Журнал «Агроинвестор»
(«внучка» РЖД) перейдет на новую схему экспорта зерна через порты в Новороссийске и Туапсе, запустив регулярные маршрутные поезда.
Этот пилотный проект стартовал в июле-августе, он реализуется совместно с компанией «Русское зерно», говорится в сообщении «Русагротранса». Компании подписали соглашение в середине июня, говорит начальник отдела торгов «Русского зерна» Вячеслав Баклыков. Компания предоставит свои элеваторы (общая мощность единовременного хранения — 450 тыс. т) для перевалки зерна, «Русагротранс» - вагоны и маршруты, поясняет первый заместитель гендиректора «Рус-агротранса» Олег Рогачев.
Сейчас зерно грузят в вагоны более чем на 700 станциях, мощность погрузочных элеваторов не превышает 1,5 тыс. т/ч, в одном составе вагоны нескольких экспортеров с разными видами зерновых для погрузки на разные суда, объясняется в сообщении «Русагротранса». В феврале-марте в направлении Новороссийского зернового терминала из-за долгой сортировки случались заторы: вагоны стояли целую неделю.
Теперь останется 30-40 точек отгрузки зерна, на которых сразу будут формироваться экспортные судовые партии, а мощность элеваторов планируется довести до 3,5 тыс. т/ч, рассказал сотрудник пресс-службы «Русагротранса». По соглашению с «Русским зерном» экспортеры будут подвозить зерно на элеваторы, расположенные вблизи станций Тихорецкая, Тимашевская, Латная (все в Краснодарском крае), по регулярным железнодорожным маршрутам составы пойдут в порты Новороссийска и Туапсе. Будет действовать единая сквозная ставка за хранение, транспортировку и портовые услуги, говорит Рогачев.
Новшество позволит без серьезных инвестиций в инфраструктуру увеличить экспорт, уверен Рогачев. По его словам, стоимость перевозки может снизиться на 10-15%. Например, от Тихорецкой до Новороссийска экономия может составить 130 руб./т, с Латной — около 170 руб./т, говорит другой менеджер «Русагротранса». Совокупная экономия отрасли от снижения издержек составит около $30 млн/год, считает Рогачев. Сейчас идут переговоры с другими владельцами элеваторов по всей России, сообщил сотрудник пресс-службы «Русагротранса». По прогнозу руководителя аналитической службы компании Игоря Павенского, в 2009/10 сельхозгоду маршрутными поездами поедет около 1 млн т экспортного зерна, через три года — до 6 млн т. За счет лучшей логистики объем экспорта по железной дороге к 2011 году вырастет на 30% до 13 млн т, подсчитал он. Через южные порты экспортируется 90% российского зерна, из которых 80% приходится на Новороссийск, говорит гендиректор InfraNews Алексей
Безбородов.
Вряд ли «Русагротранс» сможет на 100% формировать каждый состав под конкретное судно, сомневается гендиректор Новороссийского зернового терминала Виктор Зеленский. Но даже если они будут формироваться по принципу: максимум — два класса зерновых, одного из которых — 80%, то заторов и простоев можно избежать, рассуждает он. Суда будут грузиться сразу, им не придется ждать на рейде. В этом году штраф за сутки простоя парохода водоизмещением 30-35 тыс. т составлял $10 тыс.
Могут возникнуть проблемы с загрузкой элеваторов на пути маршрутных поездов, считает заместитель гендиректора «Международной зерновой компании» Алексей Расницов. По его мнению, формировать составы следует на крупных узловых сортировочных станциях (например, Батайск, Краснодар-сортировочный) из расчета один состав под одно судно. «Ведомости»