Журнал «Агроинвестор»
Во время одной из поездок по регионам Дмитрий Медведев заявил о необходимости внесения дополнений в пятилетнюю госпрограмму, которой заменили нацпроект «Развитие АПК». «С этого года нацпроект преобразуется в госпрограмму, однако это тоже не панацея, и ее нужно дорабатывать», — сказал он. В ответ аграрии публично просили его заняться регулированием их отношений с торговыми сетями и отменить монополию Россельхозбанка на кредитование в рамках госпрограммы. Государство будет регулировать отношения производителей и розницы законом о торговле, который сейчас пишется, успокоил Медведев предпринимателей. Насчет РСХБ он обещал подумать и дал поручение Алексею Гордееву разобраться в ситуации. Какая еще помощь нужна участникам агрорынка?
Сергей Лисовский, Сенатор от Курганской области
Уже второй месяц аграрии продают курятину ниже себестоимости. Если государство не примет меры, то 20% птицеводческих предприятий не доживут даже до середины года. С птицеводством случится то же, что было с молочным животноводством несколько лет назад: оттуда уйдут инвесторы. Ведь цена курятины за [последний] год выросла на 7%, а стоимость кормов подскочила на 48% только за полгода. Выросли цены на энергоносители, зарплаты
Олег Прокопчук, Замгендиректора компании «Регион-Элемент» (Ростовская обл.)
Нужно добавить в госпрограмму субсидирование кредитов на строительство предприятий по переработке сельхозпродукции, а также финансирование расходов на подведение к ним инженерных коммуникаций и дорог. На эти цели можно было бы направить, например, средства Банка развития. «Регион-Элемент» собирается построить в Краснодарском крае завод по переработке 12 тыс. т сахарной свеклы в сутки. Инвестиции составят около €170 млн. Срок окупаемости предприятия — от 7 до 10 лет — напрямую зависит от объема господдержки.
Иван Стариков, Научный руководитель Школы экономики земельных рынков при АНХ
Полностью поддерживаю инициативу крестьян по отмене монополии РСХБ. От себя добавлю, что неплохо было бы вдобавок отменить еще и монополию Росагролизинга. Что касается торговых сетей, то здесь государство мало что может сделать, разве что стимулировать потребительскую кооперацию сельхозпроизводителей. Например, несколько крупных агрокомпаний, объединившись, могли бы диктовать сетям цены. Госпрограмму я бы предложил дифференцировать. Сейчас господдержка благоприятных и неблагоприятных для сельхозбизнеса секторов одинакова. А стоило бы, допустим, на юге поддерживать производство как таковое, на севере же и в засушливых районах — вкладывать в создание альтернативных рабочих мест для жителей села.
Василий Ходов, Зампред совета директоров ОАО «Русское поле» (Московская обл.)
Я бы настаивал на большем внимании государства к переработчикам. Хотя формально они и включены в госпрограмму, никаких фактических действий [по их поддержке государством] не предпринимается. Монополию РСХБ однозначно нужно нивелировать. Что касается сетей, то мы выступаем за их более внимательное отношение к нуждам производителей продовольствия. К примеру, ночной завоз товара разрешен только в 15% из 300 торговых точек, куда мы поставляем овощи. Но днем мы из-за пробок на дорогах теряем большие деньги.