Рынок опрыскивателей восстанавливается после падения

В прошлом году продажи снизились на 25% в денежном выражении

Без использования опрыскивателей можно потерять до 70% урожая
Без использования опрыскивателей можно потерять до 70% урожая

Многие производители техники отмечают признаки роста российского рынка опрыскивателей. «По итогам прошлого года наблюдался спад продаж на 30%. В первом квартале 2016-го отмечается увеличение на 45%, причем этот тренд относится как к сегменту самоходных, так и прицепных опрыскивателей», — рассказал «» коммерческий представитель компании Berthoud в России Михаил Медведев. Рынок возвращается к объемам прошлых периодов после спада в 2015-м, соглашается управляющий товарной группой «Опрыскиватели» компании «» Андрей Дубинин. По его словам, прошедший год стал далеко не лучшим для рынка: его объем в натуральном выражении уменьшился на 28%, а в денежном — на 25% по сравнению с 2014-м. «Сейчас он развивается достаточно стабильно. По Центральной России в 2016 году я прогнозирую рост продаж опрыскивателей на 10-20%», — оптимистичен представитель по ЦФО Илья Царьков.

«Существенное оживление рынка связано с ростом покупательского спроса аграриев и наличием у них денежных средств, а также стабилизацией курса рубля, повышением доступности кредитов, — перечисляет Дубинин. — Кроме того, влияет психология — сельхозпроизводители уже свыклись с новыми ценовыми уровнями».

Также потенциал роста рынка опрыскивателей определяет недостаточная оснащенность хозяйств техникой. По данным , в 2015 году число тракторных опрыскивателей и опылителей у сельхозпроизводителей снизилось на 3% по сравнению с 2014-м до 22,4 тыс. единиц. При этом, например, в 2000 году у них было 32,5 тыс. опрыскивателей. «Отечественные аграрии испытывают дефицит этой техники, что связано с повышением уровня интенсификации сельхозпроизводства, использования агрохимии», — уверен специалист по рынку опрыскивателей компании -RM (производит опрыскиватели ) Дмитрий Трофимов. Также, по его словам, погода часто не позволяет проводить работы вовремя, используя меньший парк машин. Кроме того, не ждут вредители, болезни и сорняки.

Руководители хозяйств начинают осознавать нехватку опрыскивателей в производственной цепочке, что тоже может стать мощным драйвером роста рынка. При этом необходимые инвестиции в технику аграрии соотносят с возможными потерями. «Новый стоит около 6 млн руб. Если его купить и обработать все поля в срок, то мы получим выгоду от увеличения урожайности. Если же не обработать поля, то мы потеряем не 6 млн руб., а 36 млн руб.», — рассуждает заместитель гендиректора компании «» Александр Полютин. Если вообще не применять технологии защиты растений, то урожайность снизится в четыре раза, если применять частично, то раза в два, оценивает заместитель гендиректора свердловского предприятия «Старт» Евгений Коковин. Илья Царьков предупреждает, что если не проводить обработки, то можно потерять до 70% урожая.

Сейчас опрыскиватели есть практически у всех крупных хозяйств. А вот примерно у 80% небольших и небогатых предприятий их нет, отмечает Царьков. Поэтому рост продаж возможен как за счет дооснащения хозяйств, которые прежде не применяли опрыскиватели или использовали их ограниченно, так и за счет перехода некоторых компаний на более высокий технологический уровень. Вторые, в частности, стремятся повысить производительность техники за счет увеличения ширины захвата штанги, объема бака и скорости обработки полей. «Ранее на рынке лидировали средние опрыскиватели с шириной штанги 24 м, с баком на 3,3 тыс. л. Сейчас на первом месте машины с шириной штанги 36 м, с объемом бака в 5,6 тыс. л», — сравнивает Царьков.

Полную версию обзора рынка опрыскивателей читайте в июльском номере «Агроинвестора».

Загрузка...