Журнал «Агротехника и технологии»
Какая кормоуборочная техника лучше? Участники рынка по-разному отвечают на этот вопрос. Производители и дилеры хвалят свою продукцию. Эксперты говорят, что многое зависит от размера уборочной площади и того, какие культуры на них высеваются. А опрошенные «Агротехникой и технологиями» сельхозпроизводители выбирают западную технику, пусть даже и произведенную в Германии еще во времена ГДР. Наши машины ломаются уже на второй год, плохо измельчают корм и у них низкая производительность, говорят они. Нужно уметь правильно настраивать технику и грамотно ее эксплуатировать, парируют производители, но обещают выпускать новые, улучшенные, модели.
Заготовка растительных кормов — сена и силоса — включает несколько этапов, рассказывает руководитель хозяйства «Серебряные пруды» Московской области (входит в аграрную группу «Рост») Алексей Волков. Чтобы собрать сено, сначала задействуют косилки-плющилки, скашивающие кормовую культуру. За косилками идут ворошилки, которые ворошат свежескошенное сено и разделяют его на валки. Благодаря этому влажность сена снижается до 30% и наступает время собирать валки. Собрав, их прессуют в рулоны и оставляют в поле, пока сено не подсушится до 20%-ной влажности. Затем его собирают и доставляют на хранение. В «Серебряных прудах» сбор сена ведется с помощью самозагружающихся прицепов «Марафон», в каждом из которых помещается 18 рулонов. В хранилищах технологический погрузчик Merlot укладывает их а 4-5 рядов.
Сбор силоса проходит несколько иначе, продолжает Волков. За пять часов косилка скашивает люцерну влажностью 53-60% и расстилает ее по полю. Через 10-12 часов траву собирают граблями, а если урожай небольшой, то сразу же после скашивания укладывают в валок и оставляют в поле на сутки. После этого зеленую массу собирают и отвозят в силосную траншею. В зависимости от вида техники она заполняется и утрамбовывается от 3 до 10 дней, говорит Волков. Разницу в сроках он объясняет простоями российских тракторов, ломающихся после трех — четырех лет эксплуатации. «Мы не пользуемся отечественной техникой, хотя она у нас есть. Это совершенно невыгодно», — заключает Волков.
Комплексный подход
Один из российских кормоуборочных комбайнов, выпускаемых серийно, — «Дон-680» Ростсельмаша. Завлабораторией надежности машин ГОСНИТИ Владимир Фрибус уверяет, что по качеству измельчения кормов он не уступает западным аналогам, таким как Jaguar и John Deere, хотя и не может сравниться с ними по надежности и расходу топлива. Однако сельхозпроизводители не разделяют мнения ученого. «Дон-680» не измельчает кукурузное зерно: початки получаются кусками, — возмущается Волков из «Роста». — Да и жатка постоянно отказывает. Единственная сильная сторона этого комбайна — двигатель. К нему нареканий нет». Все дело в нестабильности регулировочных параметров, предполагает Фрибус. На самом Ростсельмаше нарекания «Роста» вызвали недоумение. «Алексею Волкову можно ответить одно: на комбайне не были заточены ножи, а также неправильно выставлены зазоры между противорезом и ножами измельчающего барабана», — заявляет пресс-секретарь завода Елена Капустина.
С расходом топлива у Ростсельмаша якобы тоже все в порядке. По этому показателю «Дон-680» не уступает западным моделям, а некоторые образцы даже превосходят их (затраты на топливо тоже ниже), комментируют в пресс-службе. А надежность в условиях эксплуатации машины — вообще «относительный показатель», зависящий в том числе от профессионализма обслуживающего персонала, задействованного в уборочных работах, добавляет Капустина. Важно уметь правильно регулировать комбайны, соглашается она с Фрибусом.
Замдиректора по кормопроизводству краснодарского племзавода «Воля» Сергей Старосел, как и Волков, невысокого мнения о российской технике. По качеству измельчения и производительности она недотягивает до импортной, считает он. «В первую очередь я имею в виду пресс-подборщики, грабли и кормоуборочные комбайны «Дон-680», на которых мы работали раньше, — уточняет Старосел. — Последние еще и слишком громоздки — по габаритам они больше импортных».
На Ростсельмаше стараются устранять недостатки машин, на которые жалуются аграрии. В начале 2006 г. завод запустил в серию усовершенствованную модель «Дона-680». Теперь он называется «Дон-680-М» и стоит 3,2 млн руб. По словам главного инженера проекта Виктора Журавлева, конструкторы повысили производительность комбайна за счет оптимизации технологии уборки и улучшили надежность всех систем и механизмов. «Для повышения надежности травяной жатки увеличен диаметр мотовила и усилен привод ножей, — рассказывает Капустина. — А с целью снижения затрат на замену трубы силосопровода в ее основании установлены сменные пластины, которые требуют замены раз в два сезона». За сезон с помощью «Дона-680-М» сейчас можно заготовить до 30 тыс. т кормов при высоком качестве резки растительной массы.
