Журнал «Агротехника и технологии»
Облик российского рынка сельскохозяйственной техники меняется в связи с уходом европейских поставщиков. Освобождающиеся ниши стремятся занять отечественные производители и поставщики из дружественных стран, в частности Китая. О трудностях в импортозамещении, реализации новых инвестпроектов и отношении российских аграриев к китайской технике журналу «Агротехника и технологии» рассказали эксперты и участники рынка
С 2022 года органы власти перестали публиковать полную статистику по импорту сельхозтехники, поэтому при оценке можно ориентироваться лишь на отдельные сводки и собственные ощущения, рассказывает генеральный директор УК KOBLiK GROUP Анна Мантрова.
Так, по данным ассоциации «Росцпецмаш», на которые она ссылается, импорт иностранной сельскохозяйственной техники в первом полугодии 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023-го снизился на 38%, причём, уменьшение поставок затронуло как готовую технику, так и запасные части.
Насколько такая ситуация может быть опасной для отечественного агробизнеса? Мнения на этот счёт у экспертов различны.
Потребности рынка
По данным холдинга «ЭкоНива», позиций, по которым сельхозтехника совсем не выпускается в России или не поставляется в страну, сейчас нет. «Более того, по некоторым позициям российские и белорусские производители полностью закрывают потребности внутреннего рынка, благодаря чему отсутствует необходимость в импортных аналогах», — говорит коммерческий директор технического холдинга «ЭкоНива» Геннадий Непомнящий.
В основном, рассказывает он, импортозамещение сегодня происходит в нише прицепной техники, орудий для почвообработки и сеялок разного типа. Также активно развивается направление сельскохозяйственных прицепов разных видов, продолжает расти производство оборудования для хранения и переработки зерна. По словам Геннадия Непомнящего, в этих сегментах присутствует хорошая конкуренция, что ведёт к сдерживанию цен, улучшению качества и совершенствованию технологий.
Также он сообщил, что отечественные производители практически полностью закрывают потребность по тяжёлым шарнирно-сочленённым тракторам мощностью от 400 л. с., а вместе с белорусскими заводами обеспечивают почти весь необходимый объём зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов за исключением самых мощных и высокопроизводительных моделей.
Однако, признаёт специалист, остаются ниши, предложение в которых всё ещё ограничено, например, по тракторам в диапазоне 280-350 л. с. Здесь Непомнящий видит огромный потенциал для отечественных производителей, также как и в части выпуска тракторов классической компоновки. Более того, чем больше в России будет различных производств в области сельхозмашиностроения, тем лучше для всех, потому что конкуренция порождает качество, развитие и появление новых технологий, подчёркивает он.
В свою очередь, генеральный директор «ОПТИТЭК» Татьяна Фадеева отмечает, что отрасль испытывает острый дефицит в тракторах свыше 300 л.с. В основном, уточняет она, это шарнирно-сочленённые тракторы, которые не могут полностью заменить энергосредства с классической компоновкой, столь востребованные на многих сельхозработах.
Точечные предложения, по словам Фадеевой, можно найти и в сегменте 500 л. с., однако они не будут отвечать требованиям в части оснащения (трансмиссия, гидравлика) и комплексного послепродажного обслуживания.
На схожие проблемы указывает и директор Краснокамского ремонтно-механического завода (КРМЗ) Дмитрий Теплов. «Сегодня российские предложения есть почти во всех сегментах сельхозтехники, но не все они нашли своих покупателей. Дело в том, что зарубежные бренды за время присутствия на рынке сформировали у российских аграриев высокие требования к техническому уровню оборудования и сервису. Российские сельхозпредприятия привыкли покупать лучшее, а сегодня во многих нишах им предлагается пока только хорошее», — замечает специалист.
Как раз поэтому, заключает он, и нужно поддерживать российских сельхозмашиностроителей, дать им время довести свои машины до уровня лучших мировых производителей.
Председатель правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александр Алтынов более скептичен в оценке ситуации.
По его мнению, в вопросе импортозамещения ничего радикального не произошло и вряд ли произойдёт без реального появления замещающего российского предложения. «Как бы отраслевая повестка не наполнялась оценками угроз импорта, по сути, мы имеем очень простую ситуацию: западное резко ушло, а отечественное предложение по номенклатуре выраженно не выросло. Западное заместилось, насколько возможно, восточным. Качели долей сделали несколько тактов и тяготеют к привычному состоянию: примерно 55/45% в пользу отечественного», — рассуждает эксперт.
