Китайская корпорация «Дунцзин Групп» (Dongjing Group) намерена вложить 7 млрд руб. в создание инфраструктуры специализированного зернового порта на реке Амур в Хабаровском крае. Как говорится в сообщении Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, в ходе рабочей поездки в Китай гендиректор агентства Леонид Петухов встретился с замгендиректора Китайской компании строительства портов У Ди и председателем совета директоров компании «Дунцзин» Чжаном Дацзюном. «Стороны обсудили реализацию проекта по созданию крупной сельскохозяйственной фермы на Дальнем Востоке», — говорится в сообщении.
Одновременно на встрече обсуждался проект по созданию портового терминала для хранения и переработки зерна для его дальнейшей поставки по Амуру в порты провинции Хэйлунцзян, сообщает Chinalogist. Проект предполагает создание сельскохозяйственного кластера, портовой и складской логистики. Инвестиции в проект оцениваются в 7 млрд руб., из которых 2 млрд руб. пойдут непосредственно на строительство порта, еще 5 млрд руб. — на создание необходимой инфраструктуры. Как сообщил Петухов, агентство уже нашло для китайских партнеров площадку под возведение порта. Сейчас «Дунцзин Групп» подала документы на получение статуса резидента территории опережающего развития.
О намерении «Дунцзин Групп» создать портовую логистику и складские мощности на Дальнем Востоке стало известно в прошлом году. В планах компании — строительство транспортных коридоров, связывающих российские и китайские города: Хабаровск — Фуюань, Благовещенск — Хэйхэ, Нижнеленинское — Тунцзян, с выходом по реке Амур на морской порт Николаевск-на-Амуре. В рамках первого этапа проекта «Дунцзин» планирует возвести специализированный речной порт на территории Хабаровска для перевалки агропромышленных товаров мощностью 400 тыс. т в год, сообщает Минвостокразвития. Кроме того, будут созданы складские помещения объемом 100 тыс. т.
В будущем китайский инвестор планирует организовать крупный трансграничный агропромышленный кластер, который будет включать хозяйства по выращиванию сои в России и перерабатывающие мощности в приграничных китайских городах. В августе пресс-служба Минвостокразвития сообщала, что у «Дунцзин» есть 75 тыс. га в Хабаровском крае под производство сои и зерновых агрокультур, 35 тыс. га из них уже используются. В проект инвестировано около 2 млрд руб., часть средств пошла на приобретение сельхозтехники. В ноябре русскоязычный китайский портал «Партнеры» сообщил, что в 2019 году площадь арендованных китайской компанией земель должна достичь 200 тыс. га. «Все выращенные соевые бобы будут отправлены в провинцию Хэйлунцзян», — говорилось в сообщении.
Российский Дальний Восток обладает высоким природно-климатическим потенциалом для производства растениеводческой продукции, особенно сои, напоминает президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин. «На это в том числе ориентируется наш геополитический партнер Китай, который в свете продолжающейся торговой войны больше не рассматривает США как стабильного поставщика сельхозтоваров и старается диверсифицировать поставки аграрной продукции», — сказал Скурихин «Агроинвестору». Как следствие, сейчас китайские компании готовы инвестировать в экономику России с прицелом на долгосрочное сотрудничество.
При этом сейчас сельхозпродукция в Китай доставляется либо железнодорожным транспортом, либо до дальневосточных портов для дальнейшей перевалки грузов. Выстраивание альтернативного товаропотока при помощи речного транспорта позволит расширить транспортную инфраструктуру и, таким образом, будет способствовать дальнейшему развитию АПК Дальневосточного региона, добавил Скурихин.