В аграрной группе «Рост» не верят, что модернизированный «Дон-680-М» будет кардинально отличаться от предыдущей модели. Поэтому в компании решили купить западную технику. «Мы ознакомились с разными марками и остановились на Krone, — говорит гендиректор группы Любовь Лужных. — Эта техника лучшая — она побеждает во всех соревнованиях, а по цене для нас вполне приемлема — 13 млн руб.». Кроме «Донов», раньше «Рост» убирал корма на немецких Е-280 и E-301, произведенных еще в ГДР, а также «очень хорошем, но старом Jaguar». Но уже на втором году эксплуатации в компании устали от «бесконечных отказов» ростсельмашевской техники. «Нашим «Донам-680» пошел только четвертый сезон, но мы ими совсем не пользуемся, потому что каждый день что-нибудь ломается, — уточняет Волков. — В основном это активные ножи на жатке (при уборке кукурузы) и редукторы».
В «Воле» тоже немецкая техника: пять гэдээровских косилок-плющилок Е-302 и Е-303, убирающих сеяные травы на свал, и столько же Е-281, используемых для уборки корма на сенаж и силос. У Старосела претензии вызывает только возраст этой техники. Поэтому ее постепенно меняют на более современную: четыре года назад купили силосоуборочный комбайн Mammut IH Case и тюковый пресс-подборщик той же компании. На племзаводе есть и белорусская техника, но она не задействована: производительность и качество этих машин гораздо хуже, чем немецких, объясняет Старосел.
Фрибус из ГОСНИТИ тоже критикует машины из Белоруссии, выпускаемые заводом «Гомсельмаш». Его не устраивает их надежность. Например, комбайн «КСК-100», рассказывает он, создали по ошибочной концепции — с передними управляемыми колесами небольшого размера и задними ведущими мостами. По словам ученого, под тяжестью жатки на увлажненных грунтах они зарываются в землю, что резко снижает проходимость. Как российские, так и западные машиностроители всегда создавали комбайны только с передними ведущими мостами, говорит Фрибус. А «КСК-100» появился, потому что руководству страны понравился американский комбайн Heston, уверяет он. Это и в самом деле был единственный комбайн с задними ведущими колесами, но создавался он для сухого американского климата, а не для российской грязи, заключает Фрибус. Связаться с Гомсельмашем «Агротехнике и технологиям» не удалось.
Крестьянам не нравятся не только комбайны, произведенные в нашей стране. У главного агронома подмосковной агрофирмы «Федюково» Ивана Еремина негативный опыт работы на тюковых пресс-подборщиках. Не оправдавших себя моделей он не назвал, сказав лишь, что главная претензия у «Федюково» была к качеству тюков. «Немецкие прессы K-554 делают плотность тюка одинаковой, — поясняет Еремин. — Российские же формируют тюк, который внутри плотный, а сверху рыхлый или наоборот. Такой тюк, как гигроскопичная вата, втягивает в себя влагу. А где сырость, там и гниение. Поэтому, работая нашими пресс-подборщиками, нельзя оставлять тюки под открытым небом».
Какой импорт лучше
Как замечает руководитель отдела развития Российского центра сельхозконсультирования Тагир Самарханов, при выборе кормоуборочной техники у хозяйств возникают две проблемы — качество и цена. Так, российские машины относительно дешевы, но и проблем с ними больше, чем с западными. Ничего удивительного в этом нет, считает Еремин: по его наблюдениям, наши заводы увлеклись экономией на металле. «К примеру, нужен металл первой категории, а у нас берут седьмой, да еще потом удивляются, что техника ненадежная — отработает сезон и встает», — говорит он.
Импорт намного дороже (например, Krone стоит в десять раз больше «Дона»), но технические характеристики лучше. Фрибус добавляет, что у западных комбайнов лучше конструктивные показатели, они выигрывают у наших по надежности и экономии топлива. С ним соглашается технический директор племзавода «Кубань» Борис Поликин. В его компании уже два сезона работают самоходные комбайны Jaguar, косилки Disco-3000, грабли Liner и рулонные пресс-подборщики Rollant. При покупке машин также рассматривались Krone и Kuhn, но выбор пал на технику Claas. «У нас зерноуборочная техника той же компании, и сервис нормально налажен, — объясняет Поликин. — Машины эти работают хорошо. А отечественная техника, я считаю, конкурировать с немецкой не может. Тем более она не справится с объемами урожая и другими нагрузками, которые имеются у нас в хозяйстве». Импортная техника создана для людей, а не люди для нее, поддерживает его Елена Удмук из группы «Рост».
Кормокомплекс агрофирмы-племзавода «Победа» тоже оснащен западными машинами — самоходными комбайнами Jaguar-850, роторными косилками Krone и граблями Stoll. Как рассказывает начальник комплекса Анатолий Коржов, российская техника используется только при перевозке кормов и утрамбовке силосных траншей.
