Журнал «Агроинвестор»
С 1 января начал действовать запрет на ввоз продуктов питания из Турции
В список в частности попали мандарины, виноград и томаты, до 50% которых Россия импортировала как раз из этой страны. Всего же ее доля в общем объеме поставок зарубежного продовольствия в 2015 году не превышала 6% в деньгах.
Весной перечень запрещенной продукции был расширен по фитосанитарным причинам, хотя изначально продэмбарго было политической мерой: реакцией на то, что в ноябре ВВС Турции сбили в районе границы с Сирией российский Су-24. Администрация Реджепа Эрдогана отказались принести извинения и выплатить компенсацию, в результате отношения руководства государств сошли на нет, а страна потеряла не только рынок сбыта продуктов питания, но и туристический поток — чартерные воздушные перевозки были запрещены с 1 декабря 2015-го, туроператоры приостановили продажу путевок. Также были заморожены программы экономического сотрудничества, в России ограничили работу турецких организаций.
Поскольку выпавшие объемы импорта нельзя оперативно заместить собственным производством, а в некоторых категориях в принципе невозможно, произошла переориентация на другие страны — именно поэтому запрет на ввоз начал действовать не с декабря: ритейлерам дали время найти новых поставщиков. Так, например, место Турции на рынке томатов (страна ежегодно экспортировала нам 300-400 тыс. т) заняла Марокко, хотя изначально такой сценарий казался маловероятным: в 2015-м на ее долю приходилось чуть более 17% их ввоза. Тем не менее, по итогам первого квартала 2016 года показатель увеличился до 56,6% в деньгах — всего на 1,1% меньше, чем доля Турции в 2015-м. Правда, марокканские томаты оказались примерно в полтора раза дороже турецких, однако если бы поставки не удалось увеличить, рынку могла грозить дестабилизация. А так в первом квартале общий ввоз оказался всего на 46,4 тыс. т меньше, чем годом ранее, что практически не повлияло на рынок, тем более на фоне удорожания продукции из-за девальвации рубля и сокращения покупательской способности населения.
Учитывая, что при работе с большинством новых поставщиков логистическое плечо будет больше, а значит доставка товаров дороже, премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу и Минсельхозу отслеживать все ценовые колебания и в случае необходимости принять меры для увеличения предложения и недопущения роста цен. В январе продукты питания, по данным Росстата, в целом подорожали на 9,2% к аналогичному периоду 2015-го, причем в большей степени на это повлиял именно рост цен на плодоовощную продукцию — впрочем, традиционный для зимы. Однако уже по итогам первого квартала динамика продовольственной инфляции замедлилась до 6,9% опять же за счет снижения стоимости овощей и фруктов. В частности, огурцы и томаты подешевели на 9,7% и 7,9%. «Эмбарго на томаты рынок даже не заметил», — отмечал в марте исполнительный директор Национального союза производителей плодов и овощей Михаил Глушков.
В конце июня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принес извинения за гибель российского летчика, в итоге отношения между государствами стали восстанавливаться. Так, довольно быстро — в октябре — правительство разрешило возобновить импорт турецких цитрусовых, абрикосов, персиков, нектаринов и слив. В ноябре ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минсельхоза сообщило, что ведомство предлагает отложить снятие ограничений на поставки томатов на два-три года. Уход с рынка турецкой продукции стал дополнительным стимулом для инвесторов, начавших вкладывать в создание тепличных комплексов на волне замещения импорта. В случае ее возвращения им будет сложно конкурировать из-за более высокой стоимости, многие проекты рискуют быть замороженными. Если же эмбарго сохранится, то у производителей есть шанс нарастить объемы для замещения импорта: по расчетам экспертов, на это нужно как раз два-три года.