Журнал «Агроинвестор»
(крупнейшие бразильские производители мяса и мясных полуфабрикатов) объединяют свои бизнесы.
Компании объявили о слиянии. Ожидаемый объем продаж объединенной компании Brasil Foods SA (BRF) — $10,5-11 млрд. В 2006 году Sadia — на тот момент крупнейший бразильский производитель — попыталась купить Perdigao за 3,9 млрд реалов ($1,86 млрд). Но акционеры последней отказались от сделки. А уже через год Perdigao обогнала Sadia, купив производителя мясных и молочных продуктов Eleva Alimentos SA. Позже к активам Perdigao прибавились маргариновые бренды Unilever и мясное производство Cebeco Groep BV, напоминает агентство Bloomberg. В 2008 году Sadia впервые за свою 65-летнюю историю объявила об убытках в 2,3 млрд реалов ($1,03 млрд), связанных с девальвацией бразильской национальной валюты.
Теперь уже Perdigao поглощает конкурента: в создаваемой BRF Perdigao будет принадлежать 68%, Sadia — 32%. Объединение двух компаний позволит им сэкономить примерно 2 млрд реалов (около $950 млн) на дистрибуции и производственных расходах, приводит Bloomberg оценку Дениза Мессера, аналитика Brascan Corretora.
От слияния бразильских компаний могут пострадать российские импортеры свинины, которым сложнее будет договариваться о ценах с фактическим монополистом, считает Сергей Юшин, руководитель Национальной мясной ассоциации. Квота на импорт свинины в 2009 году составляет 522,7 тыс. т, из них 174,18 тыс. т приходится на «другие страны», включая Бразилию. Персональные квоты есть только у США, ЕС и Парагвая. Львиную долю квоты на свинину, выделенную на ввоз из «других стран», сейчас выбирает Бразилия. А крупнейшими поставщиками являются Sadia и Perdigao, говорит глава представительства агентства по содействию промышленному экспорту Бразилии Юрий Рибейро. Sadia продает в России полуфабрикаты под одноименным брендом, которые производит на совместном с холдингом «Мираторг» калининградском заводе «Конкордия», а Perdigao — собственные аналоги под созданным специально для нашей страны брендом «Фазенда».
Но до конца года ожидать каких-либо изменений, связанных со сделкой между Sadia и Perdigao, не стоит, говорит Рибейро. Из-за антимонопольных ограничений обе компании продолжат работать самостоятельно. Тем более что им будет сложно определить, как поступить с брендами: обе марки одинаково популярны в Бразилии. В России, по данным «Бизнес аналитики», в 2008 году в 14 городах Sadia занимала 6,8% рынка замороженных полуфабрикатов, 7,9% — замороженных готовых блюд и 8,1% — пиццы. У «Фазенды» положение намного хуже: 1% полуфабрикатов, 2,6% готовых блюд и 0,9% рынка замороженной пиццы. Пока планов по объединению дистрибуции компании не обсуждали, говорит вице-президент «Мираторга» Александр Никитин. Более того, в марте агентство Dow Jones со ссылкой на источник в Sadia сообщило, что компания планирует продать свои 60% в калининградском заводе «Конкордия». Планы по выкупу доли Sadia в «Конкордии» Никитин не комментирует. Но источник в «Мираторге» (владеет 40% долей в «Конкордии») подтвердил, что покупка доли возможна до конца года. Источник в Sadia заявил, что теперь планы изменились и продавать калининградский завод компания не будет. «Ведомости»