Журнал «Агротехника и технологии»
Трактор John Deere 8430 независимые эксперты называют одним из наиболее продаваемых на российском рынке сельхозтехники. Универсальный пропашной агрегат серии 8030 (состоит из пяти моделей — 8130, 8230, 8330, 8430, 8530 с диапазоном мощности от 215 до 320 л.с) предназначен для выполнения энергоемких технологических операций в растениеводстве и кормопроизводстве, а также для транспортных работ. John Deere 8430 адресован в первую очередь хозяйствам с высокими доходами и большими площадями (не менее 1 тыс. га). Журнал «АТт» расспросил аграриев о плюсах и минусах этой машины.
Геннадий Рязанов, гендиректор хозяйства «Агофирма «КРиММ» (Тюменская область):
— Для работы по технологии no-till нам необходим был трактор, который мог бы легко агрегатироваться с 12-метровой сеялкой, поэтому John Deere 8430 мощностью двигателя 320 л.с. подходил для нас идеально.
В условиях круглосуточной работы эта модель, агрегатированная с сеялкой, засевает 120 га, а с дисковым культиватором типа «Рубин» фирмы «Lemken» обрабатывает 180 га. При этом расход топлива составляет всего 8 л/га.
В отличие от «Кировца К700», который мы использовали ранее, John Deere 8430 идеально сбалансирован. За летний сезон мы возделали 40 тыс. га, агрегат наработал 3 тыс. моточасов — это очень хороший показатель. Производительность этой модели в 1,5-2 раза больше, чем у «Кировца». Более того, не было серьезных поломок (за исключением неисправности гидромуфты), соответственно агрегат не простаивал.
Порой у нас возникали сложности с поставкой запчастей для этого трактора. Впрочем, эта проблема есть не только у John Deere, но и у других иностранных производителей, таких как LANDINI или Case New Holland.
Николай Соловьев, главный инженер ЗАО «Предпортовый» (Ленинградская область):
— В нашем хозяйстве мы заменили старый парк, состоящий из белорусских машин МТЗ новыми тракторами John Deere. Одну из них — модель 8430 восьмой серии — мы купили в прошлом году. Она легко агрегатируется с другими сельхозмашинами. К примеру, имея переднюю навеску, можно использовать дополнительную косилку или какой-то другой агрегат (культиватор, сеялку) и проделывать таким образом две операции за один проход.
Трактор 8430 загружен у нас на 100% круглый год: для работы с ним подобран практически весь перечень необходимых в хозяйстве машин. В 2007 г. мы весь сезон заготавливали на нем силос. Зимой агрегат работал с 17-тонным прицепом, вывозил органику (торф, навоз) на поля. Также эта техника хорошо себя показала на посеве зерновых культур: оснащенная девятиметровой сеялкой Soliter (Lemken), она в зависимости от погодных условий проходила до 22 га в смену. Серьезных поломок в процессе эксплуатации не возникало. Были, конечно, небольшие неисправности (забился фильтр), но с ними справлялись самостоятельно.
Один из критериев, благодаря которому мы выбрали эту модель, — это близко расположенный сервисный центр компании «Урожай» (Ленинградская область; поставка сельскохозяйственной техники для растениеводства европейских производителей). Мы уверены, что в случае серьезной поломки работающие там специалисты смогут оперативно отреагировать и уберечь нас от простоя техники.
К минусам John Deere 8430 можно отнести разве что трудности работы на российской солярке. В зимнее время (когда температура опускалась до -12-15°С) при использовании некачественного топлива парафин выпадал в осадок и забивал фильтры, в результате чего трактор глох. Для того чтобы машина работала исправно, нам приходилось ставить дополнительные сепараторы.
Виктор Иванов, главный инженер ЗАО «Племзавод Приневское» (Ленинградская область):
— Изначально мы работали на «Кировце К700», но все агрегаты (сеялка, гребнеобразователь
Весной 2007 г. мы купили John Deere 8430. Первая причина, по которой выбор пал именно на эту модель, — ее невысокая стоимость (6 млн руб.). Ведь остальные западные аналоги дороже этого трактора на 5-10%.
В сезон машина отработала 1,2 тыс. моточасов, возделав 4,5 тыс. га пашни. За это время не возникло никаких серьезных поломок. Сервисный центр ни разу не сорвал поставку комплектующих деталей для техобслуживания, которое наши специалисты провели самостоятельно.
