Роботрактор. Производители сельхозтехники взяли курс на разработку тракторов-беспилотников

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Сегодня в мире наблюдается значительный рост спроса на сельскохозяйственную технику, в том числе на тракторы. В тренде инновации, повышающие надежность и удобство эксплуатации машины. О новых разработках отрасли тракторостроения журналу «Агротехника и технологии» рассказали участники рынка

Глобальная экономическая нестабильность привела к тому, что во всём мире стали уделять повышенное внимание вопросам продовольственной безопасности. Естественно, особое внимание при этом отводится агропромышленному сектору. Это вселяет уверенность в сохранении стабильности на рынке АПК: опрошенные «Агротехникой и технологиям» специалисты выразили надежду, что благодаря более-менее стабильным ценам на зерно и молоко сельхозпроизводители будут в состоянии инвестировать в закупку сельскохозяйственной техники. 

Однако эксперты более сдержаны в своих оценках. Так, по данным опроса, проведённого в апреле ассоциацией дилеров сельхозтехники «АСХОД» и отраслевым союзом производителей сельхозтехники VDMA Agricultural Machinery, 84% дилеров ожидают падения продаж техники по результатам года. Также в ближайшие шесть месяцев дилеры ожидают проблем с поставками машин и запчастей, а также ухудшения условий финансирования. 

25398323_1980241555326094_166154980144052542_o.jpg
DEUTZ-FAHR

Тенденции рынка 

Тем не менее, производители сельхозтехники смотрят на ситуацию более оптимистично. «Современные машины и технологии играют значительную роль в повышении экономических показателей предприятий АПК, ведь новые орудия более производительны и эффективны при агрегатировании с современными тракторами, оснащёнными такими системами, как TIM, ISOBUS и системами точного земледелия», — говорит Михаил Прохоров, специалист по продукту DEUTZ-FAHR RUSSIA. 

По его словам, рост спроса на сельскохозяйственную технику наблюдается во многих странах, в том числе и в России. «Мы видим положительную динамику на рынке тракторов, которая прогнозируется на ближайшие пять лет. Основным драйвером роста являются государственные программы поддержки сельского хозяйства, направленные, в том числе, на модернизацию парка техники. В течение последних пяти лет мы наблюдаем значительное увеличение доли 1,4- и 2-тягового класса в структуре импортных тракторов. Модели этого сегмента на данный момент являются одними из самых продаваемых». 

Того же мнения придерживается и Сергей Герасимов, продуктовый менеджер компании . В настоящее время, рассказывает он, можно выделить две основные тенденции: на повышение экономии топлива и автоматизацию систем управления трактором. При этом если изначально в большинстве стран и, в том числе, на российском рынке современные системы автоматизации были особенно востребованы на мощных тракторах, то сейчас они устанавливаются также на машины средней и малой мощности. «До сих пор значительная часть фермеров, покупая современный трактор западного бренда, стремились заменить старые машины на более мощные, так как последние способны выполнять наибольшую часть работ и быстрее окупаются. Это такое стереотипное для рынка мнение, что тракторы малой мощности большинством аграриев воспринимаются как вспомогательные машины. Но сейчас подход меняется, и в перспективе маленькие тракторы будут становиться все более востребованными, и их оснащение электронными системами также будет экономически оправданным», — не сомневается Сергей Герасимов.

Как и всё в нашем современном мире, тракторы постепенно выходят в онлайн, констатируетАлексей Савинов, менеджер по тракторам высокой мощности CNH Industrial. Трактор — уже не средство механизации труда, а средство его автоматизации, объясняет специалист. Эта тенденция идёт сверху вниз, начиная от самых энергонасыщенных и оснащённых моделей. Производители техники либо разрабатывают собственные интернетпорталы, либо тесно сотрудничают с крупными игроками в этой отрасли. Порталы позволяют менеджеру или собственнику дистанционно управлять парком машин, отслеживая местоположение техники, её состояние, определять C вид выполняемой работы, проводить диагностику неисправностей, отслеживать рабочие параметры машины и находиться на прямой связи с оператором. Также, помимо получения информации по конкретной машине, можно в целом управлять работой парка, устанавливая маршруты движения техники в режиме автопилотирования, изменять норму внесения удобрений и т. д. Апогеем данного этапа развития сельского хозяйства является беспилотная машина, способная автоматически выполнять команды находящегося на удалении оператора и действовать по заданным сценариям. 

Ещё одна тенденция, которая прослеживается достаточно давно, но никак не может набрать полную силу из-за значительных ограничений — переход на альтернативное топливо. В этой области уже есть готовые разработки. Так, компания CNH Industrial в прошлом году представила двухтопливный трактор, работающий на смеси дизеля и метана. Примечательно, что технология разработана в России при поддержке итальянских коллег на заводе в Набережных Челнах. Другая не менее интересная концепция — электрический трактор под брендом Steyr, представленный также в прошлом году на выставке Agritechnica в Германии.

