Журнал «Агроинвестор»
Увеличить капитал РСХБ на 30 млрд, то есть в два раза, — таким было одно из первых решений Владимира Путина по его возвращении на пост премьер-министра. Банк не только получит бюджетные деньги, но также продолжит активно занимать, привлекая кредит Deutsche Bank (0 млн) и размещая еврооблигации на млрд. Последняя сумма — рекорд для российских банков с начала мирового кризиса ликвидности. Эксперты считают, это хорошие новости для российских аграриев, в последние полгода часто жаловавшихся на трудности с получением кредитов РСХБ и задержки перечисления траншей по уже одобренным ссудам. А вы как думаете?
Сергей Кузнецов, Первый замгендиректора «Руссагропром-холдинга»
Думаю, что это совершенно правильная и, главное, своевременная мера. В банке по-просту закончились деньги, выплаты аграриям приостановились… Считаю, что облигационный заем РСХБ плюс увеличение государством его уставного капитала — наиболее адекватная реакция на такое положение дел. По моему мнению, проблема в том, что в состав совета директоров банка входят руководители Минсельхоза, не приветствующие привлечение финансовых ресурсов на внешнем рынке. В результате возник разрыв между объемом оборотных средств и суммами, которые нужно перечислять заемщикам. Теперь, видимо, топ-менеджмент РСХБ сумел убедить чиновников, что это необходимо.
Мы работаем с РСХБ с 2006 года, и до последнего времени никаких проблем с перечислением кредитных сумм не возникало. Однако в 2008 году холдинг не получил транш на 90 млн руб., необходимый для постройки молочной фермы, и был вынужден перекредитовываться в «Юникредите». После того как у «Россельхозбанка» появится количество денег, достаточное для бесперебойных выплат, мы с удовольствием продолжим с ним работать — в том числе и потому, что проблемы с ликвидностью возникли не по его вине.
Андрей Федоров, Аналитик Альфа-банка
Пополнение уставного капитала — хорошая новость и для РСХБ, и для тех, кого он кредитует. А вот евробонды, на мой взгляд, — вынужденная мера, вызванная дефицитом у банка ликвидности. Вопрос не в том, стоит ли это делать, а в том, купят ли облигации. Ведь у банка велика кредиторская задолженность. С точки зрения потенциальных инвесторов это один из главных минусов сделки. С другой стороны, сельское хозяйство — перспективный сектор для вложений, что инвесторы тоже понимают. Вместе с тем, они не могут не учитывать, что расходы аграриев сейчас растут быстрее доходов.
Владислав Кочетков, Аналитик инвесткомпании «Финам»
Чтобы давать такие же дешевые кредиты, как раньше, РСХБ просто необходимо фондирование денежного капитала — должен же он как-то обезопасить себя от риска невозврата заемщиками средств! Так что выпуск евробондов — отличный шанс перестраховаться в таком рискованном секторе, как сельское хозяйство. Тем более что число клиентов банка растет. Чтобы обслуживать их, он наращивает оборотный капитал. А предложение премьера о двукратном увеличении уставного капитала РСХБ говорит еще и о заинтересованности нового правительства в развитии агросектора.
Александр Фомин, Председатель научно-экономического совета при комитете по аграрным вопросам Госдумы
Конечно, рост уставного капитала РСХБ - благо. Сейчас его кредитный портфель увеличивается настолько быстро, что капитал банка за этим ростом не успевает. Путинский указ дает надежду на сокращение разрыва. Однако нынешнее решение премьер-министра можно назвать чрезвычайной мерой, так как она несколько запоздала. Еще пять лет назад, при разработке нацпроекта, было предложение увеличить капитал участвоваших в нем банков и предусмотреть госгарантии кредитных выплат. Но в жизнь эти идеи, к сожалению, не воплотились. Что касается евробондов, то их размещение можно только приветствовать. Для инвесторов нынешнюю ситуацию с постоянным ростом цен на сельхозпродукцию можно назвать уникальной, так что покупатели на облигации найдутся.