На мой взгляд, трактор John Deere 8430 нецелесообразно покупать небольшим хозяйствам с площадью пашни менее 1 га. Дело в том, что эта машина — мощное энергосредство, и чтобы его загрузить, необходимо иметь в наличие достаточно дорогостоящее прицепное и навесное оборудование.
Мнение экспертов
Николай Щельцын, директор Научно-исследовательского тракторного института (НАТИ):
— Как правило, аграрии приобретают John Deere 8430 из-за отсутствия отечественных аналогов, предназначенных для выполнения энергоемких технологических операций. Но, насколько мне известно, разработки по созданию подобных тракторов сейчас ведутся в Минске. Эти машины должны выйти на наш рынок ориентировочно в 2008—2009 гг. А в России выпуск моделей такого же класса начинает «породненная» с Петербургским тракторным заводом фирма «АТМ» (Санкт-Петербург). Несмотря на то, что машины этого производителя состоят исключительно из импортных комплектующих, компания сможет завоевать определенную долю рынка.
В то же время среди зарубежной техники аналогов модели John Deere 8430 достаточно много. Практически у всех западных фирм есть агрегаты подобной мощности (от 250 до 350 л.с.). Но 8430 популярен за счет своей цены — она на 15-20% дешевле стоимости некоторых других импортных тракторов (например, машин компании Fendt) — и качества.
Из-за высокой мощности такая модель востребована у крупных хозяйств, имеющих большие поля и заинтересованных в приобретении мощной техники. С этой машиной легко агрегатируются высокопроизводительные комплексы.
Эта модель достаточно надежная, поломки случаются редко. Если John Deere 8430 будет работать около 1,5 тыс. час./г., то он сможет прослужить не менее 10-15 лет. Вопрос заключается в том, насколько быстро среагирует сервисный центр в случае неполадок. Но, как мне известно, в России сервисная сеть компании John Deere развита достаточно хорошо.
Валерий Адаев, генеральный директор компании «Немецкая аграрная группа»:
— Если не брать в расчет модель 8530, отличающуюся от остальных тракторов восьмой серии наличием переднего моста с независимой подвеской, то агрегат 8430 является последним в линейке машин John Deere с неломающейся рамой. Следом идет серия более мощных тракторов (380-500 л.с.) с ломающейся рамой. Они дороже своих предшественников на 30-40% (без ломающейся рамы ориентировочная стоимость агрегатов составляет 0-220 тыс., а с ломающейся — 0-290 тыс.).
На мой взгляд, более универсальным является трактор мощностью 300-330 л.с. Его можно использовать на различных видах сельхозработ работ (вспашка, культивация, боронование, посев, транспортные работы, работы с прицепными кормоуборочными машинами
Главным конкурентом 8430 можно считать New Holland Т 8040 и Case Magnum М Х 300. Эти агрегаты тоже имеют жесткую раму, обладают такой же тяговой силой, но стоят дешевле на 15-20%. Вследствие этого тракторы концерна CNH имеют лидирующие позиции по количеству продаж в России, а John Deere занимает второе место.
Трактор 8430 больше подойдет для больших хозяйств. В среднем один агрегат рассчитан на 1,5-2 тыс. га земли и при максимально полной загрузке окупится за 2-3 года. Машина такого класса при нормальном подходе способна работать 15 тыс. моточасов до первого серьезного капремонта. Главное условие качественной эксплуатации этой модели — использование дизельного топлива и масла хорошего класса. Достаточно часто аграрии заправляют свои находящиеся на гарантии машины оригинальными маслами, рекомендованными производителем, а как только трактор сходит с гарантии, желая сэкономить, заливают суррогат, в результате чего появляются неполадки.
Как и любая другая техника, трактор модели 8430 не застрахован от мелких заводских неисправностей. Например, в первые дни эксплуатации может отказать датчик. Но по большому счету характер поломок у этой модели не такой серьезный, как, например, у российской техники. Квалифицированный специалист в состоянии справиться с незначительной неполадкой, если это не серьезный заводской брак, ликвидация которого исключительно в компетенции сервисного центра дилера компании-производителя.
Однако сервисное обслуживание, предлагаемое большинством дилеров компании John Deere, на мой взгляд, находится на низком уровне. Эта проблема присуща многим западным компаниям, предлагающим свою технику российскому рынку.