Журнал «Агротехника и технологии»
Подготовка почвы под посев озимых зависит от засоренности поля и условий увлажнения, места в севообороте, урожайности предшественника и того, как он был убран. Не последнюю роль играет и наличие парка необходимой сельхозтехники. Впрочем, главный вопрос — пахать или не пахать — в каждом хозяйстве решают по-своему.
В орловском хозяйстве «Дубовицкое» (принадлежит компании «Щелково Агрохим») под озимые не пашут. «Это наш единственный незыблемый принцип подготовки почвы к посеву», - говорит директор Сергей Борзенков. В остальном же условия от года к году меняются. Система обработки почвы на конкретном участке зависит от предшественника, условий уборки, засоренности, увлажненности, состава и свойств почв, плодородия и других факторов, которые отслеживает и анализирует агроном, прежде чем принять окончательное решение, объясняет директор. «Часть полей мы обрабатываем по минимальной технологии, остальные — по нулевой, — продолжает он. — После уборки гороха, однолетних трав и рапса сразу запускаем в поля трактор John Deere с сеялкой прямого посева Амазоне ДМС-602 и сеем озимые с одновременным внесением удобрений в рядок». А вот после таких предшественников, как ячмень, яровая пшеница, приходится применять поверхностную обработку дисковой бороной Катрос, чтобы ускорить разложение остатков соломы, замечает специалист. «Уборка у нас всегда с измельчителем, урожай высокий, соломы получается много. Ее обязательно нужно перемешать с землей. А чтобы бактерии, минерализующие солому, не обеднили почву, перед рыхлением на поля вносим по 50 кг/га аммиачной селитры. Через две-три недели, после прорастания сорняков, проводим повторную обработку Катросом и сразу запускаем сеялку Амазоне Цитан 8801 и сеем озимую пшеницу», — делится опытом Борзенков.
Как обработаешь, так и пожнешь
Подготовка почвы — это основа будущего урожая, замечает Владимир Чернев, исполнительный директор отделения «Раменье» агрофирмы «РусМолоко». Перед посевом озимых главное вовремя и качественно провести все операции, создать хорошие условия для прорастания семян, советует он. «Ведь чем ровнее поле, тем лучше будут всходы, к тому же семена пшеницы должны лечь на глубину 4-6 см и быть хорошо заделанными и прикатанными для улучшения контакта семени с почвой», — объясняет исполнительный директор.
В «Раменье», как и в других отделениях «РусМолока», под озимые поля обязательно пашут. После культивируют, боронуют и сеют. Именно эта технология, по мнению Чернева, позволяет получать на подмосковных землях по 40 га качественного зерна. «Когда мы работали лущильниками, урожай у нас был гораздо меньше, — вспоминает он. — Поэтому мы перешли на сплошную культивацию. Культиваторы более качественно разделывают землю, рыхлят почву на одинаковую глубину, выравнивают поля, вычесывают сорняки. Все это создает хорошие условия для прорастания семян».
Как объясняет исполнительный директор отделения «Вешние воды» «РусМолока» Валентина Матюкина, на ее территории не перешли на безотвальную обработку, потому что вводят в севооборот залежи. «Эти земли по 5-7 лет не обрабатывались вообще, без плугов тут просто не обойтись. Чтобы окультурить поля, нам еще несколько лет придется пахать», — считает она.
Однако заведующий кафедрой почвоведения Российского государственного аграрного университета — МСХА им. К.А. Тимирязева Валерий Кирюшин уверяет, что под озимые нельзя пахать вообще. И даже глубоко рыхлить без оборота пласта не рекомендуется. Иначе в процессе осадки почвы корневая система растений может повредиться, поясняет он. Высевая озимые, важно также не пересушить почву и равномерно заделать семена, добавляет он. Поэтому обработка под посев озимых всегда должна быть минимальной.
У одного из соавторов академического учебника «Растениеводство», профессора кафедры растениеводства РГАУ — МСХА Владимира Долгодворова, другое мнение на этот счет. Пахать нужно обязательно, убежден он. Однако специалист не отрицает, что в южных регионах (в хозяйствах с высокой культурой земледелия) на чистых от сорняков полях можно ограничиться минимальной обработкой почвы.
Минимальная или поверхностная обработка подходит для значительной части почв России, считает Кирюшин. Даже в таежно-лесной зоне при грамотном подходе возможно внедрение no-till. А черноземы вообще не требуют обработки. Их плотность, за исключением солонцеватых и искусственно уплотненных, близка к оптимальной для озимых культур.
Предпосевные комбинации
Способ обработки почвы в первую очередь зависит от растений, предшествующих озимым культурам, продолжает Долгодворов. «Если это многолетние травы, за месяц-полтора до посева нужно провести дискование на глубину 8-10 см в двух направлениях. Потом, через две недели, вспахать поле, после этого провести культивацию, а затем еще и предпосевную культивацию на глубину заделки семян непосредственно перед посевом. При этом желательно, чтобы разрыв между предпосевной культивацией и посевом был не более суток», — советует ученый. Если озимые высеваются после раннего картофеля, можно ограничиться поверхностной обработкой — дискованием, а после провести боронование и сеять, добавляет он. В южных же регионах озимые обычно размещаются по чистым или кулисным парам. А решение пахать или не пахать зависит от засоренности полей и гранулометрического состава почвы, замечает Долгодворов.
В «Дубовицком» паровые поля подготавливают к посеву озимых по минимальной технологии. «В середине июня, когда отрастает сорняк, обрабатываем поля раундапом, а в начале июля, когда сорняки подсыхают, проводим обработку дисковой бороной Катрос, — рассказывает Борзенков. — Перед посевом обработку повторяем и сразу запускаем в работу сеялку для мульчирующего посева Амазоне Цитан 8801».
