Журнал «Агротехника и технологии»
Всего пару десятилетий назад такого понятия, как агротуризм, в России не было и быть не могло: у большинства горожан имелся свой «домик в деревне», дети проводили лето у бабушки, а вместе с этим было и понимание того, как производятся продукты питания. Но сегодня ситуация коренным образом изменилась. Традиционная деревня почти опустела, и городские дети полностью утратили с ней контакт. Чтобы вернуть подрастающему поколению любовь к земле, на агропредприятии «Совхоз имени Ленина» отрыли уникальный экскурсионный комплекс, цель которого — показать, что сельский труд может быть интересным и благородным
Еще до перестройки «Совхоз имени Ленина» имел статус хозяйства вневыставочного показа ВДНХ. Сюда привозили на экскурсию студентов аграрных учебных заведений и узкопрофильных специалистов. А сегодня водят еще и детей, чтобы рассказать, откуда берутся продукты питания, и привить уважение к сельскому труду. Проект «Контактная деревня» скорее социальный, чем коммерческий, поскольку основная цель — формирование у детей представления о сельском хозяйстве и русском крестьянском быте. В рамках этого проекта перед коллективом совхоза поставлена задача не получать прибыль, а выйти на самоокупаемость.
Фиолетовая корова
«В одной из школ, с которой мы давно сотрудничаем, как и везде, с восьмого класса дети выбирают профиль класса, где хотели бы продолжить учебу, — рассказывает директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин, — математический, гуманитарный, биологический… После посещения нашей экодеревни 20 человек одного из классов сразу же записались на биологическое направление. Это желание быть ближе к земле, к своим корням, которые у каждого человека есть на генетическом уровне. Нужно просто показать, что это такое, дать понять, что сельское хозяйство не черная дыра и не «по колено в навозе». Да, это тяжелый труд, но он благородный и в последнее время довольно неплохо оплачиваемый». Демографы и социологи давно бьют тревогу: в России, которая всегда была аграрной державой, уже много лет идет активный приток людей в города, а это неизбежно приводит к вымиранию деревень и сокращению сельского населения. В результате люди отрываются от земли, от своих корней и многовековой истории. Единственная надежда на то, что правительство поймет, что такая стратегия была ошибочной, и начнет обратный процесс, рассуждает Грудинин. Только в этом случае в деревне станут жить лучше, чем в городе. «В Европе и за океаном нет увлечения урбанизацией, — говорит он, — поэтому фермеры там востребованы и намного богаче городских жителей. А у нас в стране дошло до того, что школьники, которые однажды пришли к нам на экскурсию, очень удивились тому, что корова не фиолетовая, а пестрая. И это очень беспокоит».Оазис в мегаполисе
Экскурсии в «Контактную деревню» начали возить совсем недавно. Поскольку здесь ориентируются на группы школьников и семьи с детьми, основной наплыв посетителей ожидается весной и летом. По мнению Грудинина, новое направление, развиваемое совхозом, должно быть очень востребовано. Многие дети вынуждены сидеть летом в городе, говорит аграрий, бабушки есть не у всех, к морю ехать дорого. Поэтому «Контактная деревня» не должна испытывать недостатка в посетителях. По крайней мере, в других странах, например, в Баварии, где 40% фермерских хозяйств сориентированы на агротуризм, такие проекты очень популярны. «Где-то в деревне стоит коттедж, семья размещается там на несколько дней и погружается в некое подобие фермерской жизни: выбирает себе пони, ухаживает за ним, дети на нем катаются и играют с ним. Это очень объединяет семью. Ребенок после этого хочет вернуться сюда вновь. У нас пока это только начинается», — констатирует Грудинин. Сейчас в «Контактной деревне» есть манеж и пара орловских рысаков. В будущем планируется наладить поездки в санях, запряженных лошадьми, что также станет необычным элементом развлекательной программы. Экскурсия здесь не сводится только к осмотру животных, а предполагает активное участие посетителей в фермерской жизни. Например, можно самостоятельно помолоть зерно и изготовить из него лепешку или подоить корову и сбить масло. В избе с русской печью детям и взрослым предлагают смастерить игрушку из сена. «В перспективе мы хотим построить сыроварню, чтобы дети видели, как производят сыр, а также пекарню, где можно испечь настоящий хлеб», — делится планами Грудинин.Клубничный парк
Идея создания крупного досугового парка, объединенного темой агротуризма и сельского хозяйства, пришла к Павлу Грудинину после посещения одного из крупнейших немецких производителей земляники— фирмы Karls. «У них в одном только Берлине 120 торговых палаток, а всего по стране — 360, и никаких проблем с реализацией, как у нас, конечно, нет», — замечает директор совхоза. Владелец сельхозпредприятия Karls построил в Германии семь развлекательных семейных центров — Клубничных парков. Более того, им подписан договор на строительство 100 таких парков в Китае. Идея Клубничного парка довольна проста, рассказывает Грудинин. Он расположен на небольшой территории (8-10 га), на которой находится мини-зоопарк, где можно увидеть корову, ягнят и других сельхозживотных. Помимо этого, там расположены игровые зоны. Но главное — все это связано с земляникой. Причем посетителям не только показывают, как она растет, но также демонстрируют, как из этой ягоды изготавливается карамель, вареньеСложности преодолимы
И все же руководитель хозяйства уверен, что все трудности, возникающие на пути развития и реализации подобных проектов, преодолимы. Единственная проблема, решить которую, по мнению Грудинина, почти невозможно — это законодательные препоны, которые создают слишком сложную систему взаимодействия предпринимательства с российскими чиновниками. Впрочем, есть еще одна сложность — кризис. «Даже вопрос нехватки денег ты можешь решить, — рассуждает аграрий, — и если ты открыл интересный проект — к тебе приедут люди. А вот проблема с обнищанием населения не в твоей власти. Получается, что изначально рассчитываешь на определенное количество посетителей, а их приезжает меньше, потому что доходы упали». Впрочем, и у кризиса есть свои преимущества. В прошлом году, например, «Совхоз имени Ленина» впервые не испытывал дефицита рабочей силы по сбору земляники — на уборку урожая пришло даже больше людей, чем было нужно.К тому же в кризис людям свойственно вспоминать о своих корнях и проявлять интерес к земле и сельскому хозяйству. Так, 20 лет назад российские граждане не представляли себе жизни без выращивания картофеля у себя на даче, а потом начался период, когда на садовых участках стали появляться газоны. Сегодня же заметен обратный процесс, и не исключено, что скоро все снова начнут копать грядки и выращивать на них овощи и зелень. «Когда продукты в магазинах становятся недоступными по цене, люди начинают заниматься самообеспечением. Как долго продлится кризис, вопрос не ко мне, но если дальше будет хуже, мы увидим усиление интереса к сельскому хозяйству», — прогнозирует Грудинин.
А поскольку вблизи Москвы такого объекта, как «Контактная деревня», нет, Грудинин рассчитывает на успех: «Пока мы стараемся понять, что больше вызывает интерес у людей, а там дальше будет видно, в каком направлении развиваться».