Культура не сахар

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Сахарная свекла — одна из самых доходных технических культур: показатель ее рентабельности достигает 70%. Однако 2007 г. грозит кризисом перепроизводства: загруженность перерабатывающих мощностей уже в прошлом году превысила 90%. В этой ситуации выиграют аграрии, сделавшие ставку на техническую модернизацию, рост урожайности, свеклу с высокой лежкостью и сахаристостью, а также на приспособленные к российским условиям импортные гибриды.

Свекла наряду с подсолнечником одна из самых прибыльных культур для аграриев. В 2006 г. в одной из краснодарских агрофирм компании ее себестоимость составила 606 руб./т, а средняя цена реализации — 1077 руб./т без НДС, что говорит о 78%-ной рентабельности, говорит аналитик Алексей Кириченко. Технический директор «-сахара» Юрий Ейбоженко более сдержан в оценках. «В зависимости от хозяйства себестоимость и рентабельность сахарной свеклы могут быть плавающими, — замечает он, — но 40%-я рентабельность аграриям обеспечена в любом случае». По данным Минсельхоза, в прошлом году рыночная стоимость тонны сахарной свеклы колебалась в пределах 1,1-1,2 тыс. руб./т. А при хорошей урожайности (300-350ц/га) ее себестоимость составляет всего 700-800 руб./т, подсчитывает Ейбоженко.

Впрочем, эту почти идеальную картину может скорректировать ситуация на рынке готового сахара. По прогнозам экспертов, в 2007 году этому сектору, в отличие от развивающегося сырьевого, угрожает кризис перепроизводства. «В ожидании введения сезонной пошлины на сахар-сырец многие компании резко увеличили его ввоз в страну, что привело к перенасыщению рынка», — объясняет зампред правления () Сергей Миронов. По его данным, производство сырцового сахара на 1 марта 2007 г. составило 769 тыс. т против 401 тыс. т по сравнению с аналогичной датой прошлого года. Такой рост может привести к перенасыщению и падению цен на сырье, опасается он. По словам Миронова, аналогичным было положение дел в прошлом году, когда в России изготовили рекордное количество сахара — 3,14 млн т. В результате отпускные цены на него резко упали: по данным , в январе 2007 г. они составили 13,7 руб./кг против 17,2 руб./кг, за полгода до этого. «Из-за падения курса доллара плавающие дифференцированные пошлины на сахар плохо защищают российский рынок. Да и рентабельность сахарного бизнеса очень низкая (3-10%)», — сетует Ейбоженко.

Впрочем, производители сахарной свеклы не пострадают оттого, что переработчики несут убытки. Владельцы сахарных заводов признают: сложившийся порядок ценообразования сейчас работает на аграриев.

Есть куда расти

Крестьяне переоснащают производство и настроены на рост урожайности свеклы, а также ее валовых сборов. По данным одной из перерабатывающих компаний, средняя урожайность этой культуры по России сейчас 320 ц/га, но ее потенциал — не менее 350-400 ц/га. Об этом же говорит и глава представительства Amandus Kahl GmbH & Co в России (установки для гранулирования жома сахарной свеклы) Лариса Аллахвердова: «Мы пока еще не научились получать максимальный урожай (600-700ц/га), но прогресс не стоит на месте — урожаи постепенно увеличиваются. Сегодня уже действительно можно высевать 350-400ц/га». По ее словам Аллахвердовой, аграрии делают ставку на интенсификацию (развитие агротехнологий), хотя для нашей страны приемлем и экстенсивный вариант — увеличение посевных площадей.

На Изобильненском сахарном заводе (Ставропольский край) сделали ставку на оба варианта. В 2005 г. сахаристость свеклы на предприятии повысилась с 13% до 17,5-18%, рассказывает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка () Евгений Иванов. Такого результата удалось добиться вследствие двукратного внесения микроэлементов и улучшения предпосевной обработки почвы. Кроме того, предприятие приобрело новую технику: компакторы, сеялки и опрыскиватели Kuhn, что ускорило сроки уборки культуры. Также с 2,5 до 3,1 тыс. га были расширены посевные площади.

Иванов считает, что для повышения эффективности выращивания сахарной свеклы аграрии должны придерживаться трех правил. Во-первых, неукоснительно соблюдать все этапы новых технологий: точный высев дражированных одноростковых семян, снижающий частоту прореживания, борьба с сорняками при помощи современных гербицидов и т. д. Во-вторых, своевременно финансировать производство и в-третьих — обеспечить хозяйство специалистами и техникой. Устаревшие методы — такие как ручная прополка и обработка растений — должны быть исключены.

