Журнал «Агроинвестор»
Зерновой терминал Туапсинского морского торгового порта (ТМТП) проектной мощностью 2 млн т/год введут в эксплуатацию летом, сообщили представители пресс-служб порта и краевой администрации.
Он будет включать хранилище вместимостью 103 тыс. т, железнодорожную станцию и глубоководный причал для приема судов грузоподъемностью до 50 тыс. т. Стоимость проекта — 1,7 млрд руб.
С помощью терминала порт улучшит финансовые показатели — уже не первый год у компании падает прибыль, считает гендиректор агентства InfraNews Алексей Безбородов. По отчетам ТМТП, в 2007 году выручка от продаж упала на 10,9% до 1,97 млрд руб., чистая прибыль — на 14,8% до 861 млн руб. За девять месяцев 2008 года выручка снизилась на 8,2% до 1,41 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом 2007-го, чистая прибыль — на 17,46% до 548,07 млн руб.
В 2009 году компания планирует перевалить до 18,3 млн т грузов и получить выручку около 1,991 млрд руб. и прибыль 1,165 млрд руб., говорится в отчете ТМТП за IV квартал 2008 года. Безбородов считает планы порта реальными, учитывая пуск терминала. Перевалка 1,5-2 млн т зерна равна по доходности перевалке примерно 10 млн т нефти, поясняет эксперт.
Из-за выросших объемов экспорта зерна, вызванных рекордным за последние десятилетия урожаем в 108 млн т и девальвацией рубля, России не хватает мощностей по перевалке, говорят аналитик Seanews Лилия Аксенова и исполнительный директор «СовЭкона» Андрей Сизов. Почти 90% российского зерна экспортируется через южные порты (Новороссийский морской торговый (НМТП), Туапсе,
Ростов, Ейск и Таганрог). Из этого объема 70% приходится на НМТП, уточняет эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Олег Суханов.
Международная зерновая компания ежегодно экспортирует 2-3 млн т зерна, в том числе через ТМТП прямой перевалкой — 50-100 тыс. т ежемесячно, подсчитывает директор по маркетингу МЗК Николай Демьянов. По его словам, при экспортном потенциале России существующих мощностей явно недостаточно. Чтобы увеличить грузооборот, порту понадобятся новые мощности, сообщается на сайте краевой администрации со ссылкой на гендиректора ТМТП Владимира Герасименко. После пуска туапсинского зернового терминала частично разгрузится НМТП и, возможно, снизятся тарифы на перевалку на российском рынке в целом, надеется Демьянов. По данным Сизова, стоимость фрахта в российских портах составляет $15-20 за тонну груза, тогда как на Украине — $12/т, а в Европе — менее $10/т. «Ведомости»