Из-за распространения африканской чумы свиней (АЧС) их общее поголовье в мире может сократиться на 25%. Такой прогноз озвучил вице-президент Всемирной организации по охране здоровья животных (МЭБ — Международное эпизоотическое бюро) Марк Шипп, сообщает «Вести.Экономика». Хотя он не думает, что домашние свиньи будут потеряны как вид, однако АЧС — это самая крупная угроза для их разведения, с которой столкнулось человечество за последнее время. Ранее президент организации Моник Элуа в интервью Reuters сказала, что все страны независимо от географического положения находятся под угрозой, поскольку существует множество потенциальных источников заражения животных, и в ближайшее время не стоит ждать улучшения ситуации. Кроме того, там, где уже выявлялся вирус, произойдут новые вспышки, а для соседних с ними занос АЧС — лишь вопрос времени. По мнению Элуа, меры, которые принимаются для решения проблемы, адекватные, но важно реализовывать их в полном объеме. Есть разница между решениями на бумаге и конкретными действиями, особенно в очень больших странах с широким спектром производства, отметила она.
За неделю с 26 октября по 1 ноября ряд стран сообщили в МЭБ о новых случаях АЧС. Так, в Венгрии было обнаружено 37 очагов, в Латвии — 12, в Польше — 65, в Румынии — 61, в Китае и Словакии — по одному, в Южной Корее — четыре, на Филиппинах — девять. В Китае из-за АЧС поголовье свиней по итогам сентября оказалось на 40% меньше, чем годом ранее, оценивало агроведомство страны, однако отраслевые эксперты не исключали, что потери гораздо больше.
Распространение вируса не только привело к сокращению поголовья свиней в Азии, но и спровоцировало рост мировых цен на свинину. Так, глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин ранее рассказывал «Агроинвестору», что тот же Китай уже почти не смотрит на цену, когда импортирует свинину. «Подумайте только: в сентябре она стоила на 70% дороже, чем годом ранее. Китай увеличивает объемы поставок и из Европы, и из Бразилии, и из других стран, и все равно удовлетворить спрос сложно — настолько упало производство из-за распространения АЧС», — подчеркивал он.
В России с начала года по 30 октября было зарегистрировано 113 вспышек АЧС, в том числе 76 — среди домашних свиней, следует из данных Россельхознадзора. Однако кроме выявления заболевания у животных не раз фиксировались случаи обнаружения генома вируса в мясной продукции, в частности в колбасе. Например, в октябре ДНК АЧС была выделена при лабораторном исследовании вареной колбасы цеха «Итера» (Калужская область). Продукция предприятия попала в Челябинскую, Омскую и Ростовскую области, а также в Татарстан и Краснодарский край. В мае в Еврейской автономной области (ЕАО) на границе с Китаем было изъято 2 кг колбасы, зараженной АЧС, которую пытался провезти в ручной клади гражданин КНР.
По оценке гендиректора Национального союза свиноводов (НСС) Юрия Ковалева, нельзя сказать, что ситуация с АЧС в России благополучная, однако она контролируемая. «Хотя в европейской части страны даже наши крупные предприятия, в частности, в Калининградской, Курской и Новгородской областях столкнулись с возникновением заболевания, вирус не распространился дальше, его удалось локализовать», — отмечает он. Правда, у союза есть некоторые опасения по степени контроля заболевания в Амурской области, Еврейской автономной области и Приморском крае: крупных предприятий там немного, в основном работают ЛПХ и КФХ, в том числе, со свободным выгулом свиней. Ковалев не исключает, что в хозяйствах населения могут быть единичные случаи сокрытия информации о гибели свиней, однако такие факты все равно становятся известны через какое-то время. Несмотря на то, что на территории страны вирус присутствует уже 12 лет, на Дальнем Востоке его не было, поэтому местные свиноводы не были готовы к борьбе с ним. «В итоге сейчас там начинается массовое уничтожение хозяйств, которые занимались свободным выгулом. Иными словами, ситуация находится на стадии взятия под контроль», — рассказал он «Агроинвестору».
А вот в Юго-Восточной Азии — прежде всего, в Китае, Вьетнаме, Камбодже — этого пока не наблюдается, там ситуация с АЧС по-прежнему ухудшается, продолжает Ковалев. «Дело в том, что во многих этих странах свиноводство было сосредоточено в руках мелких семейных компаний, где крайне сложно говорить о биобезопасности, — поясняет глава НСС. — Там наступает дефицит животного белка, резко возрастает импорт. Для примера, если в России за 10 лет из-за АЧС было уничтожено чуть более 2 млн свиней, то Вьетнам менее чем за год забил 7 млн».
Также очень тяжелая ситуация в странах Восточной Европы — Румынии, Украине, Молдавии. «Там очень много ЛПХ, которые мало контролируются», — комментирует Ковалев. А вот в ЕС, по его мнению, ситуация с распространением АЧС в целом под контролем, хотя заболевание фиксируется более чем в 10 государствах, однако там доля мелких хозяйств минимальна. «Основная проблема в Европе — это дикая фауна. Тем не менее, большинство стран ЕС, в частности, Бельгия, Чехия и др. продемонстрировали высокий уровень борьбы с вирусом, подключив всевозможные ресурсы, вплоть до Минобороны, — обращает внимание Ковалев. — Там есть общее понимание того, что с вирусом нужно бороться сообща. У нас, к сожалению, этого нет: если Россельхознадзор и Минсельхоз ведут активную борьбу с АЧС, то у Министерства природных ресурсов понимания гораздо меньше».
Несмотря на то, что вирус активно распространяется в соседних с Россией странах, пока Ковалев не видит рисков заражения наших предприятий, поскольку мы не получаем их продукцию. Более того, наши комплексы имеют высокий уровень биозащиты, а действия властей в случае угрозы биологической безопасности хорошо отработаны. Однако остается риск завоза вируса с продуктами в багаже и ручной клади пассажиров. «Но это небольшой риск, он не является угрозой нашему свиноводству», — уточняет он.
В целом АЧС уже достаточно серьезно ударила по миру и хочется верить, что ситуация не ухудшится, однако предполагать, что все будет благополучно, тоже не приходится: искоренения вируса и разработки вакцины против него в ближайшие годы не предвидится, признает Ковалев. «Нужно учиться жить в существующих условиях и шаг за шагом брать вирус под контроль, соблюдая повышенные меры безопасности, но при этом не нарушая торговые связи», — резюмирует он.