С Запада на Восток
Развивая тему, Татьяна Фадеева напомнила, что до конца 2021 года техника западных стран занимала в среднем около 20% российского рынка тракторов и чуть больше — комбайнов. Но когда в начале 2022 года большинство западных игроков покинули рынок, их доля на нашем рынке стала стремиться к нулю.
Высвободившуюся нишу, по её словам, агрессивно начали занимать китайские производители техники с более простыми и менее качественными по сравнению с западными машинами. По оценке Фадеевой, в 2023 году на российском рынке насчитывалось уже около 50 разных брендов из Поднебесной. Более того, сегодня до 90% ввозимых тракторов приходится именно на азиатских производителей.
При этом специалист обращает внимание, что культура присутствия на экспортных рынках компаний из Китая достаточно низкая: отсутствует послепродажное обслуживание, понятие о территориальном делении между дилерами, гарантийных обязательствах. Решение всех этих вопросов ложится на дилеров, на импортёров. «Несмотря на то, что китайская промышленность может быстро перенимать опыт, далеко не все заводы идут на затратные адаптации ради российского рынка. Совместными доработками занимается лишь несколько российских дистрибьюторов и предприятий из Китая», — сообщила Фадеева.
Об активности восточного соседа говорит и Дмитрий Теплов. Когда Россию покинули европейские бренды тракторов, например, Deautz Fahr и CLAAS, на их место тут же пришли китайские производители. «Причём, они начали завоевывать рынок ещё до санкций. Только раньше их было больше в восточных регионах страны, а теперь они везде», — констатирует Теплов, добавляя, что за последние десятилетия Китай освоил множество передовых машиностроительных технологий, в том числе, в производстве трансмиссий и гидравлических систем.
По его мнению, китайская экспансия будет долгой: производители из Поднебесной вместе с дилерами будут строить в России сервисные центры, чтобы обеспечивать российским покупателям удобное ТО и поставку запчастей.
В основном, китайские производители будут охватывать средний и малый сегмент тракторов, так как это наиболее востребованный с их точки зрения продукт для российского рынка и слабое место отечественного предложения, объясняет Александр Алтынов.
При этом он отдаёт должное китайским партнёрам в части высокого темпа реакции на запросы рынка, признавая, что качество продукции из Поднебесной может отличаться от бренда к бренду. С точки зрения Алтынова, для позитивного принятия китайских брендов предстоит немалая работа по организации послепродажного обслуживания, которое имеет иные формы реализации в самом Китае по сравнению с привычным для российских аграриев подходом.
Перспективные направления и проекты
Несмотря на трудности, сегодня в сельхозмашиностроении создаются современные производственные мощности. Так, компания Ростсельмаш открыла новый тракторный завод, а также производство коробок переключения передач (КПП). Кроме того, новые цеха появились у Рубцовского завода запасных частей, компании «Агро», «Промзапчасть», «Лилиани», «Радиозавода» и других, рассказывают в ассоциации «Росспецмаш».
Кроме того, компания «Пегас-Агро» построила завод по производству опрыскивателей и разбрасывателей удобрений, а Петербургский тракторный завод (входит в состав ГК «Кировский завод») — производство автоматических коробок переключения передач (АКПП) для тракторов. Помимо этого, в 2025 году Петербургский тракторный завод рассчитывает запустить производство ведущих мостов (агрегат колёсной или гусеничной машины, соединяющий между собой ведущие колёса одной оси) для сельскохозяйственной, строительно-дорожной и коммунальной техники мощностью 7500 ед. в год. Объём инвестиций достигнет 12 млрд руб.
В числе крупных инвестиционных проектов, анонсированных российскими предприятиями, в ассоциации «Росспецмаш» также отмечают строительство компанией «Лилиани» завода по производству бункеров-перегрузчиков мощностью 2500 ед. в год, который должен заработать в 2025 году. Заявленные инвестиции составят 1,3 млрд руб. Кроме того, уже в 2024-м KOBLiK GROUP запустит производство прицепов и зерноперегрузчиков мощностью 1000 ед. в год, вложив в проект 1,7 млрд руб.
