы по захвату определенной доли рынка, поэтому все рассчитывается до мелочей. «С учетом роста доходов и покупательской способности россиян потребление свинины будет только расти, — говорит владелец «Русской свинины» Вадим Варшавский. — Конечно, придется конкурировать с импортом. Но мы планируем выйти на максимально низкий уровень себестоимости, которого можно добиться только в условиях высокоэффективного производства с применением современных технологий и соблюдения зооветеринарных требований. А это только новое строительство».
Что получается?
Специалисты отмечают, что даже после капитальной реконструкции старых ферм многие свиноводы не могут похвастаться высокими производственными показателями. Срабатывает множество факторов, которые не позволяют подняться выше определенной планки. Прежде всего это десятилетиями копившийся бактериальный фон, зачастую являющийся причиной вспышек многих заболеваний, а также абортов у свиноматок. Кроме того, не всегда представляется возможным в полной мере реконструировать помещения в силу их конструкторских особенностей, подведенных коммуникаций и прочих сложностей. Например, проблемным вопросом является установка систем навозоудаления и обогрева, а также устройство щелевых полов, которые далеко не всегда удается заменить.
Руководство хозяйства «Агро-Покровское» (Волоконовский р-н, Белгородская обл.) приняло решение модернизировать существующую площадку откорма мощностью 12 тыс. голов одновременной постановки. Как и на абсолютном большинстве действующих ферм, где проводится реконструкция, останавливать производство здесь не решились. В результате система навозоудаления была не заменена, а только отремонтирована. Также не получилось усовершенствовать системы вентиляции и отопления. «Мы не остановили производство, потому что реконструируем в условиях ограниченности финансовых средств, — объясняет генеральный директор «Агро-Покровского» Сергей Исаенко. — Это, конечно, наложило отпечаток на качество проводимых работ. Например, мы не решились менять существующую канализацию, ведь использовать стройтехнику в ограниченном пространстве нереально. Поэтому оставили старую, лишь немного ее отремонтировав».
Не очень доволен производственными показателями на реконструированном комплексе и Сидоренко из «Троицкого». «Сегодня наше производство свинины достаточно рентабельно, — рассуждает он. — Однако мы далеки от результатов, которых достигают в развитых свиноводческих странах, таких, как Дания, Голландия, Канада и других. Мы никак не можем добиться прогресса в таких важных показателях, как число поросят от одной свиноматки в год, осеменяемость свиноматок, процент замены свиноматок, суточные привесы на откорме. Основной причиной, на мой взгляд, является накопленный бактериальный фон, а также консерватизм персонала».
Основываясь на собственном опыте реконструкции, в ЗАО «Троицком» решили обзавестись новыми зданиями и в соответствии с современными технологиями возвели несколько свинарников из легкой металлоконструкции. По словам Сидоренко, такое строительство обходится чуть ли не в два раза дешевле реконструкции. Однако при этом очевидном преимуществе у метода есть и недостатки. Из-за консерватизма системы землеотвода, получения разрешения на строительство, проектирования и других трудностей создание нового предприятия становится делом необычайно хлопотным.
Компания «Станица» по своим масштабам является некрупным комплексом (600 основных свиноматок). Тем не менее это не помешало предприятию стать флагманом свиноводства Калининградской области. Поэтому именно «Станице» предложили выступить с инициативой создания проекта современного свинокомплекса (в рамках Национальной программы поддержки свиноводства). «Несмотря на ощутимую поддержку областной администрации, выделение земельного участка было весьма болезненным и затянуло начало строительства как минимум на один год, — недоволен руководитель предприятия Георгий Глуховский. — В результате обвальной приватизации и несовершенства земельного законодательства большое количество земли находится в долях, не используясь при этом по назначению. И поэтому выкроить цельный участок в одобренном экологами месте было практически невозможно. В итоге мы трижды меняли участок, хотя все остальные составляющие проекта уже были в наличии».
Немало трудностей вызывает и процесс изготовления рабочего проекта строительства свинокомплекса. В основном на рынке действуют проектные организации, оставшиеся еще с советских времен. Работающие в них проектировщики слабо разбираются в новых технологиях и применяют устаревшие СНИПы и ГОСТы, затягивают сроки выдачи документации. «Технологические составляющие проектов строящихся свинокомплексов разрабатывались нашими зарубежными партнерами-поставщиками оборудования, — вспоминает генеральный директор «Правдинского свинопроизводства» (Калининград) Пер Расмуссен. — На выходе мы получили документацию на некий свинокомплекс, который отдаленно напоминал тот, который мы собирались строить».
Получается, что трудностей хватает и у тех, кто реконструирует старые свиноводческие предприятия, и у тех, кто строит новые. Государство предложило финансовую поддержку свиноводам, но не поспособствовало разработке современных подходов к строительству и реконструкции, не инициировало создание новых форм проектирования и прохождения экспертизы. Вот свиноводы и решают проблемы на свой страх и риск, ищут подход ко всем вовлеченным в этот процесс организациям, пытаясь решить дело через областную администрацию, которая заинтересована в создании новых производств.
Автор — генеральный директор компании «Неофорс».