Как уверяет региональный менеджер по СНГ компании Amazonen-Werke Виктор Буксман, система обработки почвы под озимые начинается с уборки предшественника. Комбайн — важнейшее почвообрабатывающее орудие, говорит он. От высоты среза, длины измельченных соломинок и качества их распределения по полю зависит выбор способа, глубины и интенсивности последующей обработки. «Если на вашем поле распределено 10 т/га соломы, рыхлить нужно на глубину не менее 10 см, чтобы вся эта масса равномерно перемешалась с землей, — приводит пример Буксман. — Ведь если она распределена по полю равномерно и качественно, достаточно одного прохода почвообрабатывающего агрегата — и поле готово к посеву озимых». Но качество обработки ухудшается при высокой стерне или неравномерном распределении соломы по полю, замечает он, предупреждая, что плохую работу комбайнера невозможно компенсировать хорошей обработкой почвы. «Оптимальная высота стерни должна составлять 20-25 см, иначе при дисковании резко повышается расход горючего, — говорит он. — Если же технология обработки нулевая, то от качества измельчения и распределения соломы по полю зависит равномерность прорастания и созревания озимых».
По словам Кирюшина, большое количество растительных остатков может быть как плюсом, так и минусом в конкретной ситуации. «Ими нужно управлять, — уверен он. — Нулевая технология — это мастер-класс для агронома. Ее успешно осваивают те, кто умеет справиться с сорняками и не допустить дефицита почвенного азота. «Шуба» из растительных остатков помогает сохранить влагу, создает благоприятный микроклимат в поверхностном слое и способствует повышению микробиологической активности почвы. Но она же может стать рассадником болезней и вредителей».
При подборе системы обработки почвы под озимые культуры Кирюшин предлагает руководствоваться такими принципами: в эрозионноопасной зоне проводить плоскорезную минимальную обработку с сохранением пожнивных остатков. В лесостепной зоне использовать комбинированные приемы с чередованием минимальной обработки и глубокого рыхления. В таежно-лесной зоне поверхностную обработку один раз за севооборот дополнять вспашкой или глубоким рыхлением. Ну а в черноземной зоне, за исключением склоновых земель, где без обработки усиливается сток, стараться переходить на нулевую технологию.
Искусство баланса
Для юга России, где главным лимитирующим фактором при выращивании зерновых является вода, важно как можно меньше обрабатывать почву, чтобы сохранить влагу, соглашается с Кирюшиным начальник отдела развития дистрибуции и сервиса МХК «ЕвроХим» Михаил Локтионов. «Любая механическая обработка стоит влаги, — замечает он. — В то же время хозяйствам нужно внести полные дозы удобрений, которые обеспечат будущий урожай». Под озимые Локтионов советует фосфорные, калийные и даже азотные удобрения вносить с осени, потому что «за зиму они никуда не исчезают, а лишь мигрируют в более глубокие слои». Главное — чтобы удобрения заделывались в почву, уточняет он.
В «Дубовицком» этот вопрос решают просто — по минимальной технологии вносят удобрения перед второй обработкой Катросом, а по нулевой — одновременно с посевом. «В рядок можно внести не более 60-80 кг/га сложных удобрений в физическом весе, иначе вокруг семян будет создаваться кислая среда, способствующая развитию болезней, — рассуждает Борзенков. — Это так называемая стартовая доза. Все остальное растения возьмут из почвы, поскольку нулевая технология используется после хороших предшественников, которые обогащают ее питательными веществами».
В «Раменье» от посева озимых с одновременным внесением удобрений отказались. «Это требует больше времени, а нам важно провести все операции вовремя», — объясняет Чернев. Поэтому мы вносим удобрения до всходов или по всходам, добавляет он.
В некоторых опрошенных «Агротехникой и технологиями» хозяйствах изменить технологию обработки почвы под посев озимых не позволяет имеющийся в распоряжении парк техники. Ясно, что если в хозяйстве нет сеялок прямого посева, ни о какой нулевой технологии не может быть и речи. В подмосковном «Раменье», например, продолжают работать по традиционной технологии со вспашкой именно из-за отсутствия современных агрегатов. Аналогичная ситуация в соседнем отделении «Вешние воды», где после вспашки поля обрабатываются комплексным агрегатом КПШ-6, который хорошо измельчает и выравнивает почву, а затем сразу производится посев сеялками СЗ-3,6.
Помимо техники минимизация требует знаний и постоянного совершенствования технологии. Чем минимальнее обработка, тем больше может быть засоренность озимых посевов и поражение болезнями, предупреждает Кирюшин. Отказ от механической обработки нередко сопровождается ухудшением фитосанитарных условий и, как следствие, увеличением расхода средств защиты растений. Испугавшись такого эффекта, в некоторых хозяйствах возвращаются к традиционной технологии со вспашкой, сетует он.
По мнению Кирюшина, выбор конкретной системы обработки почвы под озимые должен быть не только агрономически грамотным, но и экономически обоснованным. Как подсчитывает Борзенков из «Дубовицкого», разница в затратах при нулевой и минимальной обработке составляет около 1 тыс. руб./га. Технология со вспашкой обходится в среднем на 60% дороже, чем поверхностная обработка, добавляет Чернев. Но конечный результат для него важнее сокращения затрат. «В «Раменье» не экономят на культивации, проводя ее в два следа с разницей в две недели, чтобы спровоцировать сорняки, а потом их уничтожить. Если мы не успеваем этого сделать, теряем в урожайности до 15-20%», — поясняет он.
Автор — корреспондент медиагруппы «Крестьянские ведомости». Материала написан специально для «Агротехника и технологии».