Однако и у импортных агрегатов есть недостатки. По словам Старосела, в российских условиях это сложная электроника и гидравлика. В отличие от сбора кормов нашей техникой, для работы на западной нужно специально готовить кадры. Но дистрибуторы техники считают эту проблему разрешимой. «Каждая компания-поставщик имеет свою базу [запчастей], квалифицированных инженеров и сервисные службы, которые помогают покупателям обслуживать машины», — говорит менеджер отдела продаж «Эконивы» Дмитрий Костев.
У дилеров и экспертов разные данные о том, какая кормоуборочная техника самая востребованная в российском АПК. Компании, продающие John Deere, называют наиболее популярными комбайны этого производителя серий 7200 мощностью 315 л. с., подходящие для небольших и средних хозяйств, и 7300 (415 л. с.). А в самом John Deere считают достоинством своей техники «родные» двигатели, сконструированные специально для применения в сельском хозяйстве. Менеджер по продажам John Deere Михаил Зубков добавляет, что многие фирмы ставят двигатели других производителей. А один из них, по его словам, вообще использует двигатели, изначально сконструированные для магистральных грузовиков (фур), а у них «другие требования к мощности и запасу крутящего момента».
По данным ГОСНИТИ, чаще всего из импортных машин покупают Jaguar-850 мощностью 412 л. с. и стоимостью приблизительно $170-180 тыс. Есть еще четыре разновидности этих комбайнов большей и меньшей мощности. А Jaguar-850 как раз соответствует средней урожайности кормов по России — 1 тыс. т/га, говорит Фрибус из ГОСНИТИ.
К хорошо продаваемой технике дилеры также относят Krone, не называя, правда, своих объемов продаж. По результатам исследований немецкого журнала «Курьер» совместно с университетом г. Хоенхайм (Германия), проведенных январе 2007 г., Krone вышел на первое место среди немецких производителей кормоуборочной техники, обогнав такие концерны, как Pöttinger и Claas. «Кормоуборочный комбайн Krone Big Х имеет несколько модификаций: Krone Big Х 500, V8, 650, V12, 800 и 1000, — перечисляет менеджер дистрибуторской компании «БАМ» (Большой агротехнический магазин) Николай Грязнов. — А различаются они в первую очередь по мощности, от 500 до 1000 л. с., конструкция же у всех машин одинаковая». Вместе с комбайнами дилеры продают весь необходимый шлейф техники, в том числе самоходные косилки Big M с вальцевой плющилкой. В БАМе утверждают, что они предназначены для крупных комплексов КРС с высокоурожайными травами и протяженными полями, а особенно актуальны — для люцерносеющих хозяйств лесостепной и степной зон.
Только не б/у
Самоходные кормоуборочные машины нужны в первую очередь средним и крупным агрокомпаниям. А фермерские хозяйства с 6070 головами КРС могут, по мнению Фрибуса из ГОСНИТИ, обойтись навесной или прицепной техникой. Эксперт рекомендует им небольшой самоходный комбайн Е-281-«Мaрал», который производится на Кировском заводе в Санкт-Петербурге совместным российско-немецким предприятием «Кировец-ЛандТехник». Его производительности достаточно для небольших площадей. «Марал» представляет собой усовершенствованный вариант хорошо известного нашим аграриям кормоуборочного комбайна Е-281, производившегося в ГДР компанией Forshrit. Для хозяйств покрупнее, продолжает Фрибус, подойдут высокопроизводительные машины таких фирм, как Claas, John Deere и др., выпускающие комбайны разных модификаций мощностью от 500 до 650 л. с.
Аграрии согласны, что некрупным компаниям лучше остановиться на прицепной технике. А самоходная слишком громоздкая, говорят Старосел из племзавода «Воля» и Поликин из «Кубани». А еще в «Воле» советуют не покупать бывшую в употреблении технику, причем даже известных марок: у нее может быть много скрытых дефектов. Лучше приобрести новую отечественную или взять машины в аренду, говорит Старосел.
Виды пресс-подборщиков
Существуют пресс-подборщики с переменным и с постоянным объемом прессующей камеры. Первые обеспечивают хорошую плотность прессования с самого начала процесса, а у вторых поджатие рулона происходит только в конце операции. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Чем выше плотность прессования, тем меньше готовых рулонов получается из того же количества сена. Расходов на транспортные работы в этом случае тоже будет меньше. В то же время эти машины потребляют больше энергии, к тому же в их конструкцию входят ремни, которые со временем выходят из строя и требуют замены.
Пресс-подборщики с постоянным объемом имеют много движущихся деталей, поэтому они сложней в обслуживании — во время поджатия им требуется больше мощности. При этом у рулонов, сформированных пресс-подборщиком с постоянным объемом прессующей камеры, меньшая плотность. Однако многие аграрии предпочитают именно эти машины, т. к. кормораздатчики и кормосмесители, используемые в российских хозяйствах из-за недостаточной мощности неспособны измельчить слишком плотный рулон.