Однако не все зависит от современных технологий и финансирования. Снизить эффективность выращивания сахарной свеклы может типичный для АПК риск — погодный, говорят сельхозпроизводители. Например, засушливое лето ведет к снижению урожайности. Например, на Казьминском племзаводе в 2005 г. из-за засухи недополучили 55 ц/га свеклы, вспоминает Иванов. Сырость также провоцирует потерю корнеплодом сахаристости. В том же засушливом 2005 г. сахаристость свеклы в хозяйстве «Укрцукор» составила 12%, а в дождливом 2006 г. этот показатель упал до 11,5%. Финансовый директор в России Глеб Тихомиров отмечает, что помимо хорошей погоды важен правильный выбор сорта и предшественников: например, перед сахарной свеклой лучше сеять озимые, а перед ними — чистый пар.

По данным Кубанского сельскохозяйственного консультационного центра, урожайность корнеплодов на 60% зависит от выбора технологии возделывания сахарной свеклы. Среди факторов, которыми человек может эффективно управлять, большую роль играет выбор сорта, соглашаются в центре с Тихомировым, а также количество внесенных азотных удобрений и густота стояния. Кроме этого, если даже при слабой засоренности поля не уничтожить сорняки, то можно потерять 20-30% урожая.

Как сделать слаще

В опрошенных «» хозяйствах в числе производителей, у которых закупаются семена, называют Deleplanque&CIE, , Advanta, и Danisco. Сергей Уткин, гендиректор ООО «АРГО» (представитель Danisco в Поволжье), рассказывает, что сейчас есть много современных сортов. Одни сочетают стабильно высокую урожайность с хорошей сахаристостью и технологическими свойствами, другие устойчивы к мучнистой росе и церкоспорозу (дают самые высокие урожаи при средних и поздних сроках уборки).

Западные гибриды обладают неплохой урожайностью и сахаристостью, но эти показатели у них зависят прежде всего от поставляемых семян, рассуждает замдиректора ВНИИСа Ольга Подвигина. «Для хозяйств Западной Европы семена готовятся по так называемой европейской версии, а для нас — по российской, — поясняет она. — А это не одно и то же. В составе драже, поставляемого в Европу, содержится полная защита от всех болезней, а у продукции, отправляемой в Россию, этого нет, утверждает Подвигина. «Из своего опыта мы знаем, что семена зарубежных гибридов, подготовленные по европейской версии, давали в два раза больший урожай, чем те, что производились по российской», — сетует замдиректора.

Кроме того, корнеплоды из импортных семян ломкие и хрупкие, считают во ВНИИСе, сильнее травмируются, обладают невысокой лежкостью, а во время вегетации больше восприимчивы к болезням, чем наши. У плодов, перенесших инфекцию, снижается сахаристость. Получается, что, хотя западные образцы изначально более сахаристые, чем отечественные, сахаристость на выходе у них ниже, утверждает Подвигина, не приводя, впрочем, конкретных цифр. А российские гибриды устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, хвалит она наши сорта. «На Кубани, — приводит пример Подвигина, — в последние годы стали намного чаще использовать зарубежные гибриды. И хотя урожайность сахарной свеклы выросла, выход сахара за счет того, что плоды перенесли болезни, снизился на 1%». Во ВНИИС рассказывают об одном из своих гибридов, средняя урожайность которого при сортоиспытании якобы составила 46 т/га, а сахаристость — 18,6%.

Вообще сахаристость, которую многие специалисты считают одним из ключевых показателей, — фактор довольно субъективный, доказывает Кириченко из : она подходит только для сравнения эффективности хозяйств, расположенных в зоне одного сахарного завода. Иванов из ИКАРа высказывается еще более категорично: «Промежуточные показатели, такие как рост урожайности и сахаристость, ни о чем не говорят, — заявляет он. — Самое главное — объем сахара с гектара посевной площади». А чтобы добиться высокой сахаристости и урожайности, нужно выращивать не кормовую, а сортовую сахарную свеклу, а также стараться обеспечивать ее устойчивость к болезням и лежкость при хранении, добавляет аналитик.

Такие гибриды стараются использовать в : компании нужны семена, «генетически предрасположенные к высокой сахаристости». Кириченко говорит, что этими качествами обладают импортные, особенно французские сорта. 92% всей свеклы производит из семян Deleplanque&CIE, остальные 8% приходятся на , Advanta, и др.

В «» самыми лучшими считают семена, полученные «в своем регионе». Компания сама выращивает их под Белгородом, гранулирует, занимается районированием. Сорт нужно приспособить к условиям местности, где планируется сеять сахарную свеклу, напоминает Ейбоженко. «Это делают во всем цивилизованном мире, да и в Советском Союзе поступали точно так же, — продолжает он. — Но с перестройкой многие научные достижения были забыты, и вот теперь из-за отсталой отечественной селекции мы вынуждены ввозить большое количество импортных семян!». По данным ИКАРа, доля иностранных свеклосахарных гибридов в нашей стране достигает 90%.