Немаловажно также, что отвечая на пожелания российских потребителей техники, Ростсельмаш улучшил производительность путём усиления решёт на моделях комбайнов Torum, Акрос 550 и 585 (увеличили жёсткость гребёнок, обеспечили точность их позиционирования). Помимо этого, запущены в производство высокопроизводительные комбайны РСМ-161, Torum 785, T 500, завершается разработка зерноуборочного комбайна 9-10 класса производительности, ведётся разработка тракторов классической компоновки с мощностью двигателя 170-370 л. с., аналоги которых не производятся в России. Также по просьбам аграриев в план на 2024 год Ростсельмаш включил производство машин для уборки конопли.
Развивает собственное производство агрегатов и технический холдинг «ЭкоНивы». В частности, планируется запустить в течение года серийное производство культиватора «Сириус». Его разработка, по словам Геннадия Непомнящего, началась в 2023 году. Специалисты компании опирались на лучшие образцы отечественной и зарубежной техники, знания агрономов сельскохозяйственного подразделения ГК «ЭкоНива», а также обратную связь от аграриев — клиентов технического холдинга.
«Сейчас прототип культиватора проходит испытания, в течение трёх месяцев он будет эксплуатироваться в разных регионах, на разных типах почв. Затем будет выпущена так называемая предсерия — около 10 машин. Когда будут выстроены все технологические процессы и завершатся последние испытания, начнётся третий этап — непосредственно серийное производство», — делится планами специалист.
В свою очередь в качестве примера импортозамещения Дмитрий Теплов приводит производство кормозаготовительной техники KRMZ Innovation. По его словам, изначально (с 2003 года) эти машины выпускались на КРМЗ по итальянской лицензии, но с 2014-го они стали полностью российским оборудованием. Теплов отмечает, что переход к отечественному производству оборудования потребовал реинжиниринга ряда узлов и деталей, например, гидравлики и пультов управления. «Мы подробно прописали требования к компонентам и искали для их производства российских поставщиков», — поделился он.
Трудность в замещении импортных компонентов, по словам Теплова, состоит в том, что у них нет стопроцентных российских аналогов. Поэтому требуется кропотливая доработка предлагаемых российскими производителями комплектующих на основе имеющихся образцов или даже разработка полностью новых для России компонентов. «В этом суть реинжиниринга, и это является необходимостью при переходе с лицензионного иностранного производства к российскому», — подчёркивает он.
По мнению директора КРМЗ, сегодня в России нужно сделать акцент на развитии молочного и мясного животноводства.
«Сельхозпредприятия, занимающиеся растениеводством, приобретают технику только в случае, если останутся средства после покупки удобрений, ГСМ, семян и обслуживания кредитов. К тому же, на их маржу влияют погодные условия. Между тем, молочные фермы не так зависят от погодных сюрпризов, они засевают только кормовые культуры, более стойкие к переменам погоды», — поясняет Теплов. Все эти факты, по его мнению, говорят о том, что в России нужно развивать молочное и мясное животноводство, переводя его на современные технологические решения.
«Потенциал и возможности у российских предприятий есть — производственные мощности заводов сельхозмашиностроения в 2024 году загружены на 40%-60%», — заключили в ассоциации «Росспецмаш».
«По китайским участникам рынка я жду довольно быстрого расслоения на бренды, реагирующие на потребности российского потребителя и тех, кто игнорирует эти потребности, от этого будут зависеть их перспективы», — считает Александр Алтынов.
По оценкам KOBLiK GROUP, на Китай сегодня приходится от 50% до 55% импорта сельхозтехники и запасных частей. При этом структура въезжающих товарных групп весьма разнообразна: самоходные погрузчики, прицепы и полуприцепы, инкубаторы, семеноводческие машины
Между тем, многие компании-поставщики сельхозтехники, в том числе, и технический холдинг «ЭкоНивы», уже трансформировались под запросы и возможности рынка. Как сообщил Геннадий Непомнящий, в портфеле его компании свыше 30-ти брендов, из них шесть российских и один белорусский. Также «ЭкоНива» работает с китайскими, турецкими и индийскими производителями высокотехнологичных машин.
Без компонентной базы?
В парке сельхозпроизводителей всё ещё остаётся много иностранной техники, которая требует обслуживания и новых запчастей, обращает внимание Геннадий Непомнящий. Осознавая необходимость импортозамещения, технический холдинг «ЭкоНивы» последние два года активно работал над проектом собственного производства запчастей и технических жидкостей для самоходной и прицепной техники. Как рассказал специалист, компания уже выпускает около 2500 артикулов под брендом «Агрознак». Серийное производство полностью налажено в России. Это отечественные запчасти высокого качества, по своим характеристикам не уступающие оригинальной иностранной продукции. На сегодняшний день технический холдинг «ЭкоНивы» заместил более 10% номенклатуры запчастей для ранее завезённых импортных машин и агрегатов продукцией под собственным брендом.