Трактор-беспилотник

Все производители двигаются в направлении «беспилотности» и автономности тракторов, активно развивается роботизация, рассказывает Олег Стецюк, управляющий товарной группой компании Ростсельмаш. «Полной автономности у трактора пока, конечно, нет, — замечает он. — Но мы идём к тому, чтобы находящийся в кабине оператор выполнял минимум операций. Сегодня технологии уже позволяют добиться того, что оператор может практически ничего и не делать: существует автопилот, авторазворот трактора в поле и многое другое». Но в чём же тогда смысл автономности и ухода от услуг механизатора? Прежде всего, никто не отменял проблемы с кадрами, говорит Олег Стецюк. А беспилотник позволит автоматизировать многие процессы и исключить человеческий фактор — мир постепенно к этому идёт. «Есть, конечно, политические и законодательные нюансы, — замечает специалист. — Например, не в каждой стране допустимо ездить на таком виде транспорта без оператора, но я думаю, что эти барьеры будут преодолены, когда технология будет полностью готова. Запросы от аграриев на такие технологии поступают, многие хотят приобрести беспилотники, особенно агрохолдинги, у которых очень остро стоит вопрос с набором квалифицированных кадров и им необходимо обрабатывать большие площади за меньшее время».
При этом беспилотная техника вряд ли обойдётся аграриям дороже, считает Олег Стецюк. Ведь экономия будет происходить за счёт сокращения рабочей силы и автоматизации процессов. «Сегодня зарплата механизатора составляет в среднем 50 руб./га. Если он обрабатывает 5 тыс. га за сезон, заработает 250 тыс. руб., — подсчитывает специалист. — Выходит, что эту сумму хозяйство может ежегодно экономить только на одной машине. Но главное — не будет влиять человеческий фактор, ведь робот не устаёт». На поле беспилотный трактор без проблем может работать по заданной программе. Однако с транспортировкой груза с поля в хозяйство уже сложнее. «Теоретически, конечно, он и на это способен, но здесь уже встаёт законодательный вопрос, который пока не решён, — рассуждает Стецюк.
Но внесение поправок в законодательство — всего лишь дело времени, ведь использование беспилотной техники экономически эффективно. «Я думаю, к повышению производительности такого трактора прибавится ещё около 15% за счёт отсутствия усталости у оператора и остановок на перекур. Кроме того, появится возможность работы в ночную смену — беспилотный трактор может работать ночью без снижения производительности и с обычными затратами (тогда как оплата ночных смен механизаторам идёт в двойном размере). Суммируя всё это, можно сказать, что экономия на один такой трактор в год составит около 400 тыс. руб. Так что, несмотря на его изначально высокую цену, машина себя быстро окупит. Первые шаги уже сделаны, прототипы беспилотных тракторов уже существуют в Европе, в России пока такой техники нет. Но у нашей компании сейчас идёт работа над созданием беспилотного комбайна, также мы задумываемся о создании беспилотного трактора. Когда технологии для беспилотного комбайна будут готовы, их всегда можно автоматически «перебросить» на трактор», — заключает Олег Стецюк.


Снимок.JPG

Запросы аграриев 

В компании CNH Industrial считают, что при выборе новых тракторов аграрии обращают внимание, в первую очередь, на возможность работы с существующим парком прицепных орудий, надёжность, универсальность и ремонтнопригодность. «Помимо этого важным фактором становится качество сервисных услуг дилера и поддержка производителя в послепродажном обслуживании, — рассуждает Савинов. — Кроме того, клиенты просчитывают и совокупную стоимость владения, в частности, расход топлива, а также наличие современных опций точного земледелия». 

Каждый аграрий ищет для себя оптимальное сочетание надёжности, экономичности, производительности и стоимости, уверен Сергей Герасимов из . Безусловно, все хотят получить машину с наименьшими затратами (как первоначальными, так и при последующей эксплуатации), говорит он. Фермеры научились считать свои затраты и понимают, что расходы на ГСМ и запчасти не менее важны, чем стоимость самой машины. Но есть и ещё один момент, который нельзя не учитывать — это надёжность системы навигации и уровень оснащённости трактора. А это уже вопрос не качества техники, а качества эксплуатации: кто и как будет на ней работать, какой квалификацией будут обладать механизаторы, будет ли проводиться регулярное обслуживание машины. 