В основном идет массовое использование типовых сортов, сожалеет Ейбоженко. Хотя в последнее время, по его наблюдениям, «намечается тенденция» разработки семян под конкретного заказчика. А в США сейчас разрабатываются гибриды, которые предполагают очень длительное хранение — до года. Американцы активно проводят генетическую и селекционную работу по выращиванию именно таких сортов, утверждают в ИКАРе и «». Однако такие случаи пока редки, разводит руками Ейбоженко. «Просто сажать» купленные за рубежом гибриды вообще нельзя, ведь они не рассчитаны на то, что их будут долго хранить, а без этого в России не обойтись, заключает он.

Свекла плохо лежит

На заводах свекла хранится от двух-трех дней до месяца. «В сентябре, когда жаркая погода, мы стараемся держать запас не более 5-10 суток, но в октябре можно увеличить срок хранения до 30-40 суток, тем более что есть риск неуборки», — рассказывают в «». «При неблагоприятных условиях, когда столбик термометра поднимается до +35 ºС и выше, свекла начинает портиться уже через несколько дней. В теплую погоду (+20-25 °С) она может пролежать больше месяца, ну а с сентября по ноябрь наступает идеальный срок хранения — почти три месяца», — делится опытом Кириченко из . Самая лучшая температура для хранения — ниже +5° С, но выше температуры замерзания.

Иванов из ИКАРа замечает, что в Европе нет проблем со своевременной переработкой сахарной свеклы. «Благодаря соблюдению агротехнологий и благоприятному климату им, в отличие от наших компаний, не приходится выращивать лежкие сорта», — говорит он. Например, в 2006 г. на принадлежащем Тбилисском сахарном заводе (Краснодарский край) длительность хранения западных гибридов при жаркой погоде редко превышала 5-6 дней, тогда как отечественные были более устойчивы к гниению, оставаясь свежими несколько недель. «В отличие от Запада мы обязательно должны использовать технологии [повышения] сохранности сахарной свеклы — для России, в отличие от Европы, значение лежкости актуально», — говорит Ейбоженко. Но специальных технологий для решения этой задачи не существует, поэтому приходится пользоваться старыми способами, добавляет эксперт, пожелавший остаться неназванным. По его словам, в Черноземье и южных регионах — таких как Краснодарский край и Волгоградская область — аграрии используют так называемый безвысадочный метод, сея свеклу осенью. В первый год выращивают маточную свеклу, которую закладывают на зимнее хранение в кагаты (траншеи). Весной корнеплоды выкапывают, отбирают жизнеспособные и снова высаживают, чтобы к концу лета получить из них семена. При такой технологии они получаются только из той свеклы, корни которой не сгниют за зиму, то есть из «лежкой», рассказывает эксперт.

Лежкость сырья — принципиальный вопрос для большинства заводов, закупающих сахарную свеклу. У одних она быстро перерабатывается, а другие перегружены и свекла может пролежать на складе до четырех месяцев. «И хотя таких предприятий пока немного, скоро практически все мощности будут использоваться полностью», — прогнозирует Ейбоженко. А по данным , российские сахарные компании уже в 2006 году вплотную приблизились к пределу, задействовав 97% перерабатывающих мощностей.

Давальцев будет меньше

При переработке сахарной свеклы часто применяется так называемая давальческая схема, которая предусматривает распределение сахара между сельхозпроизводителем и заводом в определенной пропорции. Например, в Краснодарском крае доля завода («гарцевый сбор») не превышает 30%, в центральных регионах она составляет 30-35%. А в целом по России, по данным ИКАРа, давальческой свеклы 25-40%.
От переработки свеклы за «гарцевый сбор» следовало бы отказаться, потому что денежные расчеты выгоднее обеим сторонам, считают в ИКАРе. Однако это не так просто сделать, говорит аналитик ИКАРа Евгений Иванов: проблема в высокой волатильности (показатель рисков для инвестиционных фондов) цен на сахар, а от этого в основном и зависит стоимость свеклы. «Отсутствие инструмента страхования цен затрудняет подписание форвардных контрактов: ведь продукт, купленный в марте, придется оплачивать по неизвестно какой цене в октябре», — сетует Иванов. — В итоге распространенность давальческой схемы приводит к усилению ценового провала осенью: слишком много неопытных и сезонных продавцов реализуют сахар одновременно".
Юрий Ейбоженко из «Русагро-сахара» видит причину жизнеспособности давальческих схем в консервативности участников рынка. «Этот вариант не имеет под собой никаких экономических или юридических оснований, поэтому с каждым годом доля давальческих расчетов будет уменьшаться, а доля расчетов деньгами, соответственно, увеличиваться. Что неудивительно: ведь давальческие схемы — это тупиковый механизм, который проявляется только в кризисные периоды, когда у компаний возникают проблемы с оборотными средствами», — рассуждает Ейбоженко.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»