В сентябре 2016 года оборот розничной торговли вырос на 0,1% по сравнению с предыдущим месяцем с исключением сезонного фактора. Как говорится в мониторинге Минэкономразвития за январь-сентябрь, рост оборота произошел впервые с начала 2015 года на фоне позитивных тенденций в динамике доходов населения, за месяц поднявшихся на 1,5%.
Без учета сезонного фактора оборот розницы сократился на 3,6%, что является минимальным сокращением с начала спада, начавшегося в январе 2015 года. Как отметили в Минэкономразвития, замедление в большей степени связано с позитивными тенденциями в обороте непродовольственными товарами: после сокращения на 5,2% в июле и 4,8% в августе снижение в сентябре составило 2,8%. Тем не менее положительные изменения отмечаются и в сегменте продовольственных товаров: в сентябре сокращение замедлилось до 4,4% с 5,4% и 5,3%, зафиксированных в августе и июле соответственно.
В целом за январь-сентябрь падение розничной торговли составило 5,4% (против 8,9% за аналогичный период 2015 года), оборот продовольственными товарами снизился на 5,1%, непродовольственными — на 5,7%.
Помимо розничной торговли в сентябре положительную динамику с сезонной корректировкой показала лишь добыча полезных ископаемых. Промышленное производство в сентябре снизилось на 0,2%, обрабатывающие производства — на 0,4%, производство продукции сельского хозяйства — на 0,5%. По оценке Минэкономразвития России, сезонно сглаженный индекс ВВП в сентябре показал отрицательную динамику, снизившись на 0,2% по сравнению с августом. В годовом выражении в сентябре ВВП снизился на 0,7%, за девять месяцев — также на 0,7%, восстановление экономического роста в министерстве ожидают к концу 2016 года. Инфляция в России с начала 2016 года сохранилась на уровне 4,1%, что, отметили в МЭР, является «минимальным показателем в современной российской истории».
Как ранее прогнозировали в Минэкономразвития, возвращение экономики к росту будет сопровождаться «очень слабым началом роста потребительской активности». В то же время эксперты советуют поставщикам и торговым сетям не рассчитывать на существенный рост оборота в следующем году. «В начале следующего года продовольственному ритейлу будет нелегко. К этому приведут слабость спроса и снижение инфляции. Совсем несладко придется региональным сетям, из которых уже сейчас 24% считают, что прогноз на 2017 год, скорее, негативный, а каждая пятая не ждет особых изменений», — сказал «Российской газете» партнер BCG Иван Котов. Чтобы сохранить покупателей, бизнес должен подключать онлайн-продажи, усиливать автоматизацию бизнеса и продвигать товары собственной торговой марки, полагает он.