Безусловно, электронные системы помогают снизить влияние человеческого фактора, но полностью его исключить они не могут, не сомневается Сергей Гарасимов. Поэтому наравне с производителем и сами сельхозпроизводители несут ответственность за эффективность работы машин. «Наибольший спрос мы отмечаем на энергонасыщенные мощные тракторы, т.к. традиционно именно эти машины более всего оснащены вспомогательными системами. Каждый из них в хозяйстве становится особенным инструментом, поскольку выполняет большой объём наиболее важных работ. Соответственно, вложения в оснащённость, напрямую влияющую на надёжность и экономичность, быстрее окупаются», — делится специалист. 

Поэтому компания продолжает совершенствовать систему телеметрии, помогающую собирать и анализировать большой набор параметров, продолжает Герасимов. Сегодня к такой системе можно подключить любой из тракторов, рассказывает он. Также ведутся разработки, связанные с использованием искусственного интеллекта, чтобы было проще ориентироваться в постоянно возрастающем объёме данных, и развиваются технологии, позволяющие объединять в единую сеть работающие в хозяйствах машины разных брендов. По словам специалиста, система представляет собой интерфейс, в котором можно свободно обмениваться данными, хранящимися на веб-порталах разных производителей сельхозтехники и эффективно управлять смешанным парком техники. 

Иван Моржаков, менеджер по продукту тракторы , акцентирует внимание на том, что инновации в отрасли направлены в сторону применения более лёгких тракторов для минимизации уплотнения почвы. «Сейчас на это начинают обращать всё больше и больше внимания, — поясняет Моржаков, — ведь уровень технологий позволяет эффективно реализовывать мощность лёгких тракторов». Также, по его словам, уделяется внимание качественным улучшениям. К примеру, растёт интерес к системам автоматического вождения и к сигналам повышенной точности, что связано с тем, что сеть RTK стала более доступна через мобильную сеть. Вызывают интерес и системы телеметрии, позволяющие контролировать парк техники в ходе её работы и обслуживания. Ещё одно из новых направлений, интересных аграриям — очистка лесополос мульчерами. «Это хорошая дополнительная прибыль, поэтому клиенты всё чаще работают в этом направлении», — констатирует Иван Моржаков. 

Однако при этом специалист замечает, что в связи с кризисом спрос на технику и передовые технологии вошёл в фазу ожидания. «Продажи тракторов за первые три месяца 2020 почти в 2 раза превысили продажи за аналогичный период 2019 года, — делится он. — Но сейчас на рынке в целом наблюдается умеренный спрос — клиенты не спешат выкладывать деньги, наблюдая за развитием ситуации». 

«Действительно, за последние годы тенденция развития рынка изменилась — вырос спрос на тракторы малой и средней мощности, что в первую очередь связано с развитием плодоовощного сектора и молочного бизнеса», — дополняет коллегу Ангелина Горшкова, продуктовый менеджер по тракторам в СНГ. По её словам, основные запросы сегодня — простота и надёжность: клиентам важно понимать, что в процессе эксплуатации не возникнет сложностей с ремонтопригодностью узла, доставкой запасных частей или с квалификацией сервисных специалистов дилера. 

news-3-high.jpg

Оптимизировать производственный процесс 

Новые опции всегда направлены на увеличение производительности машины, если, конечно, они не связаны с усложнением конструкции основных узлов, таких как двигатель или трансмиссия, считает Ангелина Горшкова. «К примеру, на рынке сейчас много предложений трансмиссии вариативного типа и двигателей, которые могут работать только на топливе с очень низким содержанием серы, которое в некоторых регионах России достаточно тяжело найти», — поясняет специалист. 

Необходимость прибегать к использованию современных технологий для максимальной оптимизации производственных процессов и увеличения урожайности подчёркивает также Михаил Прохоров из DEUTZ-FAHR RUSSIA. «Сегодня всё большее количество агропредприятий используют системы мониторинга парка техники и системы точного земледелия в целях повышения эффективности и производительности. Поэтому при подборе комплектации трактора необходимо учитывать то, какие системы и какое оборудование для мониторинга и навигации применяются в хозяйстве или будут внедряться. Также для корректного выбора опций важно обратить внимание на используемый шлейф орудий и техники, с которыми трактор будет взаимодействовать через TIM и ISOBUS», — советует специалист. 

«В сельскохозяйственной отрасли существует постоянный фокус на эффективность выполнения каждой операции, — добавляет Ольга Шлопак, менеджер по продукту тракторы . — Для достижения максимальной эффективности производства и роста дохода компаниям необходимо переходить на использование инновационных технологий, таких как беспилотная сельскохозяйственная техника с различными сенсорами, беспилотные летающие аппараты и прочие цифровые элементы. При этом управление производственными процессами должно быть максимально автоматизировано, а вовлечение в эти процессы человека — минимальным. Переход на единую, цифровую платформу будет ключом к успешному делу». 

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»