В Новороссийске будет построен продовольственный хаб, сообщила администрация Краснодарского края. Проект будет представлен в ходе Российского инвестиционного форума (РИФ) в Сочи в феврале. По информации краевого департамента инвестиций и развития МСП, предполагаемая площадь объекта составит около 19 тыс. кв. м, он будет строиться в рамках реализации проекта «Развитие южного экспортно-импортного хаба». Грузооборот нового логистического центра оценивается более чем в 1,5 млн т в год. Хаб будет предназначен для кратковременного хранения товаров народного потребления, продуктов питания и их комплектации к отправке в магазины розничной торговой сети. Сумма инвестиций составит 1 млрд руб.
«Коммерсант Кубань» на прошлой неделе сообщал, что на РИФ будут представлены и другие проекты, также вошедшие в программу развития южного экспортно-импортного хаба. Так, до 2023 года планируется реконструировать нескольких крупных морских портов, расширить аэропорт Краснодара, а также возвести новые и модернизировать действующие железнодорожные магистрали и автотрассы. Кроме того, планируется создать логистический парк проектной мощностью 15 тыс. т груза в год в Староминском районе края. Он будет организовывать и осуществлять перевозки любым видом транспорта, а также предоставлять информацию о движении грузов. Планируется, что привлеченные инвестиции позволят Краснодарскому краю обеспечить рост экспорта, увеличить грузо- и пассажирооборот.
Начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко считает, что современные тенденции развития интернет-торговли продуктами питания, готовой еды и офф-лайн ритейла требуют новых логистических решений. «Торговля продовольствием — это не просто склад и парк машин для развоза, это системы управления, в том числе новейшие решения ИТ», — прокомментировала она «Агроинвестору». По словам Снитко, потребителями товаров, которые хранятся в логистических хабах, могут быть совершенно разные компании, которые занимаются розничной торговлей продовольствие, рестораны, кафе, заведения dark kitchen, работающие с доставкой готовой еды.
Старший менеджер практики оказания услуг компаниям агропромышленного комплекса PwC Антон Виноградов говорит, что строительство подобного продовольственного хаба целесообразно и, при наличии должным образом проработанной концепции, может внести существенный вклад в реализацию экспортного потенциала региона. «Ключевым фактором успеха проекта будет его местоположение, сочетающее ресурсную базу и логистические возможности», — считает Виноградов.
По его словам, факторы, повлиявшие на принятие решения о строительстве подобного объекта, понятны: Краснодарский край является безусловным лидером по объемам производства сельскохозяйственной продукции, а также ключевым экспортно-импортным коридором страны. Поскольку предполагается, что хаб будет использован как оптово-распределительный центр, можно предположить, что он будет ориентирован на работу с малыми и средними предприятиями для улучшения доступа их товаров на полки магазинов, думает Виноградов.
Он обращает внимание, что сейчас в общем объеме агроэкспорта Кубани не менее 80% приходится на сырьевые товары, в том числе 70% в стоимостном выражении — на зерно. Развитие поставок за рубеж продовольственных товаров сейчас выглядит очень перспективно, в том числе потому что решает проблему перенасыщения внутреннего рынка отдельными категориями продукции при не растущем внутреннем спросе, говорит Виноградов. По его словам, экспортный потенциал имеют рис, сахар, мука, сыры, колбасные изделия, консервы, растительное масло, макаронные и кондитерские изделия, крахмал, вино. «Они уже представлены в структуре экспорта Краснодарского края», — уточняет Виноградов.
Проект «Развитие южного экспортно-импортного хаба» является одним из основных пунктов стратегии развития края до 2030 года. «Краснодарский край с точки зрения географии и транспортного потенциала — ворота России, и мы должны использовать наше выгодное положение, быть первым транзитером в масштабах страны, в первую очередь, через Новороссийский порт, — рассказывал ТАСС замгубернатора региона Игорь Галась в 2018 году. — Также активно развиваем инфраструктуру Тамани. Это проекты общероссийского масштаба, здесь федеральные игроки». По его словам, стратегия делает регион более привлекательным для иностранных инвесторов: наличие документа говорит о том, что на территории есть четкая политика с определенными приоритетами. «Мы рассчитывали как на собственные силы, так и на частные инвестиции, в том числе иностранные», — уточнял он.
Среди приоритетов программы Игорь Галась выделял дальнейшее увеличение мощностей по перевалке грузов через порты Кубани. Например, мощность Новороссийского порта должна возрасти до 220 млн т грузов. «Естественно, это за собой влечет наращивание и выстраивание логистики и в железнодорожном, и автомобильном, и авиационном транспорте», — добавлял он. Также планируется создать большой логистический проект на базе краснодарского аэропорта, построить новые дороги к нему. «Можно использовать железнодорожные линии — они проходят рядом — с точки зрения подвоза как пассажиров, так и грузов», — говорил Галась. В Тамани, по его словам, будет создано промышленное припортовое производство различных товаров, в том числе для поставки на экспорт.
Представитель Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края уточнил «Агроинвестору», что в 2019 году плановый объема экспорта продукции АПК составлял $2,3 млрд, регион перевыполнил его на $2,14 млн за счет создания новой товарной массы, в том числе с высокой добавленной стоимостью. В основном за рубеж поставлялись злаки (на сумму $1,8 млрд), жиры и масла ($285 млн), овощи ($61,6 млн). По словам представителя ведомства, в 2019 году экспорт зерна был перевыполнен на 11,3%, масложировой продукции — на 11%, мяса и молока — на 36,3%. «Целевой показатель по экспорту готовой продукции (сахар, свекловичный жом, вино, пиво, минеральная вода) — $134 млн, он был перевыполнен на 15%», — рассказал представитель министерства. В этом году Кубань продолжит увеличивать объемы вывоза продукции, задача — довести поставки до $2,5 млрд.