«Большим преимуществом является доступность наших запчастей. В зависимости от региона отгрузка со склада покупателю может осуществляться день в день, а экспресс-доставка в среднем занимает 1-7 дней. В таком формате импортозамещение позволяет избежать основного риска — дефицита товаров, необходимых для своевременного и качественного сервисного обслуживания техники, а от этого напрямую зависит успех сельскохозяйственных работ и бизнеса аграриев», — подчёркивает Непомнящий.
По его словам, «ЭкоНива» намерена развивать это направление и дальше, расширяя как географию присутствия, так и число сервисов. Также компания работает над расширением ассортимента бренда «Агрознак» и в перспективе собирается увеличить его до 6000 артикулов.
По словам Дмитрия Теплова, КРМЗ, как и большинство российских машиностроителей, уже решил задачу с замещением базы комплектующих: завод перешёл на собственное производство отдельных узлов, нашёл российских поставщиков или компоненты из Китая.
Пример перехода на собственное производство, который он привёл, — подборочное устройство для пресс-подборщика R12 Super из линейки KRMZ Innovation. «Раньше этот узел нам поставляли из Италии, а сейчас разработана вся необходимая документация для изготовления его на КРМЗ», — рассказывает Теплов.
При этом специалист признаёт, что хотя многие российские сельхозмашиностроители наладили работу с Китаем, это не идеальное решение проблемы. Причина в том, что ситуация на этом направлении продолжает оставаться тревожной из-за сложностей с оплатой: некоторые китайские банки перестали принимать оплату из России, опасаясь западных санкций, объясняет специалист.
Минпромторг, по его словам, помогает в импортозамещении комплектующих, выявляя потребности производителей со всей России и размещая на производствах заказы больших объёмов, но это не быстрый процесс. «Например, ещё в 2021 году мы отдали в это ведомство наш запрос на производство карданных валов. Пока этот вопрос решается, мы начали использовать карданные валы от поставщика из Китая», — поделился Теплов.
«Ни для кого не секрет, что российская промышленность использует компоненты, которые производятся, в частности, в Китае. Если говорить о необходимости быстрого наращивания предложения и выпуска принципиально другого модельного ряда, то это возможно, в том числе, совместно с партнёрами из Китая на базе их лицензий и тех продуктов, которые ими уже освоены», — считает Татьяна Фадеева.
Вместе с тем, она абсолютно уверена, что нужно углублять локализацию, развивать компетенции по производству компонентной базы и наращивать свой промышленный потенциал. При таком подходе, продолжает она, российские аграрии будут обеспечены не только широким ассортиментом доступной техники, но и поддержкой в части послепродажного обслуживания.
Компания «ОПТИТЭК» как раз развивается в этом направлении. «Наша задача предложить технику, которая производится локально. Нам важно этими решениями закрыть те ниши, в которых, к сожалению, российские аналоги на текущий момент не представлены», — заявила Фадеева.
Многие российские компании-производители сельхозтехники зависят от зарубежных деталей и комплектующих, KOBLiK — не исключение, констатирует Анна Мантрова.
«Подшипники и электрика также зависят от импорта, хотя здесь доля отечественной продукции — 20% и 24% соответственно. Тем не менее, из более чем 400 видов подшипников и узлов, которые мы используем, в России производится всего один. Ещё одна наша боль — оси для прицепов. В России нет ни одного производителя, который мог бы предложить нам оси, подходящие по техническим характеристикам», — сожалеет Анна Мантрова.
Мантрова подчёркивает, что всё это крайне усложняет производство, ведь закупать европейские комплектующие сейчас — сложно и дорого, запчасти из дружественных стран ненадёжны, их применение вызывает справедливые нарекания покупателей техники. «Мы находимся в постоянном поиске новых производителей, и надеемся, что данные обстоятельства практически «железного занавеса» дадут сильнейший толчок развития компонентной базы в России», — говорит она.
Дмитрий Теплов уверен: сегодня властям нужно больше внимания уделять субсидированию и поддержке производства компонентов. Возможным решением, полагает он, может стать предоставление грантов на развитие производства компонентов к спецтехнике и обеспечение защиты рынка